Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

5.1. Психическая норма, нормативные отклонения и аномалии


В этой главе мы рассмотрим некоторые аспекты психической нормы и отклонений от нее, поскольку это важно для практической деятельности психологов и педагогов. Изложение материала подано в обработке П.А. Мясоеда.

Психические отклонения, как целесообразно отмечает П.А. Мясоед, длительное время не привлекали особого внимания ни психологїї развития, нет патопсихологии, которая сосредоточивалась на психической аномалии. Чаще всего они оказывались в практической деятельности педагогов. Собственно педагогическая практика выдвинула вопрос о соответствующий класс таких явлений, как «трудные дети», «отклонения в развитии», «педагогическая запущенность», «делинквентное (от англ. delinquency - проступок) поведение» и др. Поэтому отклонения в психическом развитии (рис. 5.1). время сводились к делинквентного поведения, как особого типа психического развития в детском возрасте.

Типы отклонений

Отклонение

Проявления

Факты биографии

Нарушения поведения

Непослушание, деструктивность, вспыльчивость, безответственность, гневливость, путаность, навязчивость, наглость, неистовство, тяга к разрушению

Внезапные нападения, сопротивление авторитета, неадекватное чувство вины, обостренная чувствительность, сварливость

Нарушения личности

Чувство неполноценности, развитое самосознание, избегание общения, тревожность, плач, гіперсенситивність, депрессия, неусміхненість, боязливость, грызение ногтей

Стремление к уединению, чувствительность, робость

Незрелость

Рассеянность, неуклюжесть, пассивность, бред наяву, вялость, нервный смех, мастурбация, грызение предметов, детская игра в зрелом возрасте

Неспособность взаимодействовать с миром, побег из дома, тайные кражи, некомпетентность

Асоциальные тенденции

Противоправное поведение

«Плохие» друзья, прогуливания школы, позднее вложения до сна, преданность выбранному сверстникам, принятие асоциальными группами, соучастие в краже

 Рис.5.1. Характеристика отклонений в психическом развитии (по X. Куеєм). 

Поскольку проявления последнего не укладываются в закономерности нет нормального (нормативного), ни ненормального (аномального) развития, его можно назвать ненормативным.

Случаи ненормативного развития значительно участились на современном этапе развития цивилизации, немало факторов которой негативно сказывается на психическом здоровье молодежи. В целом, по данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей имеют непатологічні (доклинические, предельные) формы нарушения психического развития.

Аномальный психическое развитие можно диагностировать, зная критерии психической аномалии (дезонтогенезу) и психической нормы.

Критерием психического дезонтогенезу (фр. «des» - от), очевидно, является дефект (от лат. «defectus» - вада) - органическое поражение мозга, вызвано биологическими - генетическими (хромосомными изменениями, генными мутациями) и негенетичними (инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы и т.д.) - факторами. То есть речь идет о нарушении органического уровня психического развития.

В зависимости от характера дефекта психическое дезонтогенез разделяют на недоразвитие, нарушен дезонтогенез, дефіцитарний, искаженный, дисгармоничным и задержан дезонтогенез (рис. 5.2.).

Недоразвитие имеющееся в случае раннего грубого поражения мозга, особенно его лобных долей. Моделью психического дезонтогенезу этого типа является олигофрения (от гр. yλίγος - малый, φρήν - ум) - одна из форм умственной отсталости, характерным признаком которой является устойчивое и глубокое снижение производительности всех составляющих познавательной деятельности. При этом мышление поражается больше, чем речи, вещание - больше, чем восприятие, память, эмоции, движение.

Нарушен дезонтогенез вызванный дефектом в работе уже сформированных мозговых систем. Его моделью органическая деменция (лат. dementia - безумие), для которой характерны тяжелые нарушения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, прогрессирующее обеднение содержания жизни больного. В отличие от недоразвитие, пораженной может быть некая одна психическая функция. Поэтому наряду с элементарными суждениями, которые преобладают, случаются также полноценные обобщение.

Дефіцитарний (от лат. «deficit» - не хватает) дезонтогенез связан с поражением отдельных анализаторов: зрения, слуха, опорно-двигательного, речевого аппарата, некоторыми хроническими соматическими заболеваниями. Он предстает в виде своеобразной психологии слепой, глухой, больной тяжелый порок сердца и т.д человека. Этот тип дезонтогенезу дает яркие примеры явления компенсации (от лат. «compensatio» - уравновешивания).

На уровне организма - это возмещение одних мозговых систем за счет других. На уровне индивида - усиленный развитие определенных познавательных процессов у слепых, например, очень развита слуховая и двигательная память, в глухих - зрительная память, жестов. На уровне личности - комплекс неполноценности - переживания неспособности преодолеть физический изъян, которое побуждает к специфической - компенсаторної активности. Однако этот комплекс присущ также психически здоровым людям. Примером дефіцитарного развития является сліпоглухонімота, частично компенсировать которую можно, лишь применяя специальную методику.

Дефект

Тип

Модель

Расстройства

1

2

3

4

Ранние поражения лобных долей мозга

Недоразвитие

Олигофрения

Устойчивое и глубокое снижение производительности познавательной деятельности

Поражения сформированных мозговых систем

Пораженный развитие

Органическая деменция

Тяжелые расстройства эмоций, воли, познавательной деятельности

Поражения анализаторов

Дефіцитарний развитие

Сліпоглухонімота

Явление компенсации, комплекс неполноценности

Унаследованные поражения организма

Искаженный развитие

Детский аутизм

Неадекватные обобщения, нарушение произвольности, неадекватная самосознание

Унаследованные и приобретенные поражения организма

Дисгармоничным развитие

Психопатия

Аномальные свойства темперамента и характера, неадекватный уровень притязаний, явление декомпенсации

 

Рис.1. Психическое дезонтогенез (за В.В. Лебединским). 

Искаженный дезонтогенез обнаруживает себя в наследственных, чаще всего психических, заболеваниях. Моделью здесь может быть детский аутизм (от гр. αύτός - сам), признаками которого являются уклонение ребенка от контактов с окружающими, погруженность в собственные переживания, «холодность» эмоций. Вещание в этом случае опережает развитие предметных навыков, словесно-логическое мышление - наглядно-действенного і наглядно-образного. Ребенок склонен к чрезмерному и нередко неадекватного обобщение, неадекватная самосознание, ей трудно сконцентрировать внимание, у него нарушается произвольность деятельности.

Дисгармоничным дезонтогенез касается в основном эмоционально-волевой сферы. Его моделью может быть психопатия (от греч. πάυος - страдания) - патология темперамента и характера, свойства которых предопределяют социальную дезадаптацию - разлад отношений с окружающими. Каждый вариант психопатии имеет отличную картину дезонтогенезу, однако всех их объединяет явление декомпенсации - нарушение установленной в результате компенсации социальной адаптации, и стабильность проявления в различных ситуациях. Психопатам присущи своеобразные цели, уровень притязаний, самооценка. В частности, они не способны различать идеальные и реальные цели.

Следовательно, наличие дефекта позволяет достаточно четко определить грань, которая отделяет психическую аномалию от психической нормы, однако это еще не является основанием для определения последней.

Вопрос о критерий психической нормы - предмет длительной дискуссии, которая засвидетельствовала его сложное строение.

Следовательно, за статистическим критерием, нормой можно считать соответствие определенных психологических особенностей человека тестовым нормам, за социальным - групповым, философский критерий ориентирует на идеалы гуманистической психологии.

Как собственно психологический критерий можно рассматривать закономерности нормативного психического развития, установленные в рамках системно-деятельного подхода.

В этом случае психической нормой будет процесс закономерного развития разноуровневых систем, специфических и необходимых для определенного возраста.

Соответственно, для ненормативного психического развития характерные отклонения, которые возникают при определенных условиях: биологических, социальных или же собственно психологических.



Назад