Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.2. Личность в когнитивной и гуманистической психологии


Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающей, анализирующей», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека содержит три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) ощущения, которые она переживает, выполняя определенные действия.

Внешне похожие поступки могут быть разными, поскольку мысли и чувства были другими. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, недостаток знаний), ей нужно решать, она делает выбор и совершает поступок (біхевіористи здесь завершают анализ поведения). Однако когнитивную и эмоциональную часть поступка еще не было завершено, поскольку сам поступок является источником информации, что позволяет формулировать ли менять мнение о себе или о других.

Ситуации создают потенциальные силы, которые способствуют актуализации или препятствуют реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий (удобный) канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно приложить немало усилий, организовывая внешнее воздействие на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций - это более истинный фактор принятия решения, чем «объективное значение» этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализированных в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного прогноза людьми своего собственного будущего поведения.

Гуманистические теории личности. Одним из основателей гуманистической психологии считают американского исследователя Карла Роджерса (1900-1990). Центральным звеном личности, по К. Роджерсом, является самооценка, представления человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Однако формирование самооценки не проходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и тогда возникает дилемма - или принять оценку других, или остаться со своей. Неправильное представление о себе приводит иногда к крайностям в искажении самооценки. Такие случаи могут вызвать невротические конфликты и нуждаются в помощи психолога в создании гибкой самооценки. Способность к гибкой самооценки, умения под давлением опыта переоценивать систему ценностей, которая возникла раньше, - все это К. Роджерс определяет как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в различных жизненных ситуациях Благодаря К. Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развитии субъекта оказались важным предметом дальнейших психологических исследований.

Один из них - это тенденция к самоактуализации, которая присуща любом живому организму.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражения, активизации всех возможностей своего организма.

Роджерс считает, что стремление к полной самоактуализации является врожденным для каждого из нас.

Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое утверждается в этой теоретической системе. «Я», например, является центральным понятием в теории, но «Я» ничего не делает, он просто выражает господствующую тенденцию организма - вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя.

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто неким одним побуждением среди многих других, а центром, в котором сосредоточены все другие стремления.

Поэтому он уделял внимание не только психотерапии, но и стал рассматривать проблемы личности в политическом и социальном контексте. Его личностно-центрированный подход широко известный под названием «Значение личности» («Personal Power»). Оно принадлежит к «локуса силы принятия решений: тот, кто принимает решение, сознательно или бессознательно регулирует мысли, чувства или поведение других людей и самого себя... В общем это процесс получения, использования, разделения или отказ от власти, контроля и принятия решений» (1978).

Роджерс полагал, что каждый человек, как только ей будет предоставлена такая возможность, сразу же проявляет большие способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой. «Индивидуум обладает большими внутренними ресурсами самоосознания, изменения «Я»-концепции, своих атитюдів и саморегулирующейся поведения». Проявления этого стремления к саморазвитию препятствует контроль одних людей над другими. Откровенное доминирование, диктат часто вызывают сопротивление.

Другой представитель гуманистической психологии США - Гордон В. Оллпорт (1887-1967) - считал личность открытой системой: развитие личности всегда осуществляется во взаимосвязи с другими людьми. Личность, по его определению, - это динамичная организация особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт индивида, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальным. Однако в этих отношениях нет равновесия между окружающей средой и человеком. Человек должен все время устанавливать новые отношения и развивать имеющиеся, то есть постоянно «разрывать» гомеостаз. Следовательно, постоянное развитие личности является основной формой ее существования. Социальные отношения конституируют, по Г. Оллпортом, личность, «відв'язуючи» ее от биологических потребностей.

Как важный механизм развития личности Г. Оллпорт признает «риса», под которым он понимает «риса-мотив», «риса-интерес», то есть мотивы поведения, которые действуют на данный момент. Каждый человек рождается с определенным набором «рис-мотивов», которые затем трансформируются, подлежат изменению. Существуют два класса рис - основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение человека, а инструментальные формируют ее. Основные черты переплетаются с инструментальными, что способствует формированию личности.

Каждой личности присущи главные, кардинальные черты и второстепенные черты. Выдающиеся люди характеризуются наличием доминирующей, центральной черты. В обычных же людей таких признаков может быть несколько. Здоровой личности, по Г. Оллпортом, присущи такие черты, как активная позиция относительно действительности; доступность опыта для сознания, то есть способность видеть события собственной жизни такими, какими они есть, не применяя «психологической защиты»; самопознание; способность к абстракции; постоянный процесс индивидуализации; функциональная автономия рис; устойчивость к фрустрации. Важным условием развития личности признается возможность сопротивляться равновесии. Напряжение следует поддерживать, а не устранять. При этом ученый базирует свои взгляды на биографиях выдающихся людей, для которых жизнь - это непрерывное преодоление трудностей, более того - они сами этого хотят, ища и преодолевая препятствия. Невротическую личность, по Г. Оллпортом, характеризует наличие таких черт, как пассивная позиция относительно мира; применение различных видов психологической защиты - вытеснение, сублимации, проекции, замещения; искажение истинного положения вещей; ограниченность мышления; «закостенелость» развития.

Следовательно, личность конкретного человека характеризует определенная система рис-мотивов, или трайтів, которая определяет ее поведение и развитие.

Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой сочетание гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Она подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, которые проактивно (proactively) стремятся к своим сознательно (consciously) поставленных целей. Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упустили из виду нормального, психически здорового человека и придавали слишком большое значение бессознательно обусловленным процессам.

Целью Оллпорта было дополнить, а не заменить открытия психоанализа, теории «стимул-реакция», оперантного зумовлювання и социальной психологии. Он думал, что исчерпывающую теорию личности должен быть основан на объединении достижений психоанализ, теории обучения, социальной психологии и теории черт, так же, как и его собственной психологии индивидуальности (psychology of the individual). Однако созданная им теория действительно объединила в себе лучшие достижения предшественников, таких как Уильям Штерн, Уильям Джеймс и Уильям Мак-Дугалл.

Пытаясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность каждого индивидуума - позиция, противоположная подходам большинства существующих теорий личности. Акцент на уникальности заставил его отказаться от рассмотрения общих черт и заменить их индивидуальными чертами, или персональными диспозиціями. Три уровне персонального расположение - это: 1) кардинальные диспозиции; 2) центральные диспозиции и 3) вторичные диспозиции. Некоторые люди имеют кардинальные диспозиции, настолько сильны, что их нельзя скрыть. Большинство из нас имеет от пяти до десяти центральных диспозиций - свойств, что их может назвать в честном описании нашей личности человек, который хорошо знает нас. Центральные диспозиции плавно переходят в вторичные диспозиции, не столь характерные для данного человека, но гораздо численіші. Все личные диспозиции динамические, но те, которые формируют действия, называются мотивационными, те же, которые управляют действиями, - стилистическими.

В концепции личности, которую создал Оллпорт, выделены понятия пропріум. К пропріуму принадлежат стиле поведения и личностные диспозиции, которые мы рассматриваем как именно наши собственные. Не вся личность принадлежит к пропріуму, а лишь те ее грани, что мы воспринимаем как близкие, центральные и важны для нашей жизни. Рассматривая становление личности, Оллпорт выделяет семь стадий, на которых формируются различные аспекты пропріуму. Конечно, не ранее чем в подростковом возрасте человек четко осознает себя как личность и хорошо развитый пропріум, что побуждает его действовать в соответствии с собственных стремлений.

Особый интерес вызывает концепция функциональной автономии, которую Оллпорт создал в противовес неадекватным, по его мнению, теориям мотивации человеческого поведения. Согласно принципу функциональной автономии, мотивация поведения может быть функционально независимым от мотивов, изначально ответственных за поведение. Персеверативна функциональная автономия принадлежит к привычек и действий, которые не являются частью пропріуму. Пропріативна функциональная автономия включает те самодостаточные мотивации, которые входят в пропріуму.

Американский психолог А. Маслоу (1907-1970) - один из основоположников гуманистической теории, главной характеристикой личности считал стремление к самоактуализации, самовыражения, раскрытие потенций к творчеству и любви, в основе которых лежит гуманистическая потребность нести людям добро. Он утверждал, что человеку, как и животному, не свойственные врожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал С. Фрейд. Наоборот, в них заложен инстинкт сохранения своей популяции, что заставляет их помогать друг другу. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей свойственна здоровому человеку, а в наибольшей степени - выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностей. Прогресс общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовольствием гуманистических потребностей.

А. Маслоу, ядро личности образуют гуманистические потребности в добрые, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые она может реализовать при определенных условиях. Однако эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь во время удовлетворения других потребностей и прежде всего физиологических. Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, согласно Маслоу, охватывает:

  • физиологические потребности;
  • потребности в безопасности;
  • потребности в любви и привязанности;
  • потребности в признании и оценке;
  • потребности в самоактуализации - реализации способностей и талантов.

Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, которые являются особистостостями. Маслоу называет такие их черты, как непринужденность в поведении, деловую направленность, избирательность, глубину и демократичность в отношениях, независимость, творческие проявления.

А. Маслоу обнаружил такие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень власти, тем менее життєнеобхідними есть соответствующие потребности - тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;
  • с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Следовательно, возможность удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, она постепенно переходит на более высокую ступень личного саморазвития.

Для самоактуалізованої личности присущи следующие черты:

  • полное одобрение реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать его);
  • одобрение других и себя («Я делаю свое, а ты - свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть Я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть»);
  • профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачи, на дело;
  • автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
  • способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
  • постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыта;
  • различение цели и средств, зла и добра (не любой способ хорош для достижения цели);
  • спонтанность, естественность поведения;
  • юмор;
  • саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуалізуюча творчество в работе, любви, жизни;
  • готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, собственного опыта, подлинного понимания своих возможностей, к повышению конгруэнтности. Конгруэнтность - это соответствие переживания, осознание опыта его истинному содержанию.

Преодоления защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний. Защитные механизмы мешают правильно осознать собственные проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию собственного «реального Я».

Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

  • формирование психологии «пешку», глобального ощущение своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
  • создание дефицита благ, в результате чего они становятся первичными потребностями в пище и выживании;
  • создание «чистоты» социального окружения - разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», чувство вины и стыда за себя;
  • создание культа «самокритики», признание даже в осуществлении тех нелестных поступков, которые человек никогда не совершала;
  • сохранение «священных основ» (запрещено даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылок идеологии);
  • формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются в короткие, чрезвычайно простые выражения, которые легко запомнить).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереально существования», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируются несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные» инстинкты, потеряла социальные нормы, традиции, которые определяют, что человек должен делать, и в результате она сама не знает, чего она хочет (а может, уже ничего не хочет). Тогда она делает то, что хотят другие, является «пешкой» в чужих руках. Такому человеку нужна «логотерапия» - «борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл ее жизни, а жизнь спрашивает у нее, и она дает ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то она может подняться над самыми неблагоприятными условиями.

СМЫСЛ ЖИЗНИ, согласно А. Маслоу, человек обретает благодаря:

  • осуществлению поступков;
  • поддержке гуманистических ценностей, переживанию любви и единства с другими людьми;
  • переживаниюстрадания.

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие потребности к развитию, жизненные цели: истина, красота, доброта, справедливость.



Назад