Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.3. Женские теории личности


В 1970-х годах теоретики начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Они разделились на две группы, одна из которых сосредоточилась на совершенствовании существующих теорий, работая с концепциями Фрейда и Юнга, другая предположила, что появление новых ценностей, категорий и терминов может обусловить тщательное изучение жизненного опыта женщин, которые ранее фактически игнорировались психологией.

Так, в работе Джин Бейкер Миллер «К новой психологии женщины» (Toward a New Psychology of Women), вышедшей в 1976 году, был предложен новый взгляд на психологию женщины, который поставил под сомнение основные концепции традиционных теорий. Примерно в это же время социолог Кэрол Ґілліган (Carol Gilligan) занималась сбором эмпирических данных, которые отражали коренные различия в психологическом и моральном созревании женщин и мужчин. На их основе в труде «Другим голосом» (In a Different Voice, 1982) она изложила свои взгляды, которыми также бросила вызов существующим теориям. Ґілліґан писала: «Если реальный опыт личностного развития женщины не соответствует тому, о чем пишут в учебниках, то, как правило, официальная психология засчитывает эту женщину к разряду тех, которые подпали под психологическую деформацию. Однако эта разница может указывать и на ограниченность существующих моделей человеческого развития, их несоответствие реальной жизни».

В контексте сконцентрированного на отношениях подхода к структуры психологии женщины Миллер исследовала три основные темы: культурная среда, отношения и пути личностного роста.

Культурная среда. Разрабатывая свою модель, Миллер уделила особое внимание тому, каким образом на жизнь женщины влияет культурную среду. В патриархальном обществе женщины, как правило, вынуждены приспосабливаться к неровным и в основном невзаємних отношений. Они страдают, чувствуя себя неспособными влиять на важные события личной и общественной жизни. Особенно это касается представительниц немногочисленные культурных и этнических групп, которые еще и подвергаются расовой дискриминации, притеснения на почве сексуальной ориентации, социально-экономического положения и возраста.

Отношения (relationships). Ядром модели Миллер стало признание важности межличностных отношений в жизни и психологическому развитию женщины. Вместо того, чтобы стать к борьбе за независимость и самостоятельность, женщины чаще ищут участия и контактов с людьми. Причем зрелая женщина прежде всего занимается этим не для себя, а для других и, конечно же, для детей.

Пути развития. Третьим основным аспектом в модели Миллер стало признание того факта, что способность женщины вступать в межличностные отношения и поддерживать их качеством, которая необходима для здорового психологического развития и роста. К сожалению, это утверждение противоречит принятому точки зрения, согласно которому некоторые личностные качества, присущие женщинам, не представляют собой ценности, а наоборот, являются недостатками. Например, недостатком обычно считается умение женщины более открыто, чем мужчины, выражать свои эмоции, и то, какого огромного значение она придает межличностным взаимоотношениям.

Главные идеи женских теорий:

  • психологическое развитие женщины происходит в ее отношениях с людьми;
  • общение с людьми определяет психологическое состояние человека, особенно если речь идет о женщине;
  • женщины ориентированы на заботу о других людей, ответственность за них, общение; мужчины же тяготеют к одиночества, отчужденности, самостоятельности;
  • традиционные психологические теории неправильно истолковывают личностный опыт не только женщин, но и мужчин. Общество давит на мальчиков, заставляя их ориентироваться на конкуренцию, отчужденность, силу и власть;
  • центрированная на отношениях модель психологии женщины, которая подчеркивает важность эмоциональной близости с людьми и ужас отчуждение от них;
  • главная движущая сила в жизни женщины - постоянное стремление к общению, взаимности;
  • интерес, искренность, способность активно действовать, ощущение собственной ценности растут, когда человек участвует в отношениях с людьми. В результате она чувствует себя не одинокой, а тесно связанной с другими, что заставляет ее расширять круг общения;
  • центральные моменты развития личности - это опыт установления связи с людьми и отчуждение от них в процессе общения. Основой нового понимания важности человеческих контактов является эмпатия;
  • цель психологического развития - участие в отношениях с взаимным доверием и взаимной эмпатией, а не одиночество и отчуждение от людей;
  • парадокс «связь - отчуждение» лежит в основе всех психологических проблем, которые проявляются во время психотерапии;
  • психологические проблемы представляют собой защитные механизмы, построенные людьми. Эти механизмы препятствуют установлению связей с окружающими, несмотря на активное стремление к общению;
  • в пределах центрированной на отношениях модели понятие «гнев», «стыд» и «конфликт» рассматривают с новой точки зрения. Гнев и конфликт считают необходимыми вехами на пути улучшения качества взаимоотношений. Стыд описано как чувство отчуждения от людей и как ощущения, что тебя не смогут понять;
  • чтобы наладить контакты с близкими людьми, дети из так называемых неблагополучных семей развивают ряд стратегий, включая разыгрывание ролей и эмоциональную холодность, оставляя внутреннее «Я» непричастным к общению;
  • для эффективной психотерапии необходима взаимность. Путь к ней лежит, скорее всего, через эмпатию, искренность психотерапевта и его участие в отношениях с пациентом, чем через его нейтралитет, который так поддерживают фройдисти и последователи классических теорий.


Назад