Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

2.5. Когнітивізм и гуманистическая психология


Когнитивная психология (когнітивізм). С бихевиоризма, а именно с поздней его модели, которая между стимулом и реакцией уже допускала существование определенных субъективных факторов, берет начало направление когнитивной психологии. Суть общих представлений когнитивной психологии о психике в том, что она является свойственной живым организмам системой получения, переработки и фиксации информации. То есть представителей когнітивізму в психологии интересуют прежде всего информационные процессы, которые они представляют по аналогии с функционированием вычислительных приборов. Первой задачей этого направления было исследовать преобразования сенсорной информации от момента встречи стимула с рецептором до получения ответа (реакции). Более общие задачи это направление начал ставить перед собой, когда возможности изучения отдельных психических процессов начали иссякать.

Когнитивная психология - направление, которое пытается доказать решающую роль ЗНАНИЯ в организации поведения субъекта.

К когнитивной психологии можно отнести теорию когнитивного диссонанса Л. Фестінгера, известными представителями когнітивізму также Дж. Брунер, Г. Аткинсон.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere - знать. Психологи, которые объединились вокруг этого подхода утверждают, что человек - это не машина, которая слепо и механически реагирует на внутренние факторы или на события во внешнем мире; наоборот, умственные человека доступно больше: анализировать информацию о реальную действительность, делать сравнения, принимать решения, решать проблемы, которые стоят перед ней каждую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка. Он пришел к выводу, что когнитивное развитие является результатом постепенного процесса, который состоит из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что она стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, а в других развитие тормозится или блокируется на каком этапе через нехватку одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяет общий влияние созревания нервной системы, опыта поведения с разными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитания.

Когнитивные теории личности основываются на трактовке человека как существа, что понимает, анализирует, поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Поступок человека содержит три компонента: а) само действие, б), в) ощущения, которые она переживает, выполняя определенное действие.

Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были другими. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всесторонне проанализировать обстоятельства (мало времени, недостаток знаний), ей нужно решать, поэтому она делает выбор и совершает поступок (біхевіористи на этом завершают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершены, поскольку сам поступок является источником информации, который дает возможность формулировать или менять мнение о себе или о других.

Психолог Ф. Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что значительную часть таких негативных поступков можно объяснить с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиційними устойчивыми личностными особенностями человека («она всегда такая»). Наоборот, даже «добрые люди» могут совершать негативные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, которые способствуют актуализации или препятствуют реализации намерений, планов, взаимоотношений человека.

Найдя или создав соответствующий - удобный - канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей, манипулируя отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого канала, можно безрезультатно потратить немало усилий, осуществляя внешнее влияние на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций является более реальный фактор принятия решения, чем «объективное значение» этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализированных в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной того, что люди неточно прогнозируют собственное будущее поведение.



Назад