Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

6.1. Методологический пространство психологии


В этом разделе мы использовали результаты научного исследования В.В. Рыбаки, изложенные в монографии «Методологические вопросы научной психологии» (2003).

Термин «методология» происходит от греческого «methodos» (путь познания, исследования) и «logos» (понятие, учение). Этим термином, как указано в психологическом словаре (1990), обозначают «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

В целом современная методология, как обнаружил В. В. Рыбалка, выполняет следующие основные функции:

  • социокультурную, поскольку изучает смысл научной деятельности и ее взаимосвязь с другими видами деятельности с позиций практики, развития и достижений общества, его материальной и духовной культуры, степени развития и т.п.;
  • ориентировочно-направляющую, потому что служит основой выбора теоретической и практической деятельности;
  • стимулирующее, поскольку катализирует процесс познания, критическое осмысление идей, которые функционируют в науке, стимулирует культуру мышления, расширение кругозора и формирование на этой основе творческой личности ученого;
  • организационно-структурную, потому что обеспечивает организацию, структурирование научного знания, его синтезирования путем разработки системы общенаучных принципов, подходов, категорий, понятий, методов, технологий;
  • эвристическую, которая заключается в возможности использования, переноса при определенных условиях принципов, подходов, категорий, понятий, методов, технологий одной науки в другие науки;
  • прогностическую, поскольку она играет определенную роль в разработке стратегии развития науки, в оценке перспектив определенного научного направления, теории, школы, течения, на основе чего определяется наиболее вероятный путь до получения нужного научного результата;
  • проективную, которая заключается в разработке некоторых комплексных исследований, в обосновании целевых программ и т.д.;
  • інтерпретаційну, поскольку обеспечивает философскую, мировоззренческую интерпретацию получаемых научных данных;
  • научно-исследовательскую, поскольку обеспечивает определение объекта и предмета научной деятельности, их соотношение.

Методология выполняет скорее конструктивную, чем критическую функцию, корректируя действия исследователя. На этом этапе чаще всего включаются новые понятия, методы обработки данных и другие средства, пригодные к решению поставленной задачи.

В настоящее время традиционными методологическими проблемами считают:

  • системный рассмотрение различных уровней методологии - философского, общенаучных, конкретно-научного - и свойственных для них компонентов научного аппарата - философских предпосылок, принципов и подходов, категорий, понятий, теорий, концепций, методов, технологий;
  • изучение категоріально-поняттєвого аппарата, языка науки;
  • анализ этапов процедуры научного исследования, разъяснения, доведение экспериментальных данных, их воплощения в практику;
  • научное обоснование и проектирование методов и технологий практической деятельности.

Однако благодаря дифференциации и интеграции современного научного знания возникают новые методологические проблемы, которые требуют нового уровня обобщения и теоретизации научного мышления.

В целом структура методологии науки за «вертикалью» содержит следующие уровни: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень методики и техники исследования, практической деятельности (В.П. Зинченко, В.Д. Смирнов).

Философская методология выполняет роль общей мировоззренческой основы для интерпретации результатов научной деятельности с точки зрения определенной картины мира, осуществляет конструктивную критику полученного научного знания - относительно его соответствия методологической базе и логике развития науки. В прошлом веке наиболее адекватной философской методологической базой отечественной науки определяли диалектический материализм, законы диалектики.

Общенаучная методология базируется на содержательных общенаучных понятий (теория эволюции Ч. Дарвина, теория управления в кибернетике, концепция ноосферы Пьера Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского и др.), на универсальных концептуальных конструкциях (общая теория систем Л. Бернталанфі), на логико-методологических концепциях (структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и т.д.), на принципах логической организации, формализации и уравновешивания научного содержания (с помощью таких логических операций, как анализ-синтез, обобщение-конкретизация, индукция-дедукция, деструкция-систематизация и классификация). Загальнонауковий уровень методологии имеет междисциплинарный характер, благодаря чему обобщаются общие черты научной деятельности в различных ее формах.

Конкретно-научная методология отражает принципы и методы определенной научной деятельности - в соответствии с предмета конкретной дисциплины. Она имеет специальный дисциплинарный характер, ее разрабатывают специалисты определенной области знаний. Конкретно-научная методология сопоставляется с законами, принципами, методами философской методологии как непосредственно, так и опосредованно - через уровень общенаучной методологии.

Методико-технологический уровень методологии больше всего приближается к специфике исследования и преобразования предмета конкретной науки. Он связан с конкретными задачами, методами, приемами, процедурами, условиями научной деятельности.

Как замечает В.В. Рыбалка, значение методологии для психологии заключается в том, что:

  • методология необходима психологии для постижения, познания и преобразования самого предмета психологии;
  • без обновления методологических систем психология не способна охватить множество фактов, эмпирических материалов, экспериментальных данных, которые получают во время научной психологической деятельности;
  • психолог-исследователь должен быть методологически грамотным, поскольку на него возложена огромная ответственность за получение и использование научных данных в теоретическом исследовании и психологической практике.

В то же время, научная психология имеет огромное значение для общей методологии на всех ее уровнях.

Более конкретной характеристики методология психологической науки приобретает в контексте рассмотрения структуры научной психологии и соответствующего до нее методологического пространства.

За ведущими проблемами, научным аппаратом, методами и т.д научную психологию можно дифференцировать на данном этапе своего развития на три больших направления или группы отраслей - на теоретическую и прикладную і практическую психологию. Каждую из этих трех групп дифференцируют на соответствующие отрасли.

В.В. Рыбалка в своем монографическом исследовании, с точки зрения на наличие сложного строения научной психологии культурно-исторического, философского, общенаучного психологического контекста, предлагает ввести понятие методологического пространства научной психологии - на приемлемом уровне его обобщения и конкретизации, дифференциации и интеграции.

В связи с этим, важным является вопрос об главный, самый высокий уровень этого пространства - онтопсихологічний, который фактически «обслуживает» другие уровне методологического пространства научной психологии.

Следует отметить, что на онтологічному уровне методологического пространства функционируют субъективно значимые правила, нормы, принципы психической деятельности самой личности как субъекта собственной жизни, состоящие разными путями, имеют разные источники. Среди них наиболее значимые формируются в процессе самой жизни и фиксируются в жизненном опыте личности. Однако при определенных условиях этот, онтопсихологічний, уровень методологического пространства учитывает также влияния на психическое бытие человека и научной психологии (представленной тремя ее направлениям), и позанаукової психологии (народной, жизненной, религиозной, художественной, парапсихологии и т.п.).

В ближайшее к онтопсихологічного уровня методологического пространства научной психологии является, по мнению В.В. Рыбаки, практически-психологический уровень, который соответствует конкретной методологии практической психологии. Назначение последней заключается в конкретном выявлении и разрешении - путем просвещения, психодиагностики, консультирования, коррекции, реабилитации, развития (тренинга) - психологических, внутрішньоособистісних и межличностных проблем.

Далее идет теоретико-психологический уровень, презентован методологии теоретической психологии, которая концентрирует свои усилия на исследовании закономерностей строения, развития, функционирования психики, личности, на основе чего формируется, совершенствуется научный аппарат психологической науки. Методология теоретической, или академической психологии обслуживает все другие направления и области этой науки, методологически оснащает работу всех профессиональных психологов.

Однако этими четырьмя уровнями не ограничивается методологический пространство научной психологии. По мнению В.В. Рыбаки, было бы нецелесообразно и несправедливо вычеркнуть из него загальнонауково-психологический (міждисциплінарно-психологический) уровень генерирования психологических знаний, принципов, подходов и методов их добычи, который тесно связан с научной психологией. В частности, огромное влияние на психологию осуществили физическая теория относительности, генетики, социологи, синергетики, геофизики, историки, археологи и т.д.

Безусловно, к методологического пространства научной психологии принадлежит фундаментальный философско-психологический уровень, что образуют теоретические взгляды известных в прошлом мыслителей и современных философов. Законы диалектики, категории философии, вечные философские вопросы познания и самопознания, проблема поиска смысла жизни уже не одно тысячелетие явно или скрыто встают перед человечеством именно как психологические проблемы, принципы, категории.

Методологический пространство научной психологии можно представить через совокупность таких ступеней (В.В. Рыбалка):

  • Онтопсихологічний ступень психологического бытия человека (онтопсихология конкретной личности).
  • Практически-психологический ступень решения проблем личности (практическая психология).
  • Психолого-прикладной ступень совершенствования, формирования, проектирование деятельности личности (прикладная психология).
  • Теоретико-психологический ступень исследования, познания закономерностей психики, личности (теоретическая психология).
  • Загальнонауково-психологический ступень познания личности (междисциплинарная психология).
  • Философско-психологический ступень познания личности через наиболее абстрактные категории, законы, мировоззренческие проблемы (философская психология).

Как видим, такая модель методологического пространства научной психологии имеет свою внутреннюю логику. Она проявляется в том, что позволяет осуществить последовательное восхождение от конкретного к абстрактному, то есть от онтопсихологічного к философско-психологического уровня и, наоборот, - восхождение от абстрактного к конкретному, то есть в обратном направлении.

За В.В. Рыбалкой, методологический пространство имеет также и «горизонтальное измерение», который представлен подходящей для каждого из обозначенных уровней совокупности принципов, подходов, категорий, рабочих понятий, методов, технологий и т.д. Именно эти два очерченные измерения образуют содержательную характеристику методологического пространства и «движения» в нем профессионального психолога как по «вертикали», так и по «горизонтали», что облегчает ориентацию профессионального психолога в собственной науке.



Назад