Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.1. Личность в психоанализе, трансперсональной психологии, біхевіоризмі


Поскольку эти аспекты мы рассматривали в главе 2, то здесь обозначим главные моменты. В частности, Зигмунд Фрейд (1856-1939) сформулировал психологическую концепцию личности, согласно которой в структурном плане она состоит из трех компонентов (уровней): «ОНО», «Я», «НАД Я» (рис.7.1). В этой структуре «ОНО» - несознательная часть психики, бурлящий котел биологических прирожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» удерживает сексуальной энергией - «либидо». Поскольку человек является замкнутой энергетической системой, то количество энергии в ней является постоянной величиной. «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, как главной цели в жизни человека. Другой принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению образцовой внутреннего равновесия.

7.1  

Рис. 7.1.Схематичне изображение структуры личности по С. Фрейду. 

Уровень «Я» - это уровень сознания, который находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляя сексуальные порывы. На «Я» влияют три силы: «ОНО», «НАД Я» и общество, которое выдвигает свои требования к человеку. «Я» стремится установить гармонию между ними, подчиняется не принципа удовольствия, а принципа «реальности». «НАД Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.

Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «НАД Я», то получит наказание в виде чувства вины, стыда, угрызений совести. «НАД Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в других формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, оговорках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывание). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, депрессия.

В теории личности С. Фрейда содержатся как некоторые производительные научные положения (о сложность, многоплановость структуры личности, о сознательное и бессознательное, о внутренние противоречия личности), так и спорные взгляды на природу личности. Уже современники С. Фрейда и даже его ученики видели в психоаналитическом учении ряд дискуссионных моментов. Так, наибольшей критике было подвергнуто взгляды на мотивации человеческого поведения, которые связывали в основном с врожденными инстинктивными (сексуальными и разрушительными) потребностями, на роковой антагонизм между сознательным и бессознательным и между индивидом и обществом. Возникла потребность в преодолении біологізаторських взглядов на личность, в социализации фрейдистской теории личности, что и осуществили неофройдисти.

Следовательно, человек с позиции фрейдизму - противоречивая, с самого начала греховная, вечно мучается, невротическая и конфликтная существо.

Некоторые ранние последователи Фрейда вошли с ним в полемику с теоретических и практических вопросов и оставили его, образовав собственные «диссидентские» школы. Однако некоторые из уважаемых теоретиков и врачей остался верен идеям Фрейда, распространив психоанализ на более широкий круг болезненных состояний и лиц, а также пополнив практику психоанализ новыми подходами. В этих последователей входили дочь Фрейда Анна, некоторые психоаналитики, что знали ученого в последние годы его жизни, и группа людей, чьи работы находятся вне непосредственным влиянием фрейдистской школы.

Анна Фрейд (1895 - 1979 гг.). Самым верным помощником Фрейда была его дочь Анна, которая не только сделала большой теоретический вклад в психоанализ, но и разработала методику его применения в лечении тревожных маленьких детей, учила этой методике и пропагандировала ее. Возможно, еще более важным является то, что она стала первой использовать психоаналитические идеи в обучении и оказании помощи нормальным детям, попавшим в сложные ситуации.

Описаны Анной Фрейд защитные механизмы Эго попали в психотерапевтической литературы, после чего вошли к широкому применению, не вызвав серьезных возражений. По Фрейду, каждый из нас охраняет себя от тревог за помощью набора приемов, обусловленных нашей генетической предрасположенностью, внешними трудностями и микроклиматом в нашей семье и социуме.

Осознанное и целенаправленное использование защитных механизмов делает жизнь легче и успешнее. Однако, когда эти средства защиты искажают реальность и мешают нашей функциональной способности, они становятся невротическими и могут причинить нам вред.

Анна Фрейд описывает такие защитные механизмы (defense mechanisms): вытеснение (repression), возражения (denial), рационализация (рационализации), реактивное образование (reactive formation), проекция (projection), изоляция (isolation), регрессия (regression) и сублимация (sublimation). Все они, за исключением сублимации, блокируют непосредственное выражение инстинктивных потребностей. Хотя каждый из этих механизмов может иметь место и обнаруживает себя в здоровых людей. Однако само их присутствие является индикатором возможного невроза.

Мелани Клейн (1882-1960) была ключевой фигурой в психоаналитическом движении в период, когда его интеллектуальный центр переместился из Вены в Лондон. На раннем этапе своей деятельности она познакомилась с несколькими людьми из так называемого «внутреннего круга» Фрейда и завоевал их уважение.

Одна из важнейших идей Клейн заключается в том, что агрессия и любовь предстают как фундаментальные организующие силы психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, для того чтобы отбросить то, что она ненавидит, и сохранить то, что любит. Постоянное желание ребенка - иметь рядом добрые и наполнены грудь и отвергать опустошенные, назойливые или безразличны. Таким образом, Клейн считала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному процессу, который расщепляет, противостоит другой, организующий процесс, что делает интеграцию и способствует целостности и любви. Клейн заметила, что ребенок, который проявляет ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), впоследствии попытается заполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, ей был нанесен. Типичный пример этого - ребенок, который предлагает любимую игрушку в виде подарка, чтобы утешить маму, которой она причинила боль в своих фантазиях. Таким образом мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, который сочетает в себе хорошее и плохое.

Клейн считала, что эти два процесса являются основными внутри психики. Первый она назвала параноидально-шизоїдним состоянию, поскольку ребенок расщепляет грудь на хорошие (шизоидное) и плохие со страха (параноидальное). Второй она назвала депрессивным состоянием, поскольку после расщепления и «разрушение» матери (в фантазиях) ребенок в состоянии депрессивной мечтательности представляет себе целостную мать, которая сочетает в себе хорошие и плохие качества. Эти состояния образуют два полюса психологического функционирования, что появляются снова и снова, когда в психику интегрируются новые переживания. Идеи повлияли на Клейн теория объектных отношений (obgect relations theory), - возможно, самую популярную сферу психоаналитического мышления сегодня. Фундаментом этой теории является идея о том, что наши отношения к любимого объекта и того, который мы ненавидим (или значимых людей в нашей жизни), - это строительные кирпичики нашего мировосприятия и мироощущения.

Один из учеников австрийского психоаналитика К.Г. Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, основатель аналитической психологии - отмежевался от своего великого учителя во взглядах на пансексуалізм как на главную движущую силу поведения человека. За К.Г. Юнгом, психика человека имеет три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Ощутимую роль в структуре личности играет коллективное бессознательное, которое образуется из следов памяти, что остается от всего прошлого человечества и влияет на личность человека, определяет ее поведение с момента рождения.

Коллективное бессознательное образуется из различных уровней, которые определяются общечеловеческой, национальной и расовой наследием. Наибольшее значение имеют следы прошлого, то есть опыт животных предков человека. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов - доминант, первичных образов, которые оказываются в образах творчества, в снах (например, образ матери-земли, демона, мудрого старца и т.п.).

Личное бессознательное состоит из переживаний, которые некогда были сознательными, но потом стали забытыми или тиснеными из сознательного. При определенных условиях они становятся осознанными. Структурные единицы личного бессознательного является констеляцією чувств, мыслей и воспоминаний, что определенным образом организованные в так называемых «комплексах». Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипа «самости» как потенциальному центра личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержания коллективного бессознательного - цель прогресса становления личности (самореализации, индивидуации). Главная цель психотерапии - восстановление нарушенных связей между уровнями психики. В традиционных культурах, по Юнгу, динамическое равновесие осуществляется с помощью мифов, ритуалов, обрядов как средств активации архетипов.

Благодаря психическим функциям - мышлению, интуиции, чувством - человек приспосабливается к условиям жизни. Иногда для успешной адаптации индивид имеет регрессировать, то есть обратиться к низшего уровня бессознательного.

К.Г. Юнг создал типологию личности, в основе которой лежит направленность человека на себя или на внешнее. Соответственно этому он распределял людей на интровертов и экстравертов. Существуют также дополнительные типы - интуитивный, мыслительный, эмоциональный.

Относительно происхождения типов, то, по К.Г. Юнгом, они определяются не обстоятельствами жизни человека, а ее врожденными свойствами.

Известным учеником С. Фрейда, который выступил против біологізаторських тенденций своего учителя, был А. Адлер (1870-1937). Он основал так называемую индивидуальную психологию. А. Адлер подчеркивал, что главное в человеке - не ее природные инстинкты, а «общественное чувство» или «чувство общности». Это чувство не является врожденным, но должна развиваться на протяжении жизни.

По мнению А. Адлера, структура личности единственная и поэтому ее нельзя расчленить на три инстанции («Оно», «Я» и «Над Я»). Детерминантой развития личности является стремление к превосходству, стремление к власти, самоутверждения. Однако этот поезд не всегда осуществим, например через дефекты в развитии или неблагоприятные социальные условия. Тогда может возникнуть чувство неполноценности. Человек тянется к поиску средств преодоления чувства неполноценности и применяет различные виды компенсации, которые лежат в основе всей человеческой деятельности. Чувство неполноценности проявляется в виде «цели победы», «цели превосходства», имеющих социальный характер. Слабость человека порождает чувство неполноценности, осознание того, что она не может жить вне общества, зависит от него, то есть «социальное чувство». От «социального чувства» зависят и чувство превосходства, и целостность личности и ее духовное здоровье.

А. Адлером, нормальная личность стремится не только к собственной мощи, но и к благу того общества, в котором она живет. Итак, «социальное чувство» является неизбежной компенсацией любой естественной слабости индивидуальных человеческих существований.

А. Адлер выделял различные виды КОМПЕНСАЦИИ, которые создают различные жизненные стили», в частности:

  • успешная компенсация чувство неполноценности, что является следствием стечения влечения к превосходству с социальным интересом.
  • надкомпенсація, которая означает одностороннее приспособления к условиям жизни вследствие чрезмерного развития одной определенной черты или способности.
  • «уход в болезнь», при которой человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными» средствами и поэтому производит симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Так появляется невроз.

Индивидуальная психология А. Адлера отрицает роковой связь психического развития личности с органическими инстинктами, более того, она утверждает, что это развитие подчиняется логике общественной жизни. Однако взгляды А. Адлера хоть и оказались в свое время весьма продуктивными, воспринимаются теперь как чрезмерно механистические, что слишком упрощают сложные диалектические связи между индивидом и обществом.

Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах. Многие его оригинальных идей стали широко применять в современной психологии и психотерапии. Наверное, введена концепция Адлером комплекса неполноценности (inferiority complex) сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие в области психологии.

Четыре основных принципа адлерівської системы - это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность цілеорієнтованої поведения.

Вывод Адлера о том, что ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его разногласия с Фрейдом. Адлер думал также, что люди руководствуются достижениями преимущества или завоевания окружающей среды. Он выделял и эффект социального воздействия на личность, и важность социального интереса личности: чувство общности, сотрудничества и заботы о других. За Адлером, жизнь в основе своей является движение к успешной адаптации в окружающем мире, сотрудничества и альтруизма.

Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается доступной для наблюдения поведением и ее последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующей поведения. В отличие от большинства психологических теорий, индивидуальная психология не является глубинной психологией (depth psychology), то есть она не предлагает неведомые силы и структуры, которые скрыты в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняют с помощью терминов физического и социального окружающей среды, в контексте, самой личностью конечно не усвідомлюваному. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 г. Последователи Адлера сделали большой вклад в групповую терапию (group therapy), краткосрочную терапию (brief therapy) и применения психологии в обучении.

Представительница неофройдизму Карен Хорни (1885-1952) также выходила из возражения положений С. Фрейда о пансексуалізм и ведущую роль лібідозної и агрессивной тенденций в организации поведения человека. Основу сути человека она видела в врожденном чувстве беспокойства. Чувство беспокойства порождает желание избавиться от того, что лежит в основе мотивации поступков человека. Все, что человек делает, порождается трансформацией этого чувства.

Согласно К. Хорни, человеком руководят две главные тенденции: «влечение к БЕЗОПАСНОСТИ» (базовая тревога) и «влечение к УДОВОЛЬСТВИЕ своих желаний». Эти поезда часто противоречат друг другу, и тогда может возникнуть невротический конфликт, который человек будет пытаться преодолеть, производя «стратегии» поведения.

К. Хорни обнаружила три стратегии социального поведения:

  • влечение к людям;
  • стремление отдалиться от людей, или тяга к независимости;
  • попытки действовать против людей (агрессия).

Названные типы стратегии и предпосылкой «изначального конфликта», и защитными механизмами. Защитные механизмы возникают как реакция на страх и проявляются в виде бегства, наркотизации, подавление или рационализации. Эти средства психологической защиты порождают четыре «больших неврозы» нашего времени:

  • невроз привязанности - поиски любви и одобрения за любую цену;
  • невроз власти - погоня за властью, престижем и владычеством;
  • невроз повиновения - конформизм;
  • невроз изоляции - бегство от общества.

В теории К. Хорни, несмотря на ее попытки соціологізувати фройдизм, остаются присущи последнем противоречия: антагонизм природного и социального, фатальность существования прирожденного механизма «коренной тревоги» и др.

Три этапа научной деятельности К. Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее через это совершенно по-разному. В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х годов, Хорни пыталась видоизменить идеи Фрейда о зависти к пенису, женский мазохизм, женский развитие, оставаясь в рамках ортодоксальной теории. Эти статьи слишком опередили свое время и получили широкую известность, только 1967 г. был переиздан ее «Женскую психологию», после чего Карен Хорни было единодушно признано «первой леди психоанализ».

Те, кого интересует второй этап его научной деятельности, отождествляют Хорни главным образом из неофройдистською школой, представителями которой также были Эрик Фромм, Гарри Сток Саливан, Клара Томсон и Абрахам Кардинер. В «Невротической личности нашего времени» (1937) и «Новых путях психоанализ» Хорни порвала с Фрейдом и развила психоаналитическую парадигму, согласно которой отнюдь не биологию, а культуру и возбужденные человеческие взаимоотношения рассматривают как более важные причины невротического развития. «Невротическая личность нашего времени» сделала Хорни известной в интеллектуальных кругах. Эта работа привлекла повышенное внимание к роли культурных факторов в психических нарушениях и подтолкнула изучения культуры с точки зрения психоанализа. Это была открытая критика Фрейда, поэтому «Новые пути психоанализ» принесли Хорни плохую славу среди ортодоксальных психоаналитиков, и она подверглась остракизму со стороны психоаналитической общественности. Хотя Хорни и отдала дань значимости вклада и гений Фрейда, но «Новые пути психоанализ» многое в его теории отвергли и сместили фокус психоанализ от переживаний детства в современной структуры личности. Это легло в основу терапии по принципу «здесь и теперь», важность которой в наше время все более повышается.

В 1940-е годы Хорни завершила разработку своей зрелой теории. В книгах «Внутренние конфликты» (1945) и «Неврозы и человеческое развитие» (1950) Хорни утверждает, что человек борется с тревогой, вызванной чувством опасности, осознавая, что ее не любят и не ценят. Она отказывается от своих истинных чувств и тщательно разрабатывает стратегию защиты. В «Неврозах и человеческому развитию» Хорни подчеркивает значение психологических защит, показывая, как идеализация самой себя порождает в человеке желание славы и то, что Хорни называет «системой гордости», которая состоит из невротической гордости, невротических требований, деспотизма и ненависти к самому себе. Поскольку Хорни оказывала большое значение реализации «Я», как цель жизни и источнику здоровья, ее считают одним из основателей гуманистической психологии.

С точки зрения выдающегося неофройдиста Гарри Салливана (1892-1949), объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность является относительно устойчивой моделью межличностных ситуаций, которые повторяются и характеризуют жизнь человека. Основными потребностями развития личности является потребность в нежности, ласках и попытках избежать тревоги.

Наиболее «соціалізованим» учением неофройдизму признается теория отчуждения Эрика Фромма (1900-1980), который утверждал, что проблема отчуждения, которую выдвинул К. Маркс в общественно-экономическом аспекте, следует распространить и на психическую деятельность человека. В условиях научно-технического прогресса человек теряет связи с миром и с другими людьми, с товарищами по труду, обучение. Возникает отчуждение человека, которое Э. Фромм называет «негативной свободой». Человек становится «свободным от всего» и тому отчужденным. Это состояние подавляет человека и порождает неврозы. Человек страдает под тяжестью свободы, она не хочет быть «свободным», она стремится иметь некие отношения с другими людьми, вступать в общение с ними, но окружающий мир не дает такой возможности. Через это люди становятся одинокими.

Для Е. Фромма отчуждение становится роковой основой человеческих отношений. Непереносимость бремени отчуждения может перерасти в чувство агрессии, что проявляется в реакциях садизма и мазохизма, которые, по Е. Фроммом, прежде всего средствами защиты. Отчуждение может оказаться и в противоположном типе поведения - конформізмі, когда люди, не выдерживают одиночества, приспосабливаются друг к другу, спасаясь от отчуждения.

Е. Фромм подчеркивал двойственную природу человека. С одной стороны, она тянется к независимости, а с другой - хочет избавиться от этой независимости, которая приводит к отчуждению. Для преодоления отчужденности Е.Фромм предлагает прививать людям гуманистические принципы, в основе которых лежит чувство любви. Это чувство присуще наиболее развитом типа социального характера человека - духовном, производительном. Потребность в любви предусматривает два ее типа - любовь к себе и любовь к другим людям. Отчуждение пагубно действует на человека, порождает неврозы, а любовь способствует ее оздоровлению и в общем - улучшению общества.

В этом стремлении к объединению стимулирующими факторами являются четыре экзистенциальные потребности: в установлении связей (сближение с другим через подчинение, власть или любовь), в преодолении себя (способность подняться над своим пассивным существованием, создавая или разрушая собственную жизнь), в чувстве укоренения (которое порождает чувство стабильности мира, что снова становится для человека родным домом), в самоидентичности («Я - это Я, и никто другой»), в системе взглядов (развитие последовательного, взвешенного взгляда на мир, который опирается на традицию). Фромм считал, что результатом недовольства каждой из этих потребностей становится психическое заболевание, поэтому мы стремимся удовлетворить потребности более-менее эффективными способами.

Потребность в установлении связей можно удовлетворить через подчинение, власть или любовь, но только любовь дает реальное удовольствие. Потребность в преодолении удовлетворяют посредством разрушения или созидания, однако радость дает лишь последнее. Потребность в корнях можно удовлетворить путем фиксации на матери или движения к самореализации и целостности. Потребность в самоидентичности - путем принадлежности к какой-либо группы или с помощью творческого движения к индивидуальности; потребность в системе ценностей может быть иррациональным или рациональной, причем только рациональная философия является реальной базой для личностного роста.

Фромм различал одну производительную и четыре непроизводительные ориентации личности. Продуктивная ориентация формируется на основе: любви, труда и мысли (речь идет о мнении как характеристику активной работы сознания). Поведение психически здоровых людей представляет собой соотношение этих трех ипостасей в той или иной пропорции. Ключевым свойством здорового индивида является біофілія, то есть любовь к жизни. Людей с непродуктивной ориентацией распределены по четырем типам: рецептивный, експлуативний, накопительный і рыночный. Противоположностью является біофілії некрофилия, или влечение к смерти, разрушения, упадка. Некрофилия - одна из трех характерных черт, которые составляют синдром упадка, двумя другими являются нарциссизм - чрезмерное увлечение собой и кровосмесительная симбиоз - пожизненная приверженность человека к матери или того, кто ее заменяет.

Экономическая и политическая воля, отвоеванная человеком в процессе исторического развития, стала причиной многих бедствий, среди которых наиболее болезненными для человека является непреодолимое чувство изоляции и оторванности от мира. Бремя свободы, который рухнул человеку на плечи, оказался причиной глобальной тревоги и чувства одиночества в этом мире. Чтобы избавиться от этих чувств, одни люди используют механизмы избежания (mechanisms of escape) - авторитарность, деструктивность, подчинения. Другим удается достичь единства с миром и обрести настоящую свободу.

Концепцию Фромма высоко оценивают социологи-теоретики, а также некоторые философские течения. Однако ее научный, то есть логический и эмпирически доказательный, потенциал откровенно слабый. Этажность многих положений и абсолютное доверие к интуиции сводит на нет возможность ее систематического применения на практике.

Учения Е. Фромма демонстрирует гуманистическую направленность, отражает определенные социально-психологические реалии. В то же время, в нем социальные явления несколько подменяются психологическими, а основные тенденции поведения человека имеют слишком фатальный характер.

В духе неофройдизму было разработано так называемую эпигенетическую теорию развития личности Е. Эриксона. Он провозгласил, что развитие личности определяется социальным миром, а не химическими или биологическими факторами, а между личностью и обществом нет антагонизма. Ученый Э. Эриксон выдвинул положение о «идентичность личности» как центральную свойство человека, что сигнализирует ей о неразрывную связь с окружающим социальным миром. Идентичность личности проявляется в сосредоточенности человека на себе, в отождествлении его с социальной группой и окружением, в определении ценности человека и его социальной роли.

Е. Эриксон придавал большое значение воспитанию человека в раннем детстве. Развитие личности проходит через различные стадии, или так называемые кризиса. Первая стадия, или кризис, - «впитывающая», когда удовлетворяется оральная потребность, формируется доверие через мать. На этой стадии образуется проекция личности. На второй стадии созревает м'язово-двигательный аппарат, что предопределяет чувство уверенности, самостоятельности. Третья стадия - это становление юношества, нахождения целей, умение планировать, выбор друзей. На четвертой стадии формируется рефлексия, возникают сомнения относительно своего места в жизни. Пятая и шестая стадии - это зрелость личности, устойчивость ее интересов, когда она руководствуется в своем поведении нормами общества. И, наконец, седьмая стадия - это или достижения неповторимости личности, или предопределение на тупик.

Личность, согласно Э. Эриксоном, проходит через такие кризисные ступени психического развития:

  • первая ступень - «впитывающий», «оральный»; закладываются психологические проекции;
  • вторая ступень - формирование м'язово-двигательного аппарата и чувство уверенности, самостоятельности;
  • третья ступень - формирование жизненных целей, умение планировать и выбирать друзей;
  • четвертая ступень - формирование рефлексии, возникают сомнения относительно собственного места в жизни;
  • пятый и шестой ступень - психологическая зрелость личности, устойчивость ее интересов и ценностей;
  • седьмая ступень - достижение неповторимости личности, или переживания обреченности.

Говоря о функцию «Эго» в формировании идентичности личности, Е. Эриксон подчеркивает его социальную природу - общество предоставляет человеку особый стиль синтеза желаний, ценностей, средство общения с другими и самим собой. Однако личность, хотя и включает ценности общества в свою структуру, не является копией общества.

Эрик Эриксон расширил понимание психоанализ, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии мужчин и женщин, анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периоды развития Эго серьезно повлияла на психологию и смежные отрасли научного знания. Он является основателем современной психоистории.

Основной вклад Эриксона в изучении личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадии психосексуального развития, он, во-первых, показал, что человек одновременно проходит стадии психо-социального развития и стадии развития Эго, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Ядро концепции Эриксона составляет модель человеческого развития, разбитого на восемь стадий. Модель расширяет применение психоанализа, который рассматривает источники всех травм в детском возрасте, и полностью охватывает цикл человеческой жизни. Каждая стадия состоит из психологических, биологических и социальных компонентов и базируется на предыдущих стадиях.

Другим значительным вкладом Эриксона стало то, что он первым разработал психоісторію и психобіографію - понятия, которые расширили видение клиницистов и дали возможность нового подхода к изучению личности исторически значимых людей и оценке их влияния на общество.

Энергетическая модель - первая психологическая теория, которая подробно описывает цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие епігенез подразумевает, что каждый элемент развивается над другими частями. «Эпи» означает «над», а «генезис» - рождение (греч.). Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновения каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в заданной последовательности. Эриксон объясняет епігенетичний принцип так: «Все, что растет, имеет грунт, с этого грунта поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое» (Эриксон).

Еріксонівська схема человеческого развития имеет два выходных предположение:

  • Человеческая личность развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы ее вели вперед, и в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с социальным кругом, которое расширяется.
  • Общество стремится к такому устройству, чтобы предоставлять людям целый ряд все новых и новых возможностей для взаимодействия, и при этом старается сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность появления этих возможностей.

Каждую стадию характеризует специфическая задача развития, или кризис, которое должно произойти для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности, которые развиваются в процессе ее успешного развития, влияют на личность в целом. События до или после кризиса также могут отражаться на них. Однако, как правило, эти психологические способности бывает сильнее всего задействовано на стадии возникновения. Каждая стадия системно связана с другими, и все стадии должны проходить в заданной последовательности.

Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период кризиса. Этот процесс дает возможность личности развивать новые отношения и навыки. После успешного разрешения кризиса в человека развивается большая способность суждения, внутренняя целостность и способность действовать эффективно. Модель Эриксона уделяет особое внимание положительным атрибутам и способностям, которые добываются на каждой стадии. Эти способности и силы он считает врожденными, и их характеризуют ощущение положительной силы и потенциала. Каждая стадия - это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и недоверия. Оба полюса - крайности, золотая середина содержится в промежутке между ними. Элементы каждого полюса динамично имеющиеся в здоровой личности.

Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и Эго -психологии. Некоторые аспекты идентичности охватывают чувства индивидуальности, целостности и тождества, ощущение синтеза и целостности и чувство социальной солидарности. Развитие и расцвет ощущение человека предопределяет ощущение идентичности. Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к существующим ценностей и общественных целей.

Эпигенетическая теория личности впервые выдвинула вопрос о роль генетического фактора в становлении личности.

Все направления неофройдизму можно рассматривать как попытку соціологізації біологізаторської по своей сути фрейдистской концепции личности. Было поставлено фундаментальные проблемы - внутренней структуры личности, места «Я» в ней, механизмов формирования и функционирования личности, роли сознательного и бессознательного, регуляции поведения и деятельности, механизмов психологической защиты личности и др. Во время изучения личности в духе неофройдизму анализ смещается в сторону внутренних субъективных отношений. Анализ межличностных отношений остается в основном в стороне, а иногда и полностью выводится из субъективного плана. В целом же благодаря фрейдизму и неофройдизму психологическая наука обогатилась многими идеями, которые не потеряли своего значения до сих пор.

В трансперсональной психологии личность рассматривают через призму взаимодействия сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признают значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. При этом бессознательное считают творческим, интеллектуальным принципу, который связывает человека со всем человечеством, с природой и космосом.

На поведение личности влияют функциональные единицы, так называемые «КОМПЛЕКСЫ» - совокупность психических элементов (идей, мыслей, отношений, убеждений), которые объединяются вокруг некоего тематического ядра и ассоциируются с определенными ощущениями.

Эти комплексы берут свое начало от биологически детерминированных сфер индивидуального бессознательного к начальных міфопороджуючих паттернов, которые он назвал «архетипами». В ядре каждого комплекса архетипні элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды.

Согласно взглядам К. Юнга, кроме индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества, которое является проявлением творческой космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие пределы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соответствующим всему человечеству и всему космосу. Итак, Юнга можно считать первым представителем трансперсональной ориентации в психологии.

К. Юнг рассматривал структуру личности как такую, которая состоит из трех компонентов: а) сознание - ЭГО - Я; б) индивидуальное бессознательное - «ОНО»; в) «коллективное бессознательное», состоящий из психических прототипов, или «архетипов».

Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личного бессознательного) - идентично у всех людей и поэтому образует общую основу душевной жизни каждого человека, будучи по своей природе надособистим. Коллективное бессознательное - глубочайший уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предыдущего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, что выражают «дух времени». По мнению Юнга, таким новейшим примером является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. В снах, фантазиях многих людей есть некоторая схожесть с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей могла и не знать, не быть с ними знакомым. Но архетип как такой отличается от переработанных форм - от сказок, мифов и т.д. Он является бессознательным содержанием, которое меняется по мере его осознания и восприятия: он трансформируется под влиянием той индивидуального сознания, на поверхности которой возникает. Образно архетип можно сравнить с «руслом реки», он, как «русло», дает общее направление, но конкретное содержание приобретает формы, что індивідуалізувалися.

Архетип личность наследует, поэтому он является в ней, но одновременно он является и извне. Часть архетипа, усвоенная и направлена снаружи, образует «персону» («маска»), сторону архетипа, обращенный внутрь индивида, - это «тень» («тень имеет врожденный характер: если «сорвать «маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психологическая коррекция эффективна, только если происходит коррекция «тени» и «персоны». Индивидуальное бессознательное человека можно познать через «комплексы» - совокупность психического содержания, заряженных одной эмоцией, одним аффектом». Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность). Корректировать надо комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы бесполезно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, поскольку первопричина - комплекс - продолжает существовать и имеет свою разрушительную силу. Чтобы корректировать «комплекс», необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный «комплекс», переусвідомити его и изменить его эмоциональный знак, изменить направление аффекта, то есть цель - устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе «комплекса».

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности, который обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одной или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели к текущего субъективного состояния». Синхронно связанные события очевидно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно-причинной связи.

Еще одну концептуальную трансперсональну систему - психосинтез - разработал итальянский психиатр Г. Ассаджиоли. Она построена на предположении, что человек находится в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленная потенциал.

Структура личности, за Ассаджиоли, сложная и состоит из семи динамических составляющих:

  • ниже бессознательное (подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания);
  • среднее бессознательное - это сфера, где находятся все наши психологические навыки и состояния, которые можно произвольно перенести в поле сознания;
  • выше бессознательное - эволюционное будущее человека, все то, чего она может добиться в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность;
  • поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательном анализа;
  • сознательное личное «Я» - центр сознания личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом;
  • выше надособове истинное «Я» (или «СВОЕ») - находится над потоком мысли и состояниями тела, не склонно подпадать под их влияние; личное сознательное «Я» лишь отражение «высшего Я», его проекция на поле личности;
  • коллективное бессознательное (по Юнгу - «коллективное бессознательное - предпосылка каждой индивидуальной психики»).

Ниже бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное ассимилирует опыт, прежде чем он достигнет сознания, отвечает в общих чертах подсознания Фрейда. Сфера сверхсознания - место расположения высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые ощущения, мысли, побуждения. О точку четкого осознания говорится как о сознательном самость, а высшая самость - это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, разума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное.

Важным элементом психосинтезу Ассаджиоли есть понятие субличностей - динамических подструктур, которые имеют относительно независимое существование. Самые привычные субособистості - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя, служащего. Там каждая субособистість строится на основе некоего желания целостной личности.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличных от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субособистості и дать каждой субособистості «свое имя», некоторые из них могут быть похожими на клички: Авантюрист, Рассудительный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник.

Игры, в которые играют эти субособистості, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает меры для примирения конфликтующих сторон внутри себя самой. Одна из целей самонаблюдение - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субособистостями.

Субличностей много, и они могут заменять друг друга. Так, обвинитель легко превращается в жертву и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек учится осознавать свои субособистості, их голоса, она начинает по-настоящему изучать себя, познавать сущность своего «Я».

Терапевтический процесс психосинтезу включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различные составляющие своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностей - и приобретение способности контролировать их. После того, как пациент постепенно открывает свой объединительный психологический центр, можно достичь психосинтезу и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субособистості (которые в упражнениях с фантазирование могут приобретать вид более-менее абстрактных інтрапсихічних структур) во время самоисследование с использованием ребефінгу, методики контролируемого дыхание и музыки отражают подлинные старинные, філогенетичні, расовые и реинкарнации матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и т. п.

Итак, индивидуальная психика не только в шутку комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, пожалуй, способна получать голографическая записанную информацию об весь феноменальный мир - о его настоящее, прошлое и будущее.

Важным аспектом труда А. Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности составляют важный аспект человеческой личности, потому что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развития болезней. Высшие ценности (метацінності) и стремление к ним (метамотивація) присущи природе человека. Признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании значения жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности присущи природе человека, и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на срок приглушают и отодвигают на задний план эти высшие потребности человеческой души.

Станислав Грофф в сфере психики личности выделил четыре ее сферы, которые лежат за пределами нашего обычного опыта сознания: а) сенсорный барьер; б) индивидуальное бессознательное; в) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); г) трансперсональная сфера.

Большинству людей переживания доступны на всех четырех уровнях. Сенсорный барьер можно наблюдать во время сеансов с психоделічними препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используют дыхание, музыку (ребефинг, голотропне погружения), работу с телом. Их переживанию способствуют разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики. Много таких случаев можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания.

Сфера индивидуального бессознательного - все что угодно из жизни человека, некий неразрешенный конфликт, некое вытеснено из памяти и не интегрировано в ней травмуюче переживания, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющих высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания из биографии оказываются не отдельно, а создавать динамические сочетание - «системы конденсирующего опыта» (СКД). СКД - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из разных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одной и той же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, можно забыть на сознательном уровне, но они хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств, депрессии, тревог, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и др. Особенно психотравмы, связанные с опасностью для жизни, оставляют отпечаток в психике.

Уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы) раскрывает полный спектр переживаний, которые происходят на этом уровне при повторном биологическом рождении. Но получения родовых травм составляет саму суть этого процесса. Поэтому Грофф назвал эту сферу бессознательного перинатальной. Переживание смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны. Оказывается такой опыт у четырех «базовых перинатальных матрицах» (БИМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения.

Биологическая основа первой перинатальной матрицы (БИМ-И) - опыт начальной симбиотической единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования.

Вторая перинатальная матрица (БИМ-II) закладывается в самом начале течения родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет.

Третья перинатальная матрица (БИМ-III) отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращение матки продолжаются, но шейка матки уже открыта, и это позволяет плода постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, самое сильное механическое сжатия, тем удушье.

Четвертая перинатальная матрица (БИМ-IV) связана с непосредственной появлением на свет человека, когда мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижения по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения наступает внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня или операционной. Символическим выражением последней стадии родов есть опыт смерти-возрождения: проход от БИМ-III к БИМ-IV вызывает ощущение полного уничтожения - физической гибели, эмоционального краха, интеллектуальной поражения, мгновенного уничтожения всех бывших опорных моментов в жизни человека.

Итак, перинатальный уровень бессознательного является многогранным и богатым вместилищем эмоциональных состояний, телесных ощущений и могучей энергии.

Для достижения освобождения от указанных болезней и психопатологических отклонений, по мнению С. Гроффа, на протяжении его 30-летнего врачебного опыта, пациент должен снова прожить начальную стрессовую ситуацию во всей ее полноте и с полным осознанием: когда природа и интенсивность сознательного переживания точно совпадут с бессознательным гештальт-опытом, проблема будет решена и состоится лечения. Но переживания видоизмененной копии начальной стрессовой ситуации без доступа до того уровня бессознательного, к которому она принадлежит, только усугубляет проблему, а не решает.

Близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампіона Курта Тойча. Его концепция, которая заключалась в том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив ее жизни и основные паттерны поведения, постепенно получила признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код унаследованных биологических и физиологических особенностей организма, склонностей к определенным болезням, но и генетический код, который определяет определенные паттерны поведения, склонность к определенным проблемам, событий, жизненных трудностей. Вместе с информацией о внешности в ДНК хранится информация о опыт и жизненные роли предков. Каждый человек имеет свой уникальный Основной Внутренний Направление (ОВН) - соединение генетических, несознательных и сознательных факторов, в соответствии с которым она идет по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от собственных сознательных реакций и интерпретаций.

Осознание генетического кода, нежелательных семейных повторных паттернов поведения (например, алкоголизм, который повторяется, - дед, отец, сын, внук склонны к алкоголизму; или из поколения в поколение все женщины в роду выходили замуж по расчету и были очень несчастливы в браке) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих паттернов позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему в различных аспектах.

Тойч своей 30-летней терапевтической практикой доказал, что ОВН, а значит, и судьбу человека можно изменить путем понимания и систематической деятельности, которую сознательно направляют для реализации Программы Совершенствования - точного плана постепенного преодоления нежелательного семейно-генетического кода, повышение производительности жизни, работы, улучшения здоровья. Тойч разработал для своих клиентов всестороннюю программу девіктимізації и достижения поставленных жизненных целей. Изменено с помощью IDEAL-метода ОВН дает человеку, ее родным и близким более успешное и счастливую жизнь, то есть человек может избежать участи жертвы кода», если осознает, обнаружит этот код и силой своей мысли и целеустремленной системой продуманных практических действий «перестроит свой код» (хотя это и очень сложно).

Бихевиоризм, который определил предметом психологии поведение, видит в личности человека не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию, то есть «стимул - реакция» (S - R). Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S - R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть как положительным (похвала, получения желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.), так и отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего с ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, то есть наказание, боли и т.д.

Следовательно, с позиции бихевиоризма личность - это все то, чем обладает индивид, это его возможности по реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + способность пластичности, чтобы создавать новые навыки + способность содержание, сохранение навыков) для приспособления к среде.

ЛИЧНОСТЬ - организована и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивой поведения, а изменение ситуации обусловливает формирование новых навыков.

Следовательно, личность в концепции бихевиоризма понимают прежде всего как существо, которое реагирует и действует, которую запрограммирован на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на необходимое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Е. Толмен (1948) поставил под сомнение схему S-R как очень упрощенную и ввел между этими членами важную переменную И - психические процессы данного индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Вследствие этого главная формула личности бихевиоризма стала такой: S-I-R. Позже один из последователей Уотсона, Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется последствиями, и сформулировал принцип оперантного зумовлення - «поведение живых организмов определяют последствия, которые она предопределяет». В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, равнодушными или неприятными - живой организм или проявит тенденцию повторять этот поведенческий акт, или не предоставит ему никакого значения, или же будет избегать его повторения в дальнейшем.

Береса Фридерик Скиннер (1904-1990) считал, что стоит изучать прежде всего поведение человека. В отличие от мышления и переживаний, поведение человека можно наблюдать, измерять и анализировать. Исходя из видимой поведения человека, можно определить «Я», в таком случае становится необязательным изучение внутренних процессов, которые происходят в личности или в «Я». Он сформулировал различные способы наблюдения, измерения, прогнозирования и понимание поведения человека. Поскольку Скиннер не доверял субъективном, ментальном толкованию поведения, а также спекуляции или объяснению через обстоятельства, то начал свои идеи на основе наблюдений за поведением людей и животных.

Однако Скиннер не рассматривал людей, как творческих и деятельных натур, наоборот, он думал, что поведение человека определяется факторами генетики и окружения. Когда люди не понимают поведения другого человека или не знают паттернов ее прошлого или будущего, которые ее подкрепляют, они начинают выдумывать объяснения его поведения.

Ученый пришел к выводу, что человека можно научить выявлять практически любое поведение, свойственную людям или животным, выявлять ее так часто, насколько потребуется в выбранном направлении. Исследование переменных, которые влияют на оперантне научання, показывает, что научання достигается и без осознания, но эффективнее всего оно проявляется, когда субъект осознает его и взаимодействует с теми, кто с ним работает.

Позитивные и негативные последствия контролируют поведение человека. Если мы имеем в своем распоряжении достаточные знания о бывшие подкрепление, мы можем объяснить любой человеческий поступок. Если мы сможем менять окружение человека, то мы можем проконтролировать ее поведение. Контроль поведения - это и есть воля.

Для Скиннера личностный рост является способностью усиливать выгоден нам контроль окружающих и сводить к минимуму неблагоприятные условия. Функциональный анализ может быть полезен для объяснения поведения с точки зрения причинно-следственных связей. Он считает, что личность, в общепринятом смысле этого слова, - фикция. Сознание и тело не отделимые друг от друга.

Человек полностью зависит от своей среды, и любая свобода действия, которой, ей кажется, она может пользоваться, является чистой иллюзией.

Согласно теории социального учения Дж. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью таких понятий:

  • поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, которые сформировались в течение жизни;
  • на поведение человека влияет ее ожидания, их субъективная вероятность, с которой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепление в этой ситуации, она быстрее усваивает необходимое поведение, которое соответствует ситуации и подкреплению);
  • на поведение человека влияет характер подкрепление, его ценность для человека (разные люди ценят и отдают предпочтение разным подкреплением: кто больше ценит похвалу, уважение со стороны других, кто больше ценит деньги или более чувствителен к наказания и др.);
  • на поведение человека влияет ее «локус контроля» - екстернал или інтернал, чувствует ли она себя «пешкой» или же считает, что достижение ее целей зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:

  • поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания;
  • поведенческие реакции приспособления, адаптации - это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
  • защитные поведенческие реакции - их используют в ситуациях, требования которых превышают возможности человека на данный момент (это в частности, как отрицание, подавление желаний, обесценения, затушевывание и т.п.);
  • техники избежания - поведенческие реакции, направленные на «выход с поля напряжения», уход, побег, отдых и т.п.;
  • агрессивные поведенческие реакции - это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификацию поведения и поступков человека следует проводить в зависимости от целей, потребностей, ситуаций.



Назад