Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Концепция Л. С Выготского: теория высших психических функций


Автором новаторской концепции, которая оказала влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л.С. Выготский (1896-1934). Не ограничившись общими формулами философии марксиста, он сделал попытку почерпнуть в ней положения, которые бы дали возможность психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.

Марксизм утверждал, что человек - это природное существо, но природа ее - социальная. Этот тезис требовала понять телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития.

Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологій, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

Для природно-научной психологии сознание и ее функции имеют тот же порядок вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они были открыты для объективного исследования и причинной (детерминистского) объяснения.

Для другого типа предметом психологии является духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у нее благодаря причастности к ценностям культуры, а методом - понимание, толкование этих переживаний.

Все помыслы Выготского были направлены на то, чтобы опровергнуть версию о «две психологии», которая веками розщеплювала человека, делала ее причастной к разным мирам. Сначала он опирался на понятие реакции. Ученый считал главным для человека особую реакцию - языковую, которая, конечно, является телесной действием, однако, в отличие от других телесных действий, добавляет сознания личности несколько новых измерений. Во-первых, предполагает процесс общения, а значит, она от начала социальная. Во-вторых, у нее всегда доступный психический аспект, который традиционно называют значением или значением слова. В-третьих, слово как элемент культуры имеет независимое от субъекта бытия. За каждым словом бьется океан истории народа. Так в едином понятии языковой реакции соединились телесное, социальное (коммуникативная), смысловое и историко-культурное.

В системе этих четырех координат (организм, общение, значение, культура) Выготский стремился объяснить любой феномен психической жизни человека. Інтегратизм, характерен для стиля его мышления, определило своеобразие его пути, когда, оставив понятие языковой реакции, он начал изучать психические функции.

Принципиальное новшество сразу же відмежувало теоретический поиск ученого от традиционной функциональной психологии. Суть нововведения в том, что в структуру функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) были введены особые регуляторы, а именно - знаки, которые создает культура.

Знак (слово) - это «психологическое орудие», с помощью которого формируется сознание.

Это понятие было своеобразной метафорой, оно привносило в психологию объяснения специфики человеческого общения с миром, что перегукувалося с Марксом. Специфика была в том, что общение опосредованное орудиями труда. Эти орудия меняют внешнюю природу, и потому - самого человека.

Языковой знак, по Выготским, это тоже своеобразное орудия, но особенное. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека. Оно изменяет ее. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у нее уже есть дословный психическое содержание. Этом «материала», полученном от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие добавляет качественно новое строительство. И тогда возникают высшие психические функции, а тогда начинают действовать законы культурного развития сознания - качественно иной, чем «натуральный» естественное развитие психики (что наблюдаем, например, у животных).

Понятие функции, сформированное функциональным направлением, радикально менялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, трактовал функцию сознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он начал экспериментальную работу по изучению изменений, которые осуществляет знак в традиционных психологических объектах: внимания, памяти, мышлении. Опыты, которые проводили на детях, и нормальных и аномальных, заставили по-новому интерпретировать проблему развития психики.

Новизна взглядов Выготского - не только в идее о том, что высшее функция формируется с помощью психологического орудия. Не без влияния гештальтизму ученый вводит понятие психологической системы. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (памяти и мышления), а целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций изменяется (например, в дошкольника ведущей функцией среди других есть память, а у школьника - мышление).

Высшие функции развиваются в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Будь-яка функция возникает сперва между людьми, а потом становится «частной собственностью» ребенка. В связи с этим Выготский дискутировал с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.

Выготский экспериментально доказал, что эта речь, вопреки мнению Пиаже, не является сугубо оторванными от реальности поездами и фантазиями ребенка. Она выполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реальной практической действия. Раздумывая над самой собой, ребенок планирует ее. Эти «мысли вслух» в дальнейшем інтеріоризуються и становятся внутренним языком, связанной с мышлением в понятиях.

«Мышление и речь» (1934) - название главной, итоговой книги Выготского. В ней он, опираясь на большой экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на первый план вышло значение слова. История языка показывает, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготский открыл развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой.

Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, которые они употребляют, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находится на другой стадии развития и поэтому строит смысл слов с особыми психологическими законами.

Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим Выготский обосновал идею, согласно которой «только то обучение является хорошим, предшествующего развития».

Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития». Под ней имел в виду расхождение между уровнем заданий, которые ребенок может решить самостоятельно и под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», стимулирует развитие.

В этом процессе внутренне связаны не только мысль и слово, а также мнение и движущий мотив (по терминологии Выготского - аффект). Их является интегралом переживания, как определенная целостность, которую Выготский в конце своего творческого пути назвал важнейшей «единицей» развития личности.

Он трактовал это развитие как драму, в которой есть несколько «актов», - возрастных периодов.

Творчество Выготского существенно расширила предметную сферу психологии, которая возникла как система психических функций, что имеет особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой системы (для которого характерны сознание, смысловая организация, произвольность) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.

 

Литература

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 3-х т. - Т.1. -Тбилиси, 1978.

2.  Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. - Москва, 1990.

3. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. - Москва, 1992.

4.  Левчук Л. Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособ. - К.: Лыбидь, 2002.

5.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе. В 2-х т. - К.: Форум, 2002.

6. Очерки из истории отечественной психологии (XVII - XVIII вв. / Под ред. Г.С. Костюка. - Киев, 1952.

7. Очерки из истории отечественной психологии конца XIX и начала XX вв. / Под ред. Г.С. Костюка. - Киев, 1955.

8.  Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981

9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

10.  Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. - М., 1964.

11. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

12. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

13.  Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии: Учеб. пособ. / Вст. ст. В.А. Татенка, Т.М. Татенко. - К.: Лыбидь, 1998.

14. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1988.

15.  Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Прогресс, 1990.

16.  Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

17.  Ярошевский М.Г. История психологии / 3-е изд. - М., 1985.

18.  Ярошевский М.Г. Психологи в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / 2-е изд. - М., 1974.



Назад