Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.4. Факторные теории личности


Значительную часть своей жизни Раймонд Кеттелл (Raymond Cattell) посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Именно он впервые определил практически исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных рис. Потом Кеттелл перешел к измерения динамики личности, найдя при этом черты, которые он назвал мотивационными. По мнению Кеттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека.

Теория личности Кеттелла в большей степени основывается на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кеттелл начинал свою работу, не имея никаких начальных убеждений относительно структуры личности. Используя индуктивный метод, он собрал количественную информацию из трех источников: регистрации реального поведения людей в течение их жизни (L-данные), показаний самих людей о себе (Q-данные) и результатов объективных тестов (Т-данные), вычислил взаимную корреляцию величин, сформировал корреляционная матрица и вывел из нее первичные факторы. Эти факторы приобретают психологическое значение в сфере трех категорий свойств личности - темперамента, способностей и мотивации.

В целом Кеттелл выделяет 35 личностных черт: первого порядка - 23 черты, присущие нормальной личности, и 12 патологических рис. Эти факторы коррелируются между собой, что дает возможность провести повторный факторный анализ и выявить по крайней мере восемь рис второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Кеттелла имеют название «основных черт личности», но все они преимущественно являются темпераментными чертами.

Кеттелл также классифицировал способности и мотивационные черты. В частности, мотивационные, или динамические, черты разделен на врожденные побуждения, или ерги, и приобретенные посредством культурного влияния мотивы, которые имеют название сэм. Все они являются элементами динамических решеток, в которых также входят атитюди.

После почти шестидесяти лет работы Кеттелл, который ставил перед собой задачу нарисовать полную карту личности, преуспел в создании исчерпывающей квалификации личностных структур, а также разработал метод, позволяющий предсказывать поведение.

Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) (1916-1997) вошел в истории психологии как создатель чотирирівневої иерархической модели человеческой личности. Как и Г.Р. Кеттелл, Айзенк пользовался для своего построения математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кеттелла за несколькими важнейшими пунктами. Во-первых, он применял гіпотетико-дедуктивный метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он не выделял 35 рис, а лишь три базовые типы (types). В-третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответы на важнейшие вопросы, которые касаются теории личности.

Больше всего на теорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмена (Charles Spearman) и Ивана Павлова. Теория Айзенка содержит сильный психометрический и биологические компоненты.

Айзенк был глубоко убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов XX в. он принял участие в известной дискуссии о наследственности интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большей степени предопределено генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициент интеллекта» (The IQ Argument, 1971) резко противоречило общепринятым взглядам.

В истории психологии Айзенк останется блестящим полемістом и создателем оригинальной иерархической теории личности. Его теорию типов разработан на основе математического аппарата факторного анализа. Этот метод предполагает, что люди имеют разные относительно постоянные личностные качества, или черты, и что эти черты можно измерить с помощью корреляционных исследований. Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а потом собирая данные, которые логично соответствовали этой теории.

Айзенк установил четыре критерии для идентификации факторов. Во-первых, следует получить психометричне подтверждение существование фактора. Второй критерий - фактор должен иметь свойство наследственности и удовлетворять генетической модели. Третье - фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора - это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведен фактор имеет причастность (не обязательно чисто причинное) к социальным явлениям.

Айзенк сформулировал концепцию иерархической чотирирівневої модели человеческой личности. Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мнения, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второй уровень - привычные действия или мысли, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень - черты личности, а четвертый, высший уровень организации поведения, - это уровень типов, или суперфакторів.

Тогда как Кеттелл выделяет 35 рис первого порядка, Айзенк строит свою теорию лишь на трех широких биполярных суперфакторах: экстраверсия/интроверсия, невротизма/стабильность и психотизм/суперэго. Черты Кеттелла нельзя прямо сравнивать с тремя типами Айзенка, поскольку черты Кеттелла принадлежат к третьему уровня иерархической структуры, а типы Айзенка - к четвертому.

Экстраверсия характеризуется общительностью и импульсивностью; интроверсия - пассивностью и задумчивостью; невротизма - тревожностью и привычками; стабильность - отсутствием таковых; психотизм - антисоциальным поведением; а суперэго - склонностью к сопереживанию и сотрудничества.

Айзенк делал особый акцент на биологических составляющих личности. Согласно его теории, влияние окружающей среды практически не важен для формирования личности. По его мнению, генетические факторы гораздо больше влияют на дальнейшее поведение, чем детские впечатления.



Назад