Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

2.6. Гуманистическая психология


Это направление в психологии связан с именами А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Оллпорта (1897-1967), он укоренившийся в психотерапевтической практике.

Главным предметом гуманистическая психология считает ЛИЧНОСТЬ как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто неподвижное, а живу возможность самоактуализации - неповторимого проявления в реальной жизни индивидуального потенциала человеческого бытия, присущего каждому человеку.

Человека нужно изучать как целостную и уникальное существо. Человек открыт миру. Проживание мира в себе и себя в мире является главной психологической реальностью. Человек - существо свободное, способна решать, выбирать путь собственного развития. Она активная, творческая существо.

Вера в человека гуманистической психологии совпадает с определенными аспектами философии Ж. -Же. Руссо, который еще во времена Просвещения считал, что цивилизация является препятствием человеческому счастью, потому что искажает первоначально добрую человеческую природу. Человек рождается, чтобы быть доброй и прекрасной, но общество и окружение не дает потенциала реализоваться, уничтожает его, прививая человеку определенные ценности, стандарты и цели, которые не являются подлинными ее ценностями, целями. Поведение человека становится выгодной ее окружению, но бессмысленной с точки зрения ее собственного развития. Чтобы быть счастливым, человеку нужно прислушиваться к себе.

Если фройдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой, мнения о самой себе и о других людях часто диаметрально противоположные («Обычно люди невідверті», «Я в основном истинный»), то есть противоречивую нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, наоборот, изучает здоровые, гармоничные личности, которые достигли вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуалізовані личности», к сожалению, составляют лишь 1-4% общего количества людей, остальные находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию нужд». Она состоит из следующих ступеней:

  • физиологические потребности - это низкие, управляемые органами тела потребности (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • потребность в надежности - стремление в материальной надежности, здоровье, обеспечении в старости и т.д.
  • социальные потребности. Удовлетворение этого уровня потребностей не является объективное, и его трудно описать. Одному человеку достаточно много контактов с другими людьми, в другой потребность в общении очень сильная.
  • потребность в уважении, осознании собственного достоинства - речь идет о престиже, социальный успех.
  • потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

 

Самореализация

 

 

Осознание собственного достоинства

 

 

Социальные потребности

 

 

Потребности в надежности

 

Физиологические потребности

                 

 Рис. 2.2. Иерархия потребностей человека (или ступени развития).

 

Вряд ли эти потребности личность может удовлетворить сама, для этого нужны группы.

Маслоу обнаружил такие принципы мотивации человека:

  • • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • • чем выше уровень власти, тем менее жизненно необходимы соответствующие потребности, то можно дольше задержать их реализацию;
  • • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. После реализации низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;
  • • с повышением уровня потребностей усиливается готовность к большей активности.

Следовательно, возможность удовлетворения высших потребностей является сильнейшим стимулом к активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека основными («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивація (потребности в развитии, поиске смысла своей жизни и т.д.).

Многим людям свойственны так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять СМЫСЛ своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, она постепенно переходит на ступень выше личного саморазвития.

Личность, которая самоактуалізується, имеет следующие черты:

  • полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать его);
  • одобрение других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть Я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть»);

• профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачи, на дело;

• автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

  • • способность к пониманию других, внимание, доброжелательность к людям;
  • • постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыта;
  • • различения цели и средств, зла и добра (нельзя прибегать к любого средства для достижения цели);
  • • спонтанность, естественность поведения;
  • • юмор;
  • • саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуалізуюча творчество в работе, любви, жизни;

• готовность к решению новых проблем, к пониманию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к реальной оценки своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

КОНГРУЭНТНОСТЬ - это соответствие переживания, осознание истинного содержания опыта человека.

Преодоления защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

Активная позиция относительно действительности, изучения и преодоления реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защиты, понимание того, что за негативной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять препятствия для личностного роста - вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и актуализации.

Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И наоборот, патогенные механизмы, которые мешают развитию личности, такие: а) пассивная позиция относительно действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я»; б) проекция, замещения, искажение истинного положения вещей в угоду внутренний равновесии и покоя.

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: а) формирование психологии «пешку», глобального ощущение своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); б) создание дефицита благ, в результате того, что ведущими становятся первичные потребности в пище и выживании; в) формирование «чистоты» социального окружения - разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», чувство вины и стыда за себя; г) создание культа «самокритики», человек признается в совершении даже тех нелестных поступков, которых никогда не совершала; д) сохранение «священных основ» (запрещено даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылок идеологии); ж) формирование специализированного языка (сложные проблемы спресовують к коротких, очень простых выражений, которые легко запомнить).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереально существования», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир понятности, упрощение». У нее формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял животные инстинкты, потеряла социальные нормы, традиции, которые определяют, что человек должен делать, и как следствие она сама не знает, чего хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда делает то, чего хотят другие, является «пешкой» в чужих руках. Такому человеку нужна «логотерапия» - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями («Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как» (Ницше).

Смысл жизни можно найти во внешнем мире, пожалуй, тремя путями: а) совершая поступки; б) переживая ценности, ощущая единство с другими людьми, переживая любовь; в) страдая.

Разные пути самоактуализации возможны при условии, если у человека есть высшие метапотреби в развитии, жизненные цели: истина, красота, доброта, справедливость.



Назад