Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

2.2. Фройдизм, психоанализ


Датой возникновения классического психоанализа считают 1895 г., когда С. Фрейд і И. Бреєр начали применять метод катарсиса для лечения истерии. Это самый известный за пределами психологии направление психологической науки и практики, который получил широкий мировой резонанс, имел влияние на различные слои культурной жизни человечества. Идеи фрейдизму повлияли на искусствоведение, литературоведение, медицину и другие отрасли науки, связанные с человеком. Основателем психоанализа С. Фрейд (1856-1939). Впервые общие положения психоанализа он изложил в 1900 г. - в «Толковании сновидений». В отличие от направлений психологии, представленных выше, психоанализ - теоретическое учение, обусловленное потребностями клинической практики.

Согласно Фрейду, психика отнюдь не совпадает с сознанием. Сознание составляет лишь тонкий слой на поверхности бессознательного. Если не исследовать бессознательное, никак нельзя понять природу психики.

Учение психоанализ имеет три уровня:

  • • метод исследования, который опирается на выявление неосознаваемого значение слов, поступков и продуктов воображения (снов, грез, фантазувань) через толкование свободных ассоциаций;
  • • психотерапевтический метод, который опирается на это исследование;
  • • совокупность теорий психологии и психопатологии (теория детской сексуальности и т.п.), в которых систематизированы сведения, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.

Ключевыми терминами психоанализа бессознательное - представление о том, что существует психическая деятельность, которой субъект не осознает; сопротивление - идея о том, что на отношение человека к объекта влияет отношение к прошлых объектов (прежде всего тех, что окружали ее в детстве); либидо - психическая энергия, источник которой - в бессознательном.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «НАД Я». «ОНО» - несознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщенная сексуальной энергией - «либидо». Человек - замкнутая система, количество энергии у каждого - постоянная величина. Бессознательное и иррациональное, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, то есть удовлетворение и счастье - главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению образцовой внутреннего равновесия.

Уровень «Я»-сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляя сексуальные порывы. На «Я» влияют три силы: «ОНО», «НАД Я» и общество, которое выдвигает свои требования к человеку. «Я» стремится установить гармонию между ними, подчиняется не принципа удовольствия, а принципа «реальности».

«НАД Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «НАД Я», тогда получит наказание в виде чувства вины, стыда, угрызений совести. «НАД Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в других формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, оговорках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывание).

Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики, депрессия.

Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяют средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания неразрешенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

Становление психики у ребенка происходит через преодоление Эдипового комплекса. В греческом мифе о царя Эдипа, который убил своего отца и женился на матери, скрытый, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплекса, что якобы исконно тяготеет над каждым мужчиной: мальчик чувствует влечение к матери, воспринимая отца как соперника, что предопределяет одновременно и ненависть, и страх, и восторг. Мальчик хочет быть похож на отца, но хочет смерти ему, и поэтому испытывает чувство вины, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (до 5-6 лет), и у нее возникает «НАД Я», совесть. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, ее патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, сексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоны - зоны удовольствия (оральная фаза). С привчанням до туалета основное внимание перемещается сначала на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позже - на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). Наконец, примерно в возрасте 4-х лет, эти отдельные поезда объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры - у девочек), суть которого - в большинстве своем позитивном отношении к отцу и агрессивном поведении по матери. По мнению Фрейда, дети избавляются позже едипових тенденций через страх кастрации.

Чрезмерное увлечение эротической активности или, наоборот, конфликты, запрета или травмы, которые ей препятствуют, могут повлечь задержку развития либидо на какой стадии. Такая задержка в условиях неспособности решить едипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамическую систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства было соотнесено со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

В поздних работах Фрейд выдвинул предположение о существовании двух категорий инстинктов: тех, которые служат целью сохранить жизнь (инстинкт любви - Эрос) и тех, которые противодействуют жизни и стремятся вернуть его в неорганическом состояние (инстинкт смерти - Танатос). В случае угрозы организму возникает тревога. Если тревога настоящая, угроза идет от конкретного внешнего источника, если невротическая тревога - источник ее неизвестно. В детском возрасте тревога возникает вследствие чрезмерного возбуждения инстинктов - позже она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует защитные меры, механизмы, направленные на избежание реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическая защита, который нейтрализует повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые прежде, в каких ситуациях были неприемлемы, а потому вытеснены из сознания, подавлены, скрытые в бессознательную часть психики, хранятся как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Итак, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психиатрических заболеваний (например, шизофрении), которым присуща значительная деформация «ЭГО» и восприятие реальности.

Задача психоанализ (по Фрейду): 1) воспроизвести из конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательную неадекватное поведение человека; 2) реконструировать минувшую травматическое событие, освободить подавленную энергию и использовать ее конструктивной (сублимация), дать этой энергии новое направление (например, с помощью анализа переноса освободить сначала подавлены детские сексуальные поезда - превратить их на сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности).

Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обычные моменты повседневности».

Недостатком фрейдизму есть преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, которая возникает в основном как биологическая сексуальная существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом. Это заставляет подавлять сексуальные порывы. Поэтому даже последователи Фрейда, неофройдисти, отталкиваясь от основных постулатов ученого о несознательность, направили свои взгляды в направлении ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Бессознательное наполнялись новым содержанием. Место нереализованных сексуальных влечений заняли коллективное бессознательное («архетипы»), выраженное в мифологии, религиозной символике, искусстве и передано в наследство (К.Г. Юнг), стремление к власти в результате чувство неполноценности (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и чувство одиночества, которое при этом возникает (Е. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Следовательно, человек с точки зрения фрейдизму - противоречивая, изначально греховная, такая, что мучается, невротическая и конфликтная существо. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезного изучения бессознательного в психике, впервые выделил и начал изучать внутренние конфликты личности.



Назад