Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

3.2. Место психологии в системе наук


Современная психология не только занимает промежуточное положение между разными науками, а часто с ними непосредственно связана, является для них средством сочетание с жизнедеятельностью человека. В центре ее внимания всегда остается человек - главное действующее лицо общественного и мирового прогресса. Поэтому психология развивается как человеческая теория и практика.

Близость к психологии общественных, естественных и технических наук, даже наличие отраслей, что их она совместно с некоторыми из них изучает, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы, пути изучения предмета.

Психология и естествознание. Становлению психологии как самостоятельной науки способствовал ее прочный союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX ст. Именно в это время внедряли в психологию экспериментальный метод (Р.Фехнер), особенно после выхода книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было доказано, что психические явления такие же естественны, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а является результатом рефлекторной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, которая получила дальнейшего развития в учении И.п.павлова о условные рефлексы, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.Л.Бернштейна, И.С. Бериташвілі и др., стала природно-научной основой психологических знаний. Ныне это естественно-научное обоснование науки усиливается благодаря углубленному изучению нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Однако, по нашему мнению, психика не является продуктом деятельности человеческого мозга. Однако успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности оказались конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии сделали эволюционные идеи знаменитого естествоиспытателя Ч. Дарвина, высказанные в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Они дали возможность выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к условиям среды, которое изменяется, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарвин хотел приспособить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения животных инстинктов, показав, что те же основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно - действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе. Однако, на наш взгляд, это не соответствует действительности.

В выяснении роли психики в поведении человека немалую роль сыграли исследования психологов-клиницистов (И.М. Бехтєрев, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и др.), которые разработали основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в решении вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, недоверие и т.д.), а с другой - само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединить усилия врача и психолога. В то же время клинико-психологические исследования нарушений психики во время поражения некоторых участков коры мозга, например, височных долей, дают новые сведения для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив специфику психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Основательное изучение психологии предусматривает познания законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционному учению и др.). Ряд отраслей психологии, и в первую очередь сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, с разделами естествознания и медицины. Но объяснить функционирования психики с позиций естествознания нельзя.

Психология и научно-технический прогресс. Для XX века характерен исключительный по своим масштабам развитие производства новых видов техники, средств связи, широкое использование электроники, автоматики, освоение новых видов транспорта, которые работают на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это ставит огромные требования к психики человека, которая сталкивается с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учета так называемого психологического фактора, то есть возможностей, заложенных в психических познавательных процессах, - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - черты характера, темперамента, скорости реакции и т.д. В частности, в условиях нервно-психического напряжения, вызванного необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичны для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т.п.), чрезвычайно существенным является наличие определенных свойств личности, которые дают возможность выполнять действия без особых ошибок и срывов. Отсутствие этих качеств приводит к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, которые их выдвинули сложные виды трудовой деятельности, подтверждает важную роль современной психологии.

Инженерная психология, которая решает проблему «человек-машина» (вопрос взаимодействия человека и техники), как и психология труда в целом, теснейшим сталкивается со многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии значительное влияние имеет компьютерная революция. Ряд функций, которые считали уникальным достоянием человеческого сознания, - функции накопления и переработки информации, управления и контроля - стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. В то же время отдельные исследователи, захваченные успехами кибернетики, стали трактовать человека как автомат с программным управлением. С другой стороны, автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые нельзя передать электронным устройством, прежде всего - творческих способностей. Для будущего человечества, для личности и ее психического уклада значение компьютерной революции огромное. Но как бы ни менялась личность человека, какие бы чудеса не создала электронно-информационная технология, ей, как и раньше, будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмета психологии.

Психология и педагогика. Научно-технический прогресс как фактор развития психологической науки и как такой, что способствует освобождению ее от умозрительных представлений, ныне вполне убедительно обнаружил якнайтісніші взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеется, существовал всегда, что и осознавали передовые психологи и педагоги. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, ее надо всесторонне изучить.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики от 30-х годов приобретает драматизма, вызванного грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одну из педагогических научных дисциплин - педологии. Ее разгром существенно затормозил развитие и психологии и педагогики.

Появление педологии - течения в психологии и педагогике, которая возникла на рубеже XIX-XX вв., была обусловлена распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Учредители педологии - С. Холл, Дж.М. Болдуин, Е. Киркпатрік, Е. Мейман, В. Музыкальный проигрыватель и др. Содержание педологии составляла совокупность психологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определено не было. В исследованиях советских ученых, которые работали в области педологии, был накоплен значительный эмпирический материал по развитию поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросів» (1930) педологии объявлен «псевдонаукой» и прекращено ее существования. Результатом разгрома педологии стало торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

В учебниках для педагогических высших учебных заведений тех времен авторы стремились не допустить проникновения в умы будущих учителей «детской», «педагогической», «школьной» психологии, чтобы избежать обвинения в попытках «восстановить» педологии. Студенты педагогического ВУЗА получали еще очень долго фактически выхолощенные психологические знания. Обвинения в педологических ошибках постоянно нависали над психологами.

В наше время связи психологии и педагогики приобретают особый характер. Фактически, на протяжении ряда лет эти связи были во многом внешним приспособлением психологии к тогдашней педагогики и внешним учетом педагогикой «готовых сведений» психологии. Например, задачей психологии нередко считали «психологическое обоснование» педагогических приемов и положений, которые уже сложились и укрепились, их улучшение, усовершенствование, а педагогика часто отталкивалась с некоторых, догматически понятным, «психологических формул» (с утверждением о том, что мышления младшего школьника якобы лишено абстрактности, а есть только конкретным).

Сейчас задача развития личности в условиях значительного ускорения научно-технического прогресса и уже достигнутые успехи в развитии конкретных психологических исследований дают возможность по-новому понять возможности психологии и ее участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления важнейших педагогических проблем.

Первое задание предусматривает такое построение психологических исследований, которые не так направлены на обоснование готового и доведенного (содержание методов и приемов обучения и воспитания), как опережают педагогическую практику, прокладывают для нее новые пути, обеспечивают широкий поиск нового в обучении и воспитании.

Второе задание обусловлено требованиями, которые выдвигает педагогика научно-технического прогресса. Масса информации, которая обязательна для усвоения, растет с большой скоростью. Установлено, что информация быстро устаревает и требует обновления. Следовательно, обучение, которое ориентируется главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, лишь частично сможет удовлетворять современные требования. На первый план выходит проблема формирования свойств мышления, которые дали бы возможность ученику самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновляется, развитие таких способностей, которые сохранятся и после завершения образования, которые обеспечивали бы человеку возможность не отставать от научно-технического прогресса.

Народное образование ставит перед психологией немало актуальных задач: определить общие закономерности развития психики в онтогенезе; дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выяснить психологические механизмы усвоения человеком общественного опыта, систематизированного в основах наук; выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания, раскрыть взаимосвязь воспитания и психического развития человека, изучить соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями людей; установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей от общего процесса развития и разработать методы диагностики этих отклонений.

Осуществляя указанные общие и связанные с ними частичные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой. Ряд отраслей психологии, решающих эти задачи (педагогическая психология и возрастная психология прежде всего), взаимодействуют с разделами педагогики, теории и методике воспитания, дидактикой, частными методиками преподавания отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.).



Назад