Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

3.3. Области психологии


Современная научная психология является достаточно разнообразной системой дисциплин и отраслей. Простое перечисление уже не удовлетворяет потребности исследователей. Поэтому их следует классифицировать по определенным признакам. Ю.Л. Трофимов по направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразования психики целесообразно выделяет три большие группы отраслей - теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическое, социальное, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирования психики.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки.

История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки.

Экспериментальная психология разрабатывает новые методы психологического исследования для более основательного изучения психической реальности.

Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отдельной личности).

Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных взаимоотношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и т.д.

Сравнительная психология - отрасль психологии, что исследует філогенетичні формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к разным систематических групп (видов, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. В классических объектов сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединено китообразных (дельфинов). Врожденные механизмы поведения животных является объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии - этологии.

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида.

Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые связаны с функционированием психики.

Психология личности изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, что имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присущи индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой.

Моделирования психики как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавания, общение и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

2. К научно-прикладной психологии нужно отнести ряд отраслей, для которых характерны исследование и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии целесообразно различать по определенным признакам:

а) по виду деятельности и поведения человека:

  • психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (НОТ), особенности формирования загальнотрудових умений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на рабочего с целью повысить эффективность трудовой деятельности человека;
  • инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределения и согласование функций между человеком и машиной, используя полученные знания в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составляющей эргономики - науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем «человек - машина»;
  • психология творчества исследует закономерности творческого (эвристической деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития творческой личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры;
  • психология «искусственного интеллекта» сосредоточивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, систем управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и т.д.;
  • авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полета, определяет психологические требования к профессии в отборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации труда летного персонала;
  • космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, которое возникает в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей на орбите. Разрабатывает рекомендации по отбору кандидатов в космонавты, их подготовки, тренировки на специальных устройствах (тренажерах), формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержки космонавтов в условиях полета;
  • военная психология имеет предметом факторы эффективного поведения человека в экстремальных условиях боевых действий, вопрос повышения боеспособности военнослужащих, подготовки военных кадров, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчиненными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.п.;
  • психология управления и менеджмента осуществляет исследования процессов управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном и т.д уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения положительных результатов в общественной жизни;
  • экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро - и микроэкономическом уровнях;
  • психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышение культуры обслуживания населения и т.д.;
  • экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоление социально-психологических последствий природных и техногенных катастроф;
  • психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях.

б) за психологическими аспектами развития человека в научно-прикладной психологии можно выделить следующие направления:

  • возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Разделы возрастной психологии: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношу, психология взрослого, геронтопсихология;
  • экологическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит из таких разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и важковиховуваними детьми;
  • психология аномального развития, или специальная психология, делится на следующие дисциплины: патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства психики при различных формах мозговой патологии), олігофренопсихологія (исследует патологические отклонения психического развития, связанные с врожденными пороками мозга), сурдопсихологія (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихологія (помогает развиваться личностям детей со слабым зрением или незрячим).

в) за тем, нормальная ли больная психика, выделяют следующие дисциплины:

  • психология здоровья - наука о психологические основы здорового образа жизни, сохранение и улучшение здоровья человека;
  • медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и личности больного и делится на следующие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии лекарственных веществ на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (исследует меры предотвращения психических заболеваний), психогигиена (наука о системе средств поддержания и обеспечения психического здоровья личности на должном уровне).

г) в контексте отношения к праву выделяют юридическую психологию, что связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими средствами, юридическая психология имеет такие подразделы: судебная психология как наука о психологические особенности поведения субъектов уголовного процесса; криминальная психология, предметом которой являются психологические особенности личности правонарушителя, мотивы правонарушения и т.п.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, занимающийся научными и прикладными вопросами изучения психики заключенного, методами исправления и перевоспитания его личности.

3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии - создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни - от семейных отношений к управлению государством, оказать действенную помощь в развитии и защите их психического здоровья. Основными функциями практической психологии является анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активный социальный и психологический влияние, консультативно-методическая, образовательная, профилактическая, реабилитационная, совещательная и психологическая функции и т.д.

В структуре практической психологии выделяют следующие направления:

  • психологическая служба семьи и социальной защиты население работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;
  • психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, учащимися ПТУ, студентами, учителями и преподавателями;

психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофілактикою, оперативной психологической помощи населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощи в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и устранением угрозы суицида и т.п.;

  •  практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирование последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и т.д.;
  • практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными правонарушителями, потерпевшими;
  • практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, оказывая консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;
  • практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профінформації, профконсультации, профессионального отбора, профадаптации, социально-психологического обеспечения производства, создания оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая учащимся и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;
  • социально-психологическая служба армии ведет работу с военной профориентации и профотбора, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологического обеспечения высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;
  • практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовки, поддержки спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между отраслям психологической науки существуют тесные связи. Известно, что теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки.

Литература

1.  Вари М.И., Козяр М.М., Коваль М.С. Военная психология и педагогика: Учебник / Под общ. ред. М.Й. Варія. - Львов: Сполом, 2003.

2. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

3. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

4. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. - Москва, 1992.

5.  Левчук Л.Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособ. - К.: Лыбидь, 2002.

6.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

7.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. / 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

8. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

9. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид., стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

10. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология деятельности и учебный менеджмент: Навч.-метод. пособ. для самост. вивч. дисциплины/За заг.ред. В.А. Козакова. - К.: КНЕУ, 2003.



Назад