Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

2.4. Бихевиоризм


Бихевиоризм определил очертания американской психологии XX ст. В переводе английское слово «behavior» означает поведение. Следовательно, предметом психологии, по бихевиоризмом, является поведение, а не сознание, как считали сторонники інтроспективної психологии. Сознание определяли с помощью субъективных методов, поведение было вполне в сфере действия объективного метода. Теоретическим лидером стал бихевиоризма Дж. Б. Уотсон (1878-1958). Предметом психологии он считал поведение, которая полностью построена из секреторных и мышечных реакций, которые полностью определяются внешними стимулами.

Дж. Б. Уотсон мечтал сделать психологию наукой, способной контролировать и предсказывать поведение, и это удалось бы, если бы человеческое поведение действительно зависела только от внешних факторов.

В целом біхевіористи тяготели к экспериментального подтверждения своих гипотез относительно человеческого поведения именно на животных, и среди последних выбирали даже не обезьян, а голубей и крыс - что и позволяло обходить определенные осложнения, связанные с отрицанием внутреннего мира человека. Формула «стимул-реакция», которую біхевіористи пропагандировали как объяснительный принцип поведения, предусматривала, что из человека можно вылепить что угодно, если давать ей соответствующие стимулы, положительно подкреплять определенные реакции. Российским вариантом бихевиоризма можно считать рефлексологію В.М. Бехтерева (1857_1927).

Джон Уотсон сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Он считал, что анализ поведения должен иметь сугубо объективный характер и ограничиваться извне наблюдаемыми реакциями (все, что нельзя объективно регистрировать, несомненно, т.е. мысли, сознание человека невозможно изучить, их нельзя измерить, зарегистрировать). Все, что происходит внутри человека, исследовать невозможно, то есть человек предстает как «черный ящик». Объективно изучить, можно регистрировать только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции вызывают. Задача психологии в том, чтобы за реакцией определять вероятный стимул, а за стимулом предусматривать определенную реакцию.

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, свойственных этому человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» (S-R) была ведущей в біхевіоризмі. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S-R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получения желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) или отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека чаще всего следует из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание в первую очередь избежать отрицательного подкрепления, то есть наказание, боли и т.д.

Следовательно, с позиции бихевиоризма личность - это все то, чем обладает индивид, и его возможности по реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + способность к пластичности, чтобы создавать новые навыки + способность содержание, сохранение навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организована и относительно устойчивая система навыков. Они составляют основу стабильной поведения. Навыки приспособлены к жизненных ситуаций, изменение ситуации обусловливает формирование новых навыков.

Человека в концепции бихевиоризма понимают прежде всего как существо, запрограммированную на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на необходимое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Е. Толмен поставил под сомнение схему S-R как очень упрощенную и ввел между этими членами важную переменную И - психические процессы конкретного индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, предыдущего опыта и природы стимула (S-I-R).

Позже один из последователей Уотсона - Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется последствиями, сформулировал «принцип оперантного зумовлення» - поведение живых организмов определяется последствиями, которые она вызывает.

В зависимости от того, будут эти последствия приятными, равнодушными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять этот поведенческий акт, не предоставлять ему никакого значения или же избегать его в дальнейшем. Следовательно, человек полностью зависит от своей среды, и любая свобода действия, которой, как ей кажется, она может пользоваться, - полная иллюзия.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом ракурсе - с точки зрения теории социального учения. По мнению А. Бандуры, одна из главных причин, что сделала нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью копировать поведение других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Итак, на человека влияют не только внешние условия, она также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения, самостоятельно оценивая ее.

Согласно теории социального учения Дж. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью таких понятий:

  • поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, которые сформировались в течение жизни;
  • • на поведение влияет субъективная вероятность її ожиданий, с которой, по мнению человека, будет определенное подкрепление после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепление в этой ситуации, она быстрее усваивает необходимое поведение, которое соответствует ситуации и подкреплению);
  • • на поведение человека влияет характер подкрепление, его ценность для человека (разные люди ценят и отдают предпочтение разным подкреплением: кто больше ценит похвалу, уважение со стороны других, кто - деньги, или более чувствителен к наказания и т.п.);
  • • на поведение человека влияет ее «локус контроля»: - екстернал или інтернал, чувствует она себя «пешкой» или считает, что достижения ее цели зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, содержит 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:

  • поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, является основанием социального признания;
  • поведенческие реакции приспособления, адаптации - это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
  • защитные поведенческие реакции - их используют в ситуациях, требования которых превышают возможности человека именно теперь (это реакции возражения, подавление желаний, обесценения, затушування и т.п.); 

•  техники избежании - поведенческие реакции, направленные на «выход с поля напряжения», уход, побег, отдых и т.п.;

  • агрессивные поведенческие реакции - это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, поведение и поступки человека нужно классифицировать в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность - это состояние, когда человек имеет определенную необходимость (в пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какого результата хочет достичь. Одну и ту же цель можно поставить, имея различные потребности (например, три ученики поставили цель учиться отлично, но один - нуждаясь новых знаний, другой - из честолюбивых соображений сделать карьеру, третий - через материальную нужду: отец пообещал ему в случае отличного обучения купить мотоцикл).

Поступок человека может быть: а) результатом в ответ, реакцией на внешнее воздействие (реактивная поведение) или б) проявлением некоего внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка человека может быть: а) сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) или б) приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может, если достигнуто: а) желаемого внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувства, настроение) или б) желаемого внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.д.).

Учитывая указанные критерии, было выделено 16 типов поведения (рис.2.1)

 

Побуждение к поступку

Окончания действия

Реактивный модус

Активный модус

Цель

Стабильность

Развитие

Стабильность

Развитие

Отношение внутреннее

Когнитивная Сфера

Перцептивная-1

Утилитарная-5

Врівноважувальна-9

Автономная-13

Эмоциональная Сфера

Защитная-2

Ролевая-6

Освобождающее-10

Утвердительная-14

Отношение внешнее

Когнитивная Сфера

Индуктивная-3

Сценарная-7

Атрибутивная-11

Исследовательская-15

Эмоциональная Сфера

Привычная-4

Моделирующая-8

Экспрессивная-12

Емфатична-16

             

 

Рис.2.1. Типы поведения. 

 

1. Перцептивная поведение - стремление овладеть информационной перегрузкой за счет перцептивной катетеризации, в результате которой многообразие информации, которая влияет, классифицируется, упрощается, может вызвать и более четкое понимание того, что оценивают, и потерю значимой информации.

2. Защитное поведение - любые реальные или мысленные действия психологической защиты (отталкивание, замещения, проекция, регрессия), которые дают возможность сформировать, сохранить положительный образ «Я», положительное мнение человека о себе.

Защитное поведение дает возможность человеку защититься от проблем, которые она пока не может решить, снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, любви к себе и т.д.), дает возможность «избежать угрожающей реальности», иногда трансформировать эту угрозу. На некоторое время защитный механизм необходим, поскольку человек в этот момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблемы не решает, впоследствии этот защитный механизм может стать препятствием в росте личности. Поведение человека становится малопередбачуваною, она может вредить сама себе, убегать от реальности и от тех проблем, которые ей нужно решить, то есть защитные механизмы часто порождают новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек скрывает, подменяя ее новыми «псевдопроблемами».

С. Фрейд выделял 7 защитных механизмов:

Подавление желаний - устранение желаний из сознания, поскольку их нельзя удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенного происхождения (головные боли, артрит, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.д.). Психическая энергия подавленных желаний, имеющаяся в организме человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное равнодушие к этой сферы, реальности;

Возражения - уход в фантазию, отрицание какой-либо события как «лжи». «Этого не может быть» - человек демонстрирует игнорирование логики, не замечает противоречий в своих мыслях;

Рационализация - построение приемлемых моральных, логических обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

Инверсия - подмена действия, мысли, чувств, которые соответствуют настоящему желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, ощущения (например, ребенок сначала хочет получить любовь к себе матери, но не получая этой любви, начинает испытывать противоположные желания - сердить мать, провоцировать ссору и ненависть матери к себе);

Проекция - приписывание другому человеку собственных рис, мыслей, ощущений, то есть «отдаление угрозы от себя». Когда нечто осуждают других, именно этого не принимает человек в себе, но не может признать, не хочет понять, что те же качества присущи ей самой. Например, человек утверждает, что «некоторые чиновники - лжецы», хотя фактически это может означать: «порой Я лгу»;

Изоляция - отделение угрожающей ситуации части от остальных психической сферы, что может привести к раздвоенности личности, неполного «Я»;

Регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свое мнение, несмотря на правоту аргументов собеседника. Человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.д.).

Проявление защитных механизмов время до времени присущ практически каждому человеку, но значительное количество устойчивых защитных механизмов, постоянный изоляция от реальности наиболее типичные для невротических лиц. Здоровой личности присуща активная позиция относительно действительности, изучения и освоения реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защиты, самопознания себя с юмором, то есть самоанализ внутренней жизни, но не доходя до аутизма («погружение в себя»), способность к абстрактному мышлению.

3. Индуктивная поведение - восприятия и оценивания людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение - удовольствие от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5.  Утилитарная поведение - стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха). 

6.  Ролевая поведение - это такое поведение, которое возникает в соответствии с ролевых требований, обстоятельств, которые вынуждают человека к каким действий (даже если это не совпадает с личными стремлениями).

7.      Сценарное поведение - человек является исполнителем множества правил допустимой «приличного поведения», соответствующей ее статуса в этой культуре, обществе.

8. Моделирующая поведение - варианты поведения людей в малых и больших группах (захват, подражание, внушение), ее трудно контролировать и самому человеку, и другим.

9. Врівноважувальна поведение - когда у человека одновременно является мнения, оценки, установки, которые противоречат друг другу. Она пытается их «примирить», согласовать, изменив свои оценки, домогательства, воспоминания.

10. Освобождающее поведение возникает тогда, когда человек стремится «обеспечить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или мнимых «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния благодаря активным внешним воздействиям: избежание возможных неудач, отказ от целей средней привлекательности, уступчивость).

11. Атрибутивная поведение - активное устранения противоречий между реальным поведением и субъективным системой мыслей, ослаблению, устранению когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, их взаимное согласование.

12. Экспрессивное поведение возникает тогда, когда человек достигает высокого уровня мастерства и удовлетворение от хорошо сделанного дела», если сохранен стабильно высокую самооценку, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневной социальной поведения.

13. Автономная поведение имеющаяся тогда, когда ощущение свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля за своими поступками) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеля», а не исполнителя чужих приказов, чьей воле).

14. Утвердительная поведение - переживания своих действий как реализации планов по условий максимального использования собственных внутренних ресурсов.

15. Исследовательская поведение - стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирования» разнообразной внешней информации в той форме, о которой человек применяет усвоенные ранее приемы ее обработки.

16. Емпатична поведение - значительный объем чувственной информации, что является основой міжособової взаимодействия людей, способность чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Психоаналитические теории, которые опираются на фройдизм, описывают и прогнозируют поведение человека, принадлежащего к типов 2, 6, 10. Біхевіористські теории описывают категории поведения 2, 4, 10, 12. Когнитивные теории - категории 1, 3, 9, 11. Гуманистические теории прогнозируют поведение 7, 13, 14. Все теории правы в пределах их применения.



Назад