Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Концепция Пиаже: стадии развития интеллекта


Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он трансформировал основные понятия других школ: бихевиоризма (вместо понятия реакции выдвинул понятие операции), гештальтизму (гештальт уступил место понятию структуры) и взглядов Пьера Жане (переняв у него восходящий принцип інтеріоризації, как мы уже знаем, за Сеченовым).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте - на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начале 20-х годов «Речь и мышление ребенка», «Мысль и вывод у ребенка» и т.д Пиаже, использовал метод беседы, спрашивал, например, почему движутся облака, вода, ветер? Откуда берутся сны? Почему плавает лодка и т.д.

Же. Пиаже сделал вывод о том, что взрослый человек размышляет социально, то есть мысленно обращаясь к другим людям, даже когда она остается с собой вич-на-вич. Ребенок размышляет эгоцентрически, даже когда находится в среде других.

Ребенок часто говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Это речи ребенка было названо эгоцентричным.

Принцип эгоцентризма (от лат. «ego» - я и «центрум» - центр круга) господствует над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (благо, поездах) и не способен встать на позицию другого («децентруватися»), критически взглянуть на свои мысли сбоку. Этими мыслями правит «логика мечты», которая далека от реальности.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок представала как мечтатель, что игнорирует реальность, критиковал Л. Выготский, который дал свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателя) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труда Пиаже, поскольку в них речь шла не о том, чего ребенку не хватает по сравнению с взрослым (меньше знает, мыслит и т.д.), а о том, что у ребенка есть, ее внутренняя психическая организация.

Был выделен ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или своеобразный анимизм, когда наделяет предмет свободой или жизнью: «Солнце движется, потому что оно живет»).

Не умея мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. Пиаже выделил 4 стадии. Сначала детская мнение содержится в наглядных действиях (до 2-х лет), затем они інтеріоризуються (переходят из внешних во внутренние), становятся передопераціями (действиями) разума (от 2-х до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мнение ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делают дедуктивные (например, от общего к частному) выводы.

Операции мышления не происходят изолированно. Взаимосвязаны, они образуют устойчивые и, в то же время, подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с силами, которые ее разрушают.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой - такой вообразил Пиаже картину сознания.

Сначала Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, руководствуется одним мотивом - стремлением к удовольствию, и не желает ничего знать о реальности, на которую вынуждена считаться лишь через требования окружающих. Но потом Пиаже признал начальным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, то есть элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).



Назад