Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

4.3. Развитие психики в онтогенезе


Онтогенез - это индивидуальное развитие, тогда как філогенез является развитием вида в целом. Биологический онтогенез, согласно закону Мюллера-Геккеля, является копированием филогенеза. По онтогенеза психики человека это утверждение не является таким несомненным. Человек рождается именно человеком. Высшие формы психической деятельности она овладевает иначе, чем животные.

Соціалізуючи онтогенез человеческой психики, можно утверждать, что это различие окончательно обусловливается влиянием общества. Но если применить методологический принцип творческой самодеятельности, онтогенез психики предстанет как развертывание чисто человеческой сущности в биологических и социальных условиях. Эти условия могут исключить возможность этого саморазвития человека (генетические аномалии приводят к умственной неполноценности, отсутствие социальных контактов в сензитивний период развития также является разрушительной), но не вносят в индивидуальное развитие человека ничего такого, что не было имеющимся в ее потенции.

Онтогенез психики человека изучают две психологические науки: общая психология, возрастная психология.

Онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза, некоторые из которых мы приводим ниже:

Теория рекапитуляции Холла-Болдуина, согласно которой в онтогенезе повторяется соціогенез (развитие общества). Отсюда и довольно странные названия стадий онтогенеза: первобытное варварство, охота, скотоводство, земледелие, торгово-промышленная.

Теория детской сексуальности С. Фрейда утверждает, что стадии онтогенеза обусловлены развитием сексуальности. Он различает оральную, анальную, фаллической, латентную и генитальную стадии, связывая их с различными эрогенными зонами, которые последовательно познает человек. Фиксация на какой стадии, обусловлена самыми яркими впечатлениями, связанными с ней, является источником психопатологии.

Эпигенетическая теория Е. Эриксона (теория жизненного цикла) разделяет онтогенез на восемь стадий психо-социального развития, на каждой из которых человек решает определенную проблему - и следствием решения есть определенное возрастное психическое новообразование. В решении проблемы базового доверия-недоверия к миру рождается надежда; в противостоянии автономии и стыда и сомнения - сила воли в выборе между инициативой и чувством вины - целеустремленность; в противоборстве трудолюбия и неполноценности - компетентность; в избрании идентичности вопреки смешиванию ролей - верность; в конфликте близости и изоляции - любовь; в утверждении генеративності против стагнации - попечительства; в получении целостности вопреки отчаяния-мудрость.

Теория ведущей деятельности О.М. Леонтьева, согласно которой содержанием стадий психического онтогенеза является последовательное овладение человеком видами деятельности, такими как игра, учение, труд.

Согласно представлениям о индивидуальное развитие психики человека, сложившиеся в пределах субъектного подхода В.А. Татенка, содержание стадий онтогенеза заключается в очередности опыте (а потом згортань) так называемых «інтуїцій субъектного ядра» человека: экзистенциальной, експірієнтальної, рефлексивной, інтенціальної, потенциальной, актуальной, виртуальной, то есть внутренних сущностных образований человека, которые актуализируются в конкретных психических явлениях.

В советской и украинской психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; признают самодетермінацію психической деятельности и в то же время общественное обусловленность человеческого сознания, единство сознания и деятельности. О.М. Леонтьев отмечает, что психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у человека онтогенетически и в процессе овладения формами деятельности, которые сложились исторически, в отношении к окружающей человеческого мира. По мнению С.Л. Рубинштейна, поскольку психическая деятельность - это деятельность мозга, что взаимодействует с внешним миром, потому что правильно понятный связь психического с мозгом - это в то же время правильно понятный связь его с внешним миром.

По мнению выдающегося психолога Г.С. Костюка, психическое и физиологическое не являются процессами, разобщены во времени и пространстве; нейродинамічна характеристика является необходимой и важной для раскрытия закономерностей психики. Однако нужно видеть и различия.

Раскрытие движения нейродинамических процессов «не дает еще данных о том, что именно человек ощущает, воспринимает, представляет, что и как она думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, какими интересами, взглядами, убеждениями руководствуется в своем поведении. А именно в этом и проявляется специфика психического, его своеобразие».

В настоящее время классические учение о мозге и его деятельность нужно переосмыслить, потому что в науке накопилось очень много фактов, которые отрицают его «верховенство» по психике. Они также заставляют признать мозг важным человеческим органом, специфическим аппаратом, но таким, который подчинен высшей сущности - психике. Мозг человека является материальным инструментом, который обеспечивает ее взаимодействие с реальным миром, в том числе восприятия и ретрансляцию психоэнергии снаружи (космоса, социальной психики).

Всемирно известный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии Шеррінгтон заявил, что психика, индивидуальность локализованные за пределами головного мозга. Его ученик Екклс, тоже лауреат этой премии, в своей монографии «Сознание и мозг» сделал вывод, что мозг - это не место, где находится сознание, а вспомогательное средство, словно обслуживающий компьютер. Великий хирург М.Л. Пирогов тоже отмечал, что мозг отдельного человека является органом мышления Космической Мысли. Ученый Г.Х. Шингарьов выдвинул идею, что человеческий мозг - это только помпа, которая проталкивает в организм, что временно существует, струя космического сознания.

Вследствие такого подхода даже мозг и всю нервную систему стали рассматривать как параллельные и генетически никак не связаны с развитием и функционированием сознания.

Действительно, со временем оказалась неспособность психологии объяснить сложность психической жизни, принимая во внимание только категорию сознания. Даже практика, особенно клиническая, убедительно доказывает, что существенную роль в становлении, развитии и функционировании сознания играет именно бессознательное, подсознательное и даже надсвідоме.

Интересными и необходимыми для подтверждения наших взглядов является исследование С. Гроффа в области трансперсональной психологии - науки, которая опирается на новейшие открытия физики, теории хаоса, кибернетики, психологии и многих других дисциплин. Результаты его исследований и выводы, изложенные в книге «За пределами мозга», которое было перепечатано в России в 1993 году, фактически совершили переворот в психологии, психиатрии и психотерапии. Можно считать, что это начало новой науки о психике, психическое и человека.

В Первую Очередь, С. Грофф справедливо заявляет, что дарвиновская генеалогия приняла ничем не подтверждено положение о том, что еще в древности наступила эффектная (и до этого времени не изучена) событие: бессознательная инертная материя стала осознавать себя и окружающий мир. Правильность такого метафизического предположение считают само собой разумеющейся. Однако относительно того, на какой стадии эволюции возникла сознание, единого мнения нет.

Исследователь выяснил, что вследствие определенного влияния на людей возникают своеобразные изменения сознания, которые имеют персональный и трансперсональный характер ретроградной регрессии. Вследствие этого возникла необходимость в новой концепции сознания учесть добіографічний период существования индивида (пре - и перинатальный), который имеет существенное (как правило, травмуюче) значение в формировании психики каждой личности.

В целом монография С. Гроффа «За пределами мозга» посвящена проблеме сознательного и бессознательного, однако само ее название говорит о определенную его позицию.

На самом деле это так, потому что автор считает, что все сложные человеческие переживания на разных уровнях психики нужно признать как процессы, происходящие вне мозгом.

Что такое трансперсональная сфера психики? По мнению С Гроффа, трансперсональные явления обозначают связь человека с космосом - взаимоотношения, пока непостижимые. Можно предположить по этому поводу, что где во время перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирической путешествием во Вселенной, когда сознание человека выходит за привычные рамки и преодолевает ограничения времени и пространства.

Трансперсональные переживания интерпретируют те, кто переживал их как возвращение в исторические времена и исследования своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Трансперсональные явления включают не только трансценденцію, преодоления временных барьеров, но и трансценденцію пространственных ограничений. Сюда принадлежит опыт слияния с другим человеком в состоянии двоєдності (то есть ощущение слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознания целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто ею охвачено все человечество.

Аналогично индивид может выйти за пределы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцією времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия - например, опыт существования снаружи тела, телепатия, прогноз будущего, ясновидения, перемещения во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипні формы, божества, демоны и т.д.).

В трансперсональних переживаниях люди часто получают доступ к подробной эзотерической информации о соответствующие аспекты материального мира, которая значительно превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в этой области. В частности, сообщения людей, которые пережили трансперсональные переживания и эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани и органа, содержали точные медицинские сведения о анатомические, физиологические аспекты процессов, которые происходили.

Так же наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнгівському смысле) и «воспоминания прошлых воплощений» часто содержат существенные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не могла).

Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из сфер, недосягаемых непосредственно человеческим органам чувств, либо из периодов, исторически предшествуют появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания четко доказывают, что неким неясным пока образом каждый из нас имеет информацию об вся Вселенная, все, что существует, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ до всех его частей и в некотором смысле является одновременно всей космической системой и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительным биологическим существом.

Во время трансперсональних переживаний люди часто чувствуют яркие и сложные эпизоды из других культур и других исторических периодов, проживают эпизоды из своих предыдущих жизней. По мере развертывания этих переживаний обычно человек осознает, что определенные личности в ее настоящей жизни напоминают важных лиц-участников из ситуаций карм его прошлых жизней. В этом случае межличностную напряжение, проблемы и конфликты с этими людьми часто узнают и интерпретируются как прямые последствия деструктивных паттернов карм.

Повторное проживание и разрешение подобных ситуаций-воспоминаний карм предопределяет облегчение, освобождение от обременительных кармических «завязок», причем ощущения и поведение людей, в которых индивид во время трансперсональних переживаний увидел действующих лиц его прошлых воплощений, имеют тенденцию меняться в специфическом направлении, который совпадает с курсом событий во время трансперсональних переживаний во время ребефінгу или голотропного погружения. Важно подчеркнуть, что эти изменения происходят совершенно независимо, даже если причастны к ним лица находятся за тысячи километров и не было контакта и общения с этими лицами. Это именно проявление той синхронности, о которой писал еще К. Юнг.

Люди, переживая трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что она как такая присуща не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему еще или откуда еще вытащить. Человеческая психика отвечает всем Вселенной и всему, что существует.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственно странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к ее телу и функций организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которая преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Чтобы описать человека всесторонне, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и широкое поле сознания, то есть психическое в пространстве и времени. Люди могут осознавать самих себя с помощью двух различных модусов опыта.

Первый из этих модусов можно назвать хілотропною сознанием: она подает знания о себе как о физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которая живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают такие базовые предположения: материя речовинна; два объекты не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события были безвозвратно потеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах.

Другой эмпирический модус можно назвать холотропною сознанием: она представляет поле сознания без определенных границ, имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропному модусе систематически поддерживают противоположные (чем в хілотропному модусе) предположение: речовинність и непрерывность материи является иллюзией. Время и пространство чрезвычайно произвольные: один и тот же пространство одновременно могут занять много объектов.

Прошлое и будущее можно эмпирически пережить сейчас; можно почувствовать опыт пребывания в нескольких местах сразу. Жизненный опыт, ограниченный хілотропним модусом, наконец-концов был лишен завершенности и мог потерять смысл, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропному модусе несовместим (в то же время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание холотропного модуса как проявление патологии.

Но этот подход устарел и неправильный, потому что в природе человека была отражена фундаментальная двойственность и динамическое напряжение между опытом отдельного существования как материального объекта и опытом безграничного существование как недифференцированного поля сознания, то есть и хілотропний, и холотропний модусы естественные для человека.

Психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармонійному перемещении двух модусов, когда ни один из них не переживают в чистом виде, не интегрирован с другим в переживании высшего порядка. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональним), а иногда содержатся во всех. Существует множество симптомов, которые сохраняются до тех пор, пока личность не найдет, не переживет и не интегрирует те перинатальные и трансперсональные темы, с которыми симптомы были связаны. Для таких проблем биографическая работа любого вида и продолжительности окажется неэффективной.

Бывают такие серьезные эмоциональные и психосоматические симптомы, которые не удается ликвидировать на биографическом и даже перинатальном уровне, а нужны трансперсональные переживания (повторное проживание попыток аборта, материнских болезней или эмоциональных кризисов во время беременности, переживания своей нежелательности, переживания опыта своих прежних воплощений, повторное переживание событий из жизни близких и далеких предков, поскольку именно эти события были первопричиной нынешних бед и проблем человека).

Определенный вклад в трансперсональну психологию сделал Кен Уилбер, идеи которого представлено в его книгах «Спектр сознания» (1977), «Выше рай» (1981). Процесс эволюции сознания, в соответствии с Уилбером, предполагает внешнюю дугу (движение от подсознания к самосознания) и внутреннюю дугу (прогрессию от самосознания к над сознания).

Описание, которое дает Уилбер внешней дуге эволюции сознания, начинается с стадии ее, недифференцированной сознания новорожденного, в которой нет времени, пространства и об'єктності, который не знает разницы между самозвеличенням и материальным миром.

Следующая стадия уробороса тесно была связана с питательными функциями и предполагает первое, примитивное и незавершенное различение субъекта и материального мира.

Для стадии тифона характерно выделение обособленности и независимости своего тела, то есть создается самовозвеличивания тела с доминантным принципу удовольствия и инстинктивных побуждений.

Далее, с освоением языка, умственных и концептуальных функций начинается стадия языковой участия. Здесь самовозвеличивания отделяет себя от тела, становится ментальной и вербальной существом («Я мыслю и говорю», «Я мыслю, следовательно, я существую»). Этот процесс затем идет на ментально-эгоистической стадии, которая принадлежит к развитию абстрактного и понятийного мышления и идентификации с представлением о самом себе.

Развитие личности завершается на стадии кентавра, то есть высоко упорядоченной интеграции Эго, тела, личности. Уровень кентавра - это самый высокий уровень сознания, который признает западная механическая наука. Любые высшие состояния сознания или не признают как такие, что существуют, или называют их патологическими.

Но уілберовська модель эволюции сознания не завершается кентавром. В кентавре он видит переходную форму, которая ведет к трансцендентальних сфер бытия, которые так же далеки от эго-ума, как эго-ум далек от тифона. Первой из этих сфер эволюции сознания является нижней тонкий уровень, содержащий астрально-медіумічну сферу. На этом уровне сознание, отделяя себя от ума и тела, способна превзойти обычные способности грубого телесного ума. Сюда принадлежит опыт «уход посетителя с тела», оккультные явления, аура, астральные путешествия, предвидение, телепатия, ясновидение, телекинез и т.д. Высший тонкий уровень - это сфера настоящей интуиции, символического видение и архетипних форм.

За высшим тонким уровнем является каузальна сфера. Ее нижний уровень содержит божественное сознание, источник архетипних форм. В высшей каузальній сфере происходит коренная трансцендентація всех форм, которые сливаются в безграничном слиянии Бесформенный Сознания. На уровне предельной единства сознание полностью просыпается до своего первоначального состояния, которое есть основа, сущность всего существования, - грубого, тонкого и каузального. «В этой точке весь мировой процесс оказывается от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания извне, которой и нет ничего». Это предельное состояние, к которому тяготеет вся космическая эволюция.

В соответствии с моделью Уілбера, феноменальные миры создаются с первичной единства путем постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в ниже (с каузальное структур в тонкий мир, из тонкого мира - в наш мир грубой материи).

Уилбер доказывал, что мотивирующей силой на всех уровнях эволюции является целенаправленное стремление человека к начальной космической единства.

Через прирожденные ограничение этот процесс происходит такими путями, которые приводят лишь к недовольных компромиссов, что влечет за собой отказ от ранее использованных уровней и к трансформации на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится еще одной подменой, пусть и ближе к Реальному, - до тех пор, пока душа не укоренится в сверхсознания, а это единственное, чего она желала от самого начала.

К трансперсональной психологии примыкает концепция дианетики и саентологии, которую разработал Л.Р. Хаббард. Он различает «энграммы», то есть ментальные записи времен физической боли и бессознательного состояния и «вторичности», то есть ментальные образы, которые содержат такие эмоции, как печаль или гнев. Вторичности возникают за счет енграм, которые лежат в их основе и является тем самым глубоким источником психологических проблем. Хаббард разработал четкую систему преодоления психологических проблем. Он признает первоочередную значимость родовой травмы и перинатальных действий (в том числе опыт зачатия), память предков и эволюцию (или, как Хаббард ее называл, «опыт по генетической линией»), акцентируя внимание на прошлых воплощениях человека. Глубже ознакомления с дианетикой полезно для любого человека, желающей решить жизненные и психологические проблемы.

В определенной степени близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампіона Курта Тойча.

Суть его концепции в том, что генетический код еще до рождения человека определяет немалую часть перспектив ее жизни и основных паттернов поведения, постепенно получает признание в научных кругах.

Проблему можно ставить так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Четко можно сказать, что психику нельзя свести просто к нервной системы. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов), который тесно связан с психикой. В случае нарушения деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследования только нервной системы. Возможно, психика имеет и собственный субстрат!.. Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мелкие ядерные частицы. Есть и другие взгляды.

В начале 60-х годов американский ученый, основатель кибернетики Норберт Винер выдвинул гипотезу, что мозг человека генерирует электромагнитные волны. Вскоре эту гипотезу было подтверждено экспериментально. В наше время эти біохвилі записывают на специальных приборах для получения электроэнцефалограмм.

Мозг человека излучает огромное количество электромагнитных волн различной частоты. У здорового человека преобладают альфа-волны, нормальная их частота - в пределах 10 минус 2 Гц.

В нескольких экспериментах Норберт Винер установил, что біохвилі является не только механизмом излучения, но и механизмом восприятия человеком біохвиль других людей.

Біохвилі является очень сложным и весьма загадочным каналом передачи информации, который значительно превышает возможности речевого, эмоционального и других форм общения людей через органы чувств.

Винер выдвинул гипотезу, впоследствии подтвержденное многими опытами, что люди способны общаться на расстоянии, при условии, если непосредственный контакт между ними полностью исключен. Самым ярким доказательством этого факта является телепатия.

Во всемирно известных экспериментах телепаты безошибочно выполняли определенные тесты, находясь на разных континентах. В найдивовижнішому случае один находился в США, второй - в подводной лодке в Северном Ледовитом океане.

Иногда мать чувствует, что сын погиб на войне в другой стране; и именно в тот момент, когда это бедствие произошло.

Каким образом отдельные люди могут влиять на толпу? Речь идет о гипнотизеров, президентов, руководителей, лидеров, ораторов, преподавателей, священников, вождей, главарей и других лиц, которые могут влиять на поведение толпы, членов различных партий, молодежь, верующих, криминальные структуры, на дееспособность государства и путь ее развития и даже на судьбу человечества.

Выйдя на сцену, гипнотизер дает определенные команды десяткам, сотням или даже тысячам людей и почти все подчиняются, за исключением немногих. На этих немногих біохвилі этого гипнотизера не влияют.

По нашему мнению, существуют две разные виды по сути энергии: биофизическая головного мозга и психическая, которые между собой взаимодействуют. Биофизическая энергия связана с обеспечением функционирования организма как материального субстрата, а психическая - с жизнью «духа», Вселенной и др. Такое предположение подтверждается фактом, что во время клинической смерти ЭЭГ составляет прямую линию, а сознание у таких больных может храниться, очевидно, в независимом, отделенном от мозга состоянии. Следовательно, можно предположить, что взаимодействие между мозгом и психикой происходит на энергетическом уровне.

Значит, мозг человека - это один из самых совершенных приборов, витворений природой (и который еще до конца не выучила человек), он не порождает психику индивида, а лишь является тем инструментом, на основе которого возможны ощущения, восприятия, трансформация внешней психической энергии, ее раскодирования и трансформирование и обратную связь, а также «пробуждение», «запуск» психической наследственности.

Так же телевизор не «производит» разных картинок, которые мы видим на экране, а принимает электромагнитные волны, в которых заложено соответствующую информацию.

Литература:

1.  Бехтерева Н.П. И . нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988.

2.  Бивэн Дж. Иллюстрированное руководство по анатомии и физиологии / / Внешсигма. -1998.

3.  Воробец, З.Д., Сергиенко Л.М. Медицинская биология. Пособие по практическим занятиям для студентов ВМЗО - Львов: ЧП «Кварт«, 2002.

4.  Грофф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Моск-го Трансперсонального центра, 1993.

5. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

6.  Кэннон В. Физиология эмоций. - Л., 1927.

7.  Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. - К.: Наук, мысль, 1988.

8.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

9. Человек. Учебный атлас по анатомии и физиологии / / За заг. ред. Т. Смит. - Львов: Бак, 2000.

10.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе. В 2 т. - К.: Форум, 2002.

11. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-то издания., стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.



Назад