Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

5.2. Причины и последствия ненормативного психического развития


Рассмотрим причины ненормативного психического развития. Биологические условия генетически и негенетично вызывают отклонения в работе физиологических систем организма. Исследования монозиготных близнецов свидетельствуют, что влияние генотипа имеющийся в 40-60% случаев и определяет уровень их сенситивности, эмоциональной неустойчивости, інтравертованості, производительности познавательной деятельности. Анализ линии «родители - дети» также освещает генетическую наследственность свойств темперамента детей, прежде всего со стороны матери.

К негенетичних условий относятся: токсикозы плода, мозговые инфекции, асфиксия плода, родовые травмы, недоношення или переношення плода, болезни, отрицательные эмоциональные состояния матери. Они больше влияют на мальчиков, которые в целом чаще девочек проявляют признаки психической ненормативності. Таким условием является недоедание ребенка или неудовлетворительное качество пищи, к чему очень чувствительный мозг в первые годы жизни.

Следствием действия негенетичних условий часто является минимальная мозговая дисфункция - мікроорганічна патология, которая проявляется в виде незначительных отклонений в работе мозга ребенка. Признаки таких условиях находят в 30-90% социально дезадаптированных детей и подростков.

В этих условиях относится также алкоголизм родителей, который, к тому же, часто является причиной дефекта. Примером может быть алкогольный синдром плода (его показателями в раннем возрасте, рядом с минимальной мозговой дисфункцией, является задержание роста, уменьшен размер черепа, повышенная возбудимость, розгальмованість движений). Дети, у которых его диагностировали, но позже в них не было обнаружено признаков умственной отсталости (что нередко случается), не достигали высоких показателей IQ. Во взрослом возрасте их характеризовали пониженные способности и самоконтроль, снижают темп реакций, малопроизводительная память, способности. К тому же, больные алкоголизмом создают неблагоприятную семейное окружение, которое сказывается даже на третьем поколении.

Еще згубнішою для развития детей является наркомания родителей: в этом случае признаки ненормативності есть практически всегда.

Социальные условия ненормативного психического развития - условия жизни ребенка, которые препятствуют ей усваивать культуру: неполная семья, низкое образование родителей, неудовлетворительные условия жизни семьи (отсутствие жилья, вынужденная безработица ее членов, нехватка средств на необходимое и т.п.), аморальный образ жизни родителей, асоциальные семейные ценности, отсутствие семьи, неблагоприятное социальное окружение.

При этом непосредственно отрицательное значение для психического развития имеет педагогическая запущенность - полное или частичное исключение ребенка из системы учебно-воспитательных воздействий, нездоровый психологический климат в семье, неправильное воспитание, неполное воспитание и воспитание вне семьи.

Нездоровый психологический климат создают конфликты между членами семьи, а также тревожность, эмоциональная неустойчивость, інтравертованість, ригидность матери, пониженная активность, чрезмерная сенситивнисть, неуверенность в себе отца.

Неправильное воспитание имеет вид гіпоопіки, эмоционального неприятия, гиперопеки, попустительство, жестокости, завышенных требований. Неполное воспитание имеет место в неполной семье, где ребенок часто не видит необходимых образцов поведения взрослого. Однако еще несприятливішим является воспитание вне семьи - в интернатном учреждении. Здесь действует условное воспитания, для которого, в отличие от безусловного, материнского, характерное отношением к ребенку в зависимости от того, как складываются ее отношения со взрослым. Это одна из причин депривации (от англ. deprivation - недовольство) основных потребностей ребенка, что накладывает специфический отпечаток на его психику. В частности, уже в возрасте младенца она может находиться в состоянии госпіталізму (от лат. hospitalis - гостиный) - резкое отставание физического и психического развития вследствие разрыва связи с матерью.

Соотношение социальных и биологических условий ненормативного психического развития меняется в зависимости от возраста ребенка: так, в двухлетних преобладают биологические, в шестилетних - социальные (Меер-Пробст). Важно, что когда количество первых и вторых слишком большая, то дети втрое чаще отстают в психическом развитии от сверстников, у которых количество таких условий незначительна. В случае благоприятных социальных условий, но когда есть еще и негативные биологические, начиная с шестого года жизни, развитие ребенка постепенно приближается к возрастной нормы. Зато, если негативные биологические условия обременены еще и социальными, развитие регрессирует.

Психологические условия - собственная логика ненормативного психического развития. Это ненормативные психические новообразования и соответствующая ненормативная деятельность, характерная для высшего уровня жизни - уровня личности.

Итак, ненормативный психическое развитие - это определенный тип онтогенеза психики, что протекает в пределах между психической аномалией и психической нормой и на котором отражаются социальные, биологические и психологические условия соответствующей деятельности ребенка.

Если биологические условия ненормативного развития можно соотнести с уровнем организма, социальные - с уровнем индивида, то психологические - с уровнем личности (рис. 5.3.). Данные таблицы дают основание ожидать, что психическое развитие каждый раз будет происходить по-разному.

Уровне

Условия

Факторы

Последствия

Организм

Биологические

Генетические (генотип). Негенетичні: токсикозы плода, мозговые инфекции, асфиксия плода, родовые травмы, недоношення или переношення плода, отрицательные эмоциональные состояния матери, алкоголизм и наркомания родителей

Аномальные свойства темперамента, недоразвитие познавательной деятельности, эмоций и воли, минимальная мозговая дисфункция, алкогольный синдром плода

Индивид

Социальные

Косвенные: неполная семья, семейные конфликты, низкий уровень образования родителей, неудовлетворительные условия жизни семьи, аморальный образ жизни родителей, асоциальные семейные ценности, отсутствие семьи, неблагоприятное окружение

Непосредственные: педагогическая запущенность, нездоровый психологический климат в семье, неправильное воспитание, неполное воспитания, условное воспитания

Аномальные свойства характера, отсутствие привязанности, деривации психического развития, явление госпіталізму

Личность

Психологические

Ненормативная деятельность

Ненормативные психические новообразования

 

Рис. 5.3. Условия, факторы и последствия ненормативного психического развития.



Назад