Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

4.2. Мозг, человеческая психика и психическое в единстве мира


Человек изначально волновал вопрос: в какой зависимости находятся между собой человеческий мозг, психика и Вселенная? Каким образом развивалась человеческая психика? Безусловно, такую зависимость рассматривали по-разному. Она часто определялась принципами той или иной науки, соответствующим мировоззрением.

В последнее время психику ставят в зависимость от высшей нервной системы человека, считают функцией мозга. Вследствие этого развитие психики связывают с развитием высшей нервной системы человека. Рассмотрим этот подход, поскольку, опираясь на него, мы раскроем психику и психическое с других позиций.

Чаще всего філогенез психики (исторический ее развитие), рассматривают по аналогии с филогенеза организмов (поэтому в исследовании филогенеза речь идет о видовой развитие психики у животных). Взгляд на філогенез, который существовал в советской психологии, и теперь наиболее основательный. Он доказывает существование взаимообусловленности между уровнем развития психики и уровнем организации нервной системы ее телесного носителя, опираясь на сравнительно-физиологические и зоопсихологічні данные.

Считают, что такая взаимообусловленность сложилась в процессе адаптации организма и его психического склада до среды. Жизнь в биологическом смысле рассматривают в единстве процессов роста, размножения, обмена веществ. Живые организмы, в отличие от неживых, способны к активной ответы на раздражение - то есть такой, которая осуществляется за счет энергии самого организма.

Допсихічною (биологической) формой реакции организма на среду является простая РАЗДРАЖИМОСТЬ - способность организма отвечать на жизненно важные воздействия среды.

Путем эволюции простой раздражимости возникла чувствительность - психическая форма реакции на среду, которая предусматривает раздражимость относительно тех явлений среды, которые не имеют жизненного значения, но ориентируют организм в среде, то есть выполняют сигнальную функцию.

Элементарную сенсорную психику считают более низким уровнем развития психики в филогенезе. Она, по А.М. Леонтьевым, имеющаяся в многоклеточных животных организмов. Зоопсихолог Г. Чайченко с таким утверждением не согласен. Он эту стадию развития психики разделяет на: а) нижний уровень, к которому принадлежат одноклеточные организмы, которые вообще не имеют нервной системы и могут реагировать на раздражение в форме локомоции - движения к положительным стимулам и от негативных (сюда попадают одноклеточные и некоторые многоклеточные организмы); б) высший уровень, на котором нервная система возникает, в диффузной и гангліозній формах.

На стадии элементарной сенсорной психики поведение животных обусловлена влиянием отдельных свойств предметов или явлений внешнего мира. Отображение действительности этого мира животными происходит в форме чувствительности. Чувствительность отличается от простой раздражимости тем, что раздражитель, на который животное реагирует, может не иметь прямого биологического смысла, тогда он выполняет сигнальную функцию (сигнализирует о наличии биологически значимых раздражителей), а следовательно, ориентирует организм в среде. Животные получают от действительности лишь элементарные ощущения, что способствует их адаптации в постоянных условиях среды, но не дает им возможности адаптироваться к изменяющейся среды. Итак, главным психическим процессом на этой стадии является ощущение.

В процессе развития организма, который соответствует этой стадии, главными направлениями являются дифференциация органов ощущения, что влияет на лучшее различения ощущений, развитие органов движения и развитие нервной системы от диффузной к гангліозної. Гидра, у которой диффузная нервная система реагирует на раздражение всей поверхностью тела, потому что ее нервные клетки не специализированные. В нервной системе дождевых червей уже есть специализация - их нейроны объединены в нервные узлы-ганглии. Они уже имеют отдельные органы чувств. Это способствует появлению зародышей более сложных форм поведения. Активный поиск положительных раздражителей является доминирующим над приспособлением к существующим условиям.

В стадии перцептивной психики принадлежат позвоночные животные (за широким представлением зоопсихологів, высшие беспозвоночные и позвоночные). На этой стадии организмы способны различать не только отдельные факторы среды, но и целостные предметы, вещи. Происходят процессы не только ощущения, но и восприятие. Поведение животных руководствуется сразу многими одновременно активізованими раздражителями. Главным психическим процессом стадии перцептивной психики является восприятия.

Развитие телесного организма, который соответствует этой стадии, заключается в развития дистантных органов ощущения (зрения, слуха, которые, в отличие от прикосновения, требуют дистанции от предмета), кортикалізації органов движения (двигательные акты переходят под контроль коры головного мозга, поэтому становятся более произвольными), развитие нервной системы (в первую очередь - центральной нервной системы, а в ней - переднего мозга, больших полушарий, прежде всего их коры).

Исследователь Г. Чайченко эту стадию также разделяет на два уровня:

  • низший уровень - к нему относятся высшие беспозвоночные (ракообразные, пауки, насекомые), которым присуща сложная организация двигательного аппарата, сложное строение органов чувств (фасеточные глаза насекомых), усложнения нервной системы (мощные надглоткові ганглии выполняют функции координирования аналогично мозга). Насекомые способны к оптического восприятия формы;
  • высший уровень присущ всем позвоночным, но в полной мере проявляет себя в высших позвоночных, в которых происходит взаимодействие различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, кінестетичної; они уже могут воспринимать цельные вещи, а значит - более удачно приспосабливаться к среде.

Стадию животного интеллекта связывают уже главным образом с человекообразными приматами (хотя есть и у дельфинов). Эти животные способны к наглядно-действенного мышления. Если животные на стадии элементарной сенсорной психики могут чувствовать только определенные аспекты вещей (реагировать на них), а животные на стадии перцептивной психики имеют дело с интегральными вещами, то на стадии животного интеллекта перед животным открываются отношение между вещами (хотя и не в словесной абстракции, а в наглядной действия). Поведение этих животных превращается в набор целенаправленных операций. Итак, мышление (в наглядно-действенной форме) является главным психическим процессом на этой стадии.

Согласно гештальтпсихологом Вольфгангом Келером, высшие приматы имеют четыре кардинальные отличия от животных, которые находятся на предварительной стадии развития психики:

  • способность к инсайтов (внезапных озарений), когда обезьяна догадывается, как решить сложную задачу;
  • способность воспроизвести однажды осуществленную операцию без новых попыток;
  • способность перенести найдено решение в другие аналогичные условия;
  • способность к решению двухфазных задач (т.е. задач, в которых выделяют предварительную фазу (подготовительную) и фазу осуществления (достижения главной цели).

На высшей ступени филогенеза психики находится человек. Ее обычно рассматривают отдельно от предыдущего материала. Человеческая психика, согласно Ф. Энгельсом, детерминированная уже в основном социально: трудовая деятельность с общественной организацией являются главными факторами. Внутренняя детерминации психики человека в таком понимании не играет большой роли, человека рассматривают как біосоціальну существо.



Назад