Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

6.2. Принципы психологии


Термином «принцип» (от латинского - основа, первоисточник) обозначают ведущую идею, основное правило поведения и деятельности, центральное понятие, основание системы. Принцип образует самое главное обобщения и распространения определенного теоретического положения на все явления определенной сферы деятельности, с которой этот принцип выделены и отвлеченно.

Рассмотрим эти принципы, по В.В. Рыбалкой, согласно каждого из указанных уровней методологического пространства (МП).

Законы и принципы философско-психологического уровня:

  • принцип возможности познания внутреннего мира личности;
  • принцип единства субъекта и объекта психологического познания;
  • принцип отражения;
  • принцип определяющей роли практики в психологическом познании.

Эти принципы теории познания находят свое выражение в более конкретных принципах научного исследования в гуманитарных и естественных науках.

Принципы загальнонауково-психологического уровня:

  • принцип системности (системного анализа, системного подхода);
  • принцип относительности (в его не только в физическом смысле);
  • принцип обратной связи;
  • принцип сохранения энергии;
  • принцип дополнительности;
  • принцип синергічності и т.д.

В психологии эти принципы используют как в общенаучной форме, так и в психологической модификации, в интеграции с чисто психологическими принципами.

Принцип единства психики и деятельности конкретизирует принципы детерминизма и отображения. По этому принципу, психика и деятельность не тождественны друг другу, но и не противоположные. Они образуют единство. Психика предстает как внутренний, идеальный план деятельности. Принцип единства психики и жизнедеятельности позволяет изучать «тайны психики» через процессы и продукты деятельности и поведения человека, раскрывая объективные закономерности внутренних психических явлений.

В принципе развития психики объективно проявляются и реализуются детерминация поведения, связь психики и деятельности. По этому принципу каждому уровню детерминации присущ свой тип развития. На уровне организма субъект развивается в процессе созревания и формирования психофизиологических подструктур, на уровне индивиду - в процессе деятельности присвоения, а на уровне личности - в процессе преобразовательной деятельности.

В реальном процессе становления человеческой личности типы развития представлено не отдельно и однозначно последовательно, а интегрально, с последовательным доминированием одного из них. Процесс развития личности следует связывать с ее творческой деятельностью. Личностные качества изначально закладываются еще в творческих формах игровой и учебной деятельности, а затем достигают полного расцвета в трудовой творческой деятельности. При этом творчество возникает и как процесс создания общественное ценного продукта, и как процесс самотворення, саморазвития, самореализации, самооб'єктивації личности - на основе усвоения общественно-исторического опыта.

Все типы развития (путем вызревания, обучение, присвоения, созидания) в реальном процессе становления человека как личности осуществляются не изолированно, а диалектически взаимосвязаны. Принцип развития психики позволяет адекватно понять психику, если рассматривать ее не как нечто постоянное, а как результат развития на разных этапах становления личности и ее деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.).

Согласно системно-структурного принципа психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких как, например, память, воля, мышление, воображение и т.д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивиду), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

Важными являются такие ПРИНЦИПЫ теоретической психологии, как:

  • принцип развития психики;
  • принцип детерминизма;
  • принцип историзма;
  • принцип эволюции;
  • принцип единства психики и деятельности;
  • системно-структурный принцип;
  • принцип отображения;
  • принцип определяющей роли практики в психологическом познании.

Принципы психолого-прикладного уровня представленные теми, свойственные различным отраслям прикладной психологии. Они отражают как исследовательскую, так и преобразовательную специфики этих отраслей, их связь с принципами теоретической психологии. Здесь речь идет о принципах отраслей прикладной психологии.

Например, в социальной психологии рассматривают как главные следующие принципы: а) социальной обусловленности психики; б) детерминации; в) отражение; г) общение.

Принципы практически-психологического уровня, которые отвечают относительно новом для отечественной психологической науки напрямові - практической психологии - только определяются. Так, один из основателей украинской практической психологии В.Г. Панок справедливо признает необходимость создания системы специальных принципов этой отрасли, которая должна включать в себя и принципы академической, теоретической психологии, но не ограничиваться только ими.

Центральным принципом (метапринципом) практической психологии В.Г. Панок предлагает считать принцип гуманизма, «исходной точкой, с которой возможно развертывание практической работы, и основным условием ее осуществления». По принципу гуманизма, «или гуманистического подхода к человеку», все виды деятельности в практической работе должны соответствовать ее объекту, исходить из интересов и прав человека, защиты его личностного суверенитета, всестороннего развития ее самобытности».

На основе ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА строятся этические правила работы практического психолога, которые касаются его ответственности, компетентности, защиты интересов клиента («не навреди»), конфиденциальности работы с ним и т.д.

Принципы онтопсихологічного уровня в методологическом пространстве психологии предстают как правила, этические нормы обеспечения жизнедеятельности, межличностного взаимодействия, социального поведения и профессиональной деятельности. Как пример, можно привести принцип жизненной целесообразности психологического знания для личности. Его разновидностью является принцип прагматизма.



Назад