Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

3.1. Предмет и задачи современной психологии


Будь-яка конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. А предметом каждой науки должна быть некая сущность ее объекта. Что же можно определить как сущность психического? На этот вопрос есть очень много ответов. Предмет психологии трактуют по-разному, в зависимости от того, ученые воспринимают изучаемую реальность. На протяжении развития психологии ее предмет определенной мере было трансформировано, переформульовано, в связи с новыми взглядами на психические явления и психику. Поэтому поиски предмета психологии - это нормальные процессы жизнь науки.

Нужно отметить, что современная украинская психология в основном опирается на теоретико-методологические основы марксистско-ленинской философии, которая утвердилась в советский период. При этом психику рассматривают как системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), которая заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотъемлемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Мы отойдем от этой традиции, использовав другие методологические позиции.

Чтобы обозначить предмет общей психологии, необходимо использовать системные знания. В таких знаний относятся традиционные представления о предмете психологии, каким считали в частности душу, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки и результаты этих процессов и личный опыт человека.

Все эти предметные особенности отразились в достижениях традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

В біхевіоризмі изучение предмета заключается прежде всего в анализе поведения. При этом с предмета исследования временем невольно изымают саму психику. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. А саму поведение ортодоксальные біхевіористи понимали как совокупность отношений «стимул - реакция» (S-Г). По мнению бихевиористов, зная силу имеющихся раздражителей и учитывая предыдущий опыт человека, можно исследовать процессы обучения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в обучении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Необихевиоризм в определенной степени отказался от классической формулы бихевиоризма (S-P), а попытался учесть также явление сознания как реальной детерминанты поведения человека. При этом становится очевидным, что в промежутке между действием стимула и поведенческих реакций происходит активный процесс переработки информации, которая поступает и без учета которой невозможно объяснить реакцию человека на имеющиеся стимулы. Так возникает одно из важнейших понятий необіхевіоризму - «привходящие, или промежуточные переменные».

Психоанализ, или фройдизм появляется как общее обозначение различных школ, возникшие на базе психологического учения С. Фрейда, которое является ключевым звеном единой психотерапевтической концепции. Психоанализ - учение, которое исследует безсвідоме в его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Впоследствии фройдизм сформулировал положение в виде загальнопсихологічної теории и вступил значительного влияния во всем мире. Для фрейдизму характерно объяснения психических явлений через бессознательное, ядром которого является представление о извечный конфликт между сознательным и бессознательным в психике человека.

По мнению С. Фрейда, действия человека руководствуются глубинными побуждениями, ускользающих от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. п. С точки зрения психоанализа корни поведения человека - в ее детстве. Основная роль в процессе формирования, развития человека принадлежит сексуальным инстинктам и поездам.

В рамках психоаналитического направления существуют также другие взгляды. А. Адлер, ученик С. Фрейда, считал, что в основе поведения каждой личности есть не сексуальные поезда, а сильное чувство неполноценности, которое возникает в детстве, когда ребенок очень зависит от родителей, от окружения.

По мнению К.Г. Юнга, личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но и наследует образы предков, которые пришли из глубины веков. Поэтому исследуя человека, необходимо учитывать также понятие «коллективного бессознательного». Ученый предложил концепцию аналитической психологии, в которой признано не только роль бессознательного в виде архетипов, но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофройдистській концепции К. Хорни поведение определяет внутренне присущее каждому человеку «основное беспокойство» (или «базальная тревога»), которая является в основе внутрішньоособистісних конфликтов.

Гештальтпсихология выдвинула как центральную тезис необходимость целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Заметное место в пределах гештальтпсихологии занимает асоціанізм - учение, которое рассматривает психическая жизнь человека как сочетание отдельных (дискретных) явлений психики и придает особое значение принципа ассоциации, объясняя психические явления. Основное внимание уделено исследованию высших психических функций человека (восприятие, мышление, поведение и т.д.) как целостных структур, первичных относительно своих компонентов.

Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, который признает своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая не являются чем заранее заданным, а «открытой возможностью» самоактуализации, свойственной только человеку. В рамках гуманистической психологии весомое место принадлежит теории личности, которую разработал американский психолог А. Маслоу. Согласно этой теории, фундаментальными потребностями человека являются: физиологические (пища, вода, сон и т.д.); потребность в безопасности, стабильности, порядка; потребность в любви, чувстве принадлежности к некой общности людей (семья, друзья и т.д.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Суть психологической концепции генетической психологии в том, что развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрація) через децентрацію к объективной позиции путем екстеріо - и інтеріоризації.

Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, которую разработал А. Адлер и в основе которой - концепция наличии у индивида комплекса неполноценности и стремление его преодолеть как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа - совокупность научных взглядов американского психолога Е. Берна и его последователей о том, что судьбу человека существенно определяют особенности ее бессознательного, которое будто тянет ее в определенных событий - успеха, неуспеха, трагедий и т.д. Согласно взглядов Е. Берна, в бессознательном человека вроде сидит некая маленькая человек и дергает за ниточки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированным в бессознательном за помощью жизненных ситуаций, которые происходили в процессе активного формирования бессознательного (детские, юношеские годы).

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая психические различия и между индивидами, и между группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Парапсихология (от греч. «para» - примерно, отклонение) - совокупность гипотез, представлений, которые фиксируют и пытаются объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающих прием информации способами, которые не объясняются деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, которые происходят без посредства мышечных усилий. Нередко в пределах парапсихологии исследуют гипноз, предчувствие, ясновидения, спиритизм, телекинез, телепатии, психокінез и другие реальные и воображаемые явления.

Феноменалістична психология - направление зарубежной, главным образом американской психологии (Г. Берни, К. Роджерс, А. Комбас), которая объявила себя «третьей силой» и, в противовес бихевиоризма и фрейдизму, направила главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалістична психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на стадии зрелости и особенно при достижении им наивысшего уровня развития - акте. Ее содержание может быть подано через совокупность научных и прикладных компонентов, которые базируются и развиваются на стыке естественных, общественных и технических наук. Такой подход дает возможность изучать феноменологию индивидуальных и групповых социальных субъектов, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и реализации в жизнедеятельности.

Сегодня в распоряжении стремление опираться на конструктивные достижения не только разных направлений, школ и течений психологии, но и многих других достижений науковедения.

На современном этапе развития психологической науки предмет психологии определяют по-разному. Рассмотрим некоторые современные взгляды на его понимание.

Во-первых, предмет психологии определяют как индивидуальный мир «Я» человека, поскольку «мир» - это уже не простая совокупность психических явлений, а нечто целостное, что предстает как самостоятельное образование. Собственно в этом определении подчеркивается единство всех психических явлений, объединенных в единство «Я» человека.

Во-вторых, считают, что предметом психологии є человек как субъект психики. В этом определении понятия субъекта означает определяющую роль активности человека в самостворенні, самоопределении в психическом развитии. Здесь биологическое и социальное есть не причинами, которые формируют человека, а только условиями ее образование.

В-третьих, часто предметом психологии считают психическую реальность как таковую. Что это такое? Психолог Г.И. Челпанов отличие психических явлений от явлений физических и материальных усматривал в том, что:

  • психические явления нельзя воспринять через посредничество внешних органов чувств (внешнего опыта), а можно непосредственно познавать только путем внутреннего опыта;
  • психические явления может непосредственно созерцать только то лицо, которое их переживает, а физические явления может воспринимать немало споглядачів;
  • психическим явлениям нельзя предоставить пространственную протяженность (в отличие от явлений, скажем, физиологических). Но, согласно современным взглядам, пространственность психическим явлениям предоставить (но не протяженность в «физическом пространстве», которую резонно возражал Г.И. Челпанов).

Однако на пользу существования психической реальности выдвигают следующие аргументы:

  • психофизическое - психический образ не окончательно определяется структурой физического объекта, который в нем отражен, зависимость между интенсивностью раздражителя и интенсивностью ощущение не прямая, а логарифмическая (психофизический закон Вебера-Фехнера) или ступенчатая (закон Стивенса);
  • психохімічний - влияние на психику фармакологических веществ обусловливает такие явления (например, галлюцинации), которые нельзя объяснить на основе формулы вещества;
  • психофизиологический - психический образ в своем содержании не совпадает с физиологическим носителем - нервным импульсом, который идет рефлекторной дуги через нервную систему;
  • психосоматическое - психические особенности в определенной степени зависят от строения тела (конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона, френология Галля), но не определяются ею окончательно - так увеличен объем мозга вовсе не свидетельствует высшие умственные способности человека, тогда как недостаточный может повлечь их отсутствие;
  • психосоциальный - психика человека не является полностью зависимой от окружающей общественного мира, иначе унификация людей в пределах определенного общества была всеобъемлющей и полной.

По-четвертое, предметом психологии считают конкретные факты психической жизни, которые характеризуют качественно и количественно. Исследуя процесс восприятия человеком предметов, которые ее окружают, психология установила важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и по условий восприятия, что постоянно меняется. Например, страницу, на которой напечатано эти строки, будут воспринимать как белое и за яркого солнечного света, и в полумраке, и в случае электрического освещения, хотя физическая характеристика лучей, которое отражает бумагу за такой разной освещенности, будет весьма различной. В этом случае перед нами качественная характеристика психологического факта.

Примером количественной характеристики психологического факта может служить величина времени реакции этого человека на раздражитель, что влияет (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажимать на кнопку как можно быстрее, то в одного скорость реакции может быть 200 миллисекунд, а в другой - 150, то есть значительно быстрее). Индивидуальные различия скорости реакции, которые наблюдаем в эксперименте, являются психологическими фактами, что их ставлю в научном исследовании. Они дают возможность количественно характеризовать некоторые особенности психики разных подгруппах.

По-пятое, предметом психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Научная психология не может ограничиться только описанием психических фактов, поскольку имеет не описывать, а объяснять их. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления.

По-шестое, предметом психологии является закономерные связи человека с природным и социокультурным миром, которые отражены в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивах, которые побуждают действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Психическая организация человека качественно отличается от биологических форм, только социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контактах, опосредованных языке и совместной деятельностью, индивид, «вглядываясь в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, ставит цели, которые предшествуют его поступкам, разрабатывает план своего поведения. Не все компоненты этого плана можно перевести на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознательного, является предметом психологии, которая проявляет характер соответствии истинных мотивов, поездов, ориентации личности с представлением о них, которые в нее сложились. И осознанные и неосознанные психические акты реализуются с помощью нейрогуморальных механизмов, но происходят не по физиологическим, а за собственно психологическими законами.

Выяснения специфических особенностей явлений, которые изучает психология, является достаточно сложным. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются ученые.

Новая ситуация в психологической науке требует уточнения предмета психологии, выяснение того, как соотносятся теоретико-методологический и прикладные аспекты. Ее предметом является прежде всего психика человека, личность, психологические основы развития социальных, морально-психологических, профессиональных и деловых свойств под влиянием общественной действительности как внешнего психического.

Следовательно, предмет психологии имеет сложную комплексную структуру, основными звеньями которой являются:

  • человек и его психика, изучаемые в процессе фило - и онтогенеза;
  • внешнее психическое как носитель психоэнергетического потенциала и влияния;
  • внутреннее психическое, которое находится на бессознательном, подсознательном, сознательном и надсвідомому уровнях, его влияние на жизнедеятельность человека;
  • человек как личность и индивидуальность;
  • человек как собственное «Я», социальная роль, внешнее психическое;
  • вопросы разработки технологий взаимодействия индивида с собственной психикой с целью ее сохранения и защиты;
  • восстановление психоэнергетического потенциала, саморазвития и дальнейшего самосовершенствования;
  • взаимодействие человека с внешним психическим и изменение последнего.

Наиболее общими задачами психологии в третьем тысячелетии является:

  • изучение влияния общественной действительности на психику человека и психологию различных человеческих сообществ. В этом аспекте осуществляется психологический анализ деятельности, поведения и поступков человека, определяются требования общественной действительности в ее психики и т.п.;
  • раскрытие психологических закономерностей формирования в готовности человека к деятельности и разработки психологических путей повышения ее эффективности;
  • выявление психологических условий повышения эффективности воспитания граждан, механизмов развития и проявления мотивов их поведения;
  • осуществление психологического анализа системы «человек-техника», выявления возможности людей относительно их использования, проведение психологического анализа аварий, катастроф и т.п.;
  • обеспечение саморегулирования человеком психических состояний, которые возникают в опасных и других (стрессовых ситуациях), а также определение условий и средств борьбы со страхом и паникой, предотвращения другим психическим состояниям, которые снижают эффективность деятельности, и их преодоления;
  • повышение эффективности управления в различных сферах общества, раскрытие влияния личности руководителя и его стиля руководства на психологию коллектива, на его общественную и воспитательную функции и т.п.;
  • оптимизация всех аспектов труда и жизни человека в различных условиях;
  • выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества;
  • психолого-педагогическое обеспечение решения задач образования молодых;
  • борьба с терроризмом и преступностью, бездуховностью, наркоманией, алкоголизмом и т.п.;
  • повышение роли психологии в поддержании правопорядка, организованности и дисциплины, психического здоровья и благосостояния граждан;
  • исследование психолого-педагогических проблем современного стиля практической деятельности кадров, разработка и внедрение рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и жизни;
  • создание необходимых предпосылок и комфортных социально-психологических условий для продуктивной жизнедеятельности, раскрытие творческого потенциала субъектов труда и жизни;
  • развитие психологии как интегративной области человекознания в современном обществе.

Важными проблемами, которые требуют в настоящее время углубленных психологических исследований, также являются:

  • обоснование современной психолого-педагогической концепции подготовки профессионалов и реформирования социальной структуры;
  • разработка методологии психологии;
  • синтезирование концепции изучения, формирования и развития социальных субъектов, конкретного человека, коллектива;
  • создание современных теорий психологии профессионального труда;
  • теоретическое и практическое обоснование вопросам укрепления правопорядка, дисциплины;
  • психологический отбор, подготовка и адаптация к различным условиям жизнедеятельности;
  • вопросы внедрения прикладной психологии и эффективного акмеологического сопровождения труда, жизни и т.д.

Решение всех перечисленных задач является весомой предпосылкой успешного реформирования общества и обеспечения его прогрессивного развития. Здесь важно использовать производительный отечественный опыт, опираться на лучшие зарубежные образцы и достижения современной психологии и педагогики, выискивать и внедрять инновационные подходы и решения. При этом нужно избавляться малопродуктивной практики, которая играет роль блокиратора в оптимизации психолого-педагогического процесса.



Назад