Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.5. Теории личности В. Райха, Дж. Келли, Г. Стек Салливана, К. Левина, Г. Мэй, А.Бандури, Дж. Роттера, Е. Дюркгейма, В. Франта, В. Джемса


Вильгельм Райх (1897-1954) стал основателем соматической психологии и психотерапии, ориентированной на телесность, а также предшественником современных терапий, которые имеют дело с эмоциональной жизнью.

Уникальный вклад Райха в психологию заключается в том, что он провозгласил идею единства тела и духа, включил тело в сферу интересов психотерапии и создал концепцию личностного панциря. В практике психоанализа он стимулировал освобождения пациентом блокированных мышечным панцирем эмоций, работая не только с имеющимся психологическим материалом, но и непосредственно с телом пациента. Защитные механизмы личности отличаются от невротических симптомов тем, что индивид переживает эти механизмы как неотъемлемую часть его личности, в то время как невротические симптомы он чувствует как далеки элементы психики, как лишние элементы и даже те, которые имеют отпечаток патологии.

В фройдівській модели наивысший уровень психосексуального развития обозначен термином генитальная личность. Райх использовал этот термин для описания личности, которая обладает оргастичною потенцией. Только розтиснувши тиски своего панциря, пациент находит реальную генітальність. Мышечный панцирь состоит из семи основных сегментов. До каждого сегмента входят включены мышцы и органы, которым присущи родовые экспрессивные функции. Сегменты расположены в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза и представляют собой семь горизонтальных кругов, расположенных под прямым углом к туловищу и позвоночника.

Чтобы ослабить тиски панциря, терапевт, который работает по системе Райха, с помощью упражнений, которые предусматривают глубокое дыхание, а также через прямое влияние на хронически напряженные мышцы помогает пациенту накопить в теле энергию, одновременно, в течение всего процесса терапии, поддерживая с пациентом контакт и взаимодействие.

Райх был против любого разделения человеческого существа на сферы эмоций, интеллекта и тела. В его биоэнергетике подчеркнуто значение не только сексуальности как таковой, но и чувство удовлетворения в целом. Биоэнергетика выдвигает понятие базы, локализованной в области таза и ног.

Теория личностных конструктов Джорджа Келли (1905-1965) является подходом к пониманию людей, который основан на попытке войти в их внутренний мир и представить себе, как мир мог бы выглядеть для них с более выгодной позиции. Сроки, которые люди используют для понимания друг друга для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов или личностных конструкций. Эти конструкты формируются на основе наших собственных личных смыслов, а также смыслов, усвоенных в результате взаимодействия с нашим социальным окружением. Авторы многих текстов, которые описывают теории личностных конструктов, в значительной мере опираются на предложенную Келли метафору «человека-ученого» (или «индивидуума-ученого»), пытаясь объяснить, как Келли описывал форму личностных конструкций. Согласно данной метафоры, люди описывают как ученых, которые формулируют гипотезы о мире в форме личностных конструкций, затем проверяют свои предположения на практике, аналогично тому, как подошел бы ученый, который стремится точно предсказывать и контролировать события.

Келли заложил прочный гуманистический фундамент своим трудом, приняв центральным положением то, что люди способны к постоянному созданию себя заново. Для Келли - реальности органически присуща гибкость. В ней есть место для поиска, творчества и восстановления. Фактически, теория личностных конструкций является психологией понимание взглядов индивидуума - понимание, благодаря которому можно помочь ему решить проблемы. Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позже они часто не осознают, что существует много способов изменить себя и свое отношение к миру. Люди могут реконструировать реальность. Келли предлагает взгляд на человека, который находится в процессе постоянного изменения, согласно которому корнем всех проблем есть препятствия к собственной изменения. Таким образом, Келли создал действительно гуманистическую теорию действия, которая имеет целью открыть для человека мир постоянно меняется, преподносит ей как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

Великий американский психиатр Гарри Стэк Салливан (1892-1949) утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь посредством научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наш личностное развитие происходит только в социуме, а без других людей мы были бы лишены личности. Личность не может быть изолированной от комплекса межличностных отношений, в которых человек существует.

Межличностная теория (interpersonal theory) Салливана подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека: этапа младенца (infancy), детства (childhood), ювенильной эры (juvenile era), перед'юності (preadolescence), ранней юности (early юности), поздней юности (late юности и зрелости (совершеннолетия). В основе здорового психического развития человека лежит способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Препятствием удовлетворительным межличностным отношениям может быть тревога (anxiety). Возможно, наиболее критическим периодом развития человека является подростковый период - время, когда дети впервые приобретают способность устанавливать близкие отношения с другими людьми, но еще не достигли возраста, когда эти отношения осложняются сексуальным интересом. Салливан считал, что показателем здорового развития является способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к той самой лица.

Основные понятия в теории личности, разработанной Салливаном, - это напряжение и трансформация энергии, причем эти термины следует понимать в чисто физическом смысле. Салливан подавал человеческую личность как когнитивную систему, энергия в которой может существовать или в виде напряжение (потенциальных возможностей действий), или в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжение, в зависимости от происхождения, исследователь разделяет на согласовательные (потребности) и розузгоджувальні (тревога).

Трансформации энергии благоустраиваются и превращаются в конкретные образцы поведения, которые характеризуют человека на протяжении всей его жизни, - динамізми, которые Салливан разделяет на два основных класса. Первый из них связан со специфическими участками тела, включая рот, анус и гениталии, а второй принадлежит к напряжение и состоит из трех категорий: розузгоджувальні, изолирующие и согласовательные.

Розузгоджувальні динамізми включают все деструктивные образцы поведения, связанные с озлобленностью; изолирующие динамізми включают образцы поведения, которые не принадлежат к межличностных отношений, например сексуальное влечение; согласовательные динамізми - это полезные образцы поведения такие, как близость і Я-система.

Первым этапом развития человеческой личности является этап младенца - период, который продолжается от рождения до развития синтаксической языка. В этот период основные межличностные отношения ребенка - отношения с матерью, а главное источник тревоги - процесс кормления. Детство начинается с развитием синтаксической языка и продолжается до 5-6-летнего возраста. На этом этапе важнейшими межличностными отношениями для детей есть отношения с матерью, хотя дети часто придумывают отношения и с воображаемыми товарищами. Третий этап развития - ювенильная эра, которая ограничивается первыми тремя школьными годами. В этот период дети учатся соперничеству, компромиссу и взаимопомощи - навыкам, которые позволят им успешно пройти более поздние этапы развития. Наиболее критичной стадией развития является период перед'юності, так как ошибки, допущенные на этом этапе, очень трудно исправить в дальнейшем. На протяжении периода перед'юності ребенок получает навыки близости, конечно с человеком того же возраста и пола. Эти тесные межличностные отношения еще не осложнены сексуальным влечением и поэтому позволяют человеку в дальнейшем относиться к лицам противоположного пола по-человечески, иметь с ними человеческое близость, а не только сексуальную. По мере того, как молодые люди достигают ранней юности, у них появляется сексуальный интерес, вызванный возрастными изменениями в организме. Если в течение периода перед'юності они научились строить близкие отношения с лицами своего пола, то они будут способны поддерживать не только эти однополые отношения, но и строить новые, но уже с молодыми людьми противоположного пола и на основе сексуального влечения.

Люди достигают поздней юности, когда они способны строить близкие отношения с сексуально привлекательной для них человеком. К сожалению, не все люди достигают этой стадии развития. Некоторые люди на всю жизнь так и остаются неспособными любить человека, к которому они испытывают сильное сексуальное влечение. Период поздней юности достигает своего пика в зрелости - стадии, которую характеризует наличие устойчивых любовных отношений.

Одним из самых значительных персонологів современности является Альберт Бандура (1925), американский ученый канадского происхождения. В отличие от радикальных бихевиористов, он считает, что личность формирует поведение человека, его индивидуальные характеристики (особенно важную роль здесь играет мышление - ignition) и влиянием окружающей среды, когда все эти факторы действуют совместно, а обучение не обязательно предполагает вознаграждение. В соответствии с социально-когнитивной теории (social-cognitive theory) Бандуры, мы можем учиться, наблюдая за действиями другого человека. Например, мы смотрим на фокусника, который выполняет какой-нибудь трюк, замечаем, как он это делает, а потом дома сами повторяем его фокус. Очевидно, прежде всего обучения необходимо нам самим, чтобы что-то делать. Кроме того, в теории Бандуры большое внимание уделено способности человека мыслить и познавать и гораздо меньше, скажем, по сравнению с Скіннером, - факторам окружающей среды. Бандура подчеркивает также идею о том, что подкрепление (reinforcement) может быть и косвенным, то есть мы можем укрепиться в нашем стремлении к обучению, когда видим, как другие получают свою награду. С радикальным бихевиоризмом теория Бандуры расходится и при взгляде на отношения между подкреплением и мышлением. В то время как Скиннер придерживается точки зрения, что обучение невозможно без подкрепления, Бандура утверждает, что не может быть подкрепление без предварительной способности познавать. Для того чтобы нечто укрепило нас в наших намерениях, мы должны иметь представление о связи между действиями и их последствиями. Предопределенность, таким образом, не является непосредственным результатом событий, которые происходят в окружающем мире, поскольку мышление и познавательная способность также имеют значение.

Практически не рассматривая роль биологических факторов в формировании личности, Бандура признавал, что человек - это продукт обучения, в процессе которого она способна усваивать различные поведенческие паттерны.

Кроме пластичности сознания (plasticity), которая дает возможность изменять стили поведения, важнейшим человеческим качеством является мышление (cognition), которое позволяет использовать символические структуры, например, язык, познавать явления окружающего мира и осмысливать поведение, хотя бы частично определяя, какие события окружающей среды будет воспринято, какие из них получат оценку и станут основой для действия.

Бандура сформулировал тройную модели реципрокного детерминизма (reciprocal determinism), согласно которой поведение человека - это результат взаимодействия личностных факторов, в том числе мышления и познавательную способность (cognition), а также явлений окружающей среды и действий самого человека.

Два важные факторы окружающей среды, которым теоретики других направлений часто не уделяют должного внимания, - это случайные встречи (chance encounters) і случайные события (fortuitous events). Бандура полагает, что много влияний, которые имеют решающее значение для нашей жизни, берет начало в этих незапланированных и неожиданных событиях. Однако только-что такие события происходят, они входят в тройной модели так же, как и запланированы.

Наша деятельность, как правило, более успешная, когда мы имеем высокую самоэффективность (self-efficacy), то есть большую уверенность в своей способности совершить действия, которые дадут желаемый результат в конкретной ситуации. Самоэффективность повышается или снижается благодаря 1) непосредственному опыту, то есть успешным собственным действиям, 2) косвенном опыту, 3) общественному одобрению или осуждения и 4) физическому и эмоциональному состоянию человека. Коллективная эффективность (collective efficacy) означает уверенность группы людей в том, что они могут совместными усилиями добиться социальных изменений.

Бандура полагает, что человек может учиться, не предпринимая никаких действий. Он называет этот процесс обучение через наблюдение (observational learning) и отличает его от обучение через воспроизведения (enactive learning). Чтобы научиться с помощью наблюдения, мы должны: 1) обратить внимание на образец, который собираемся выполнять, 2) организовать и сохранять свои наблюдения, 3) попробовать выполнить новые для себя действия, 4) иметь причину повторять поведение модели.

Обучение через проигрывание происходит, когда мы сталкиваемся с последствиями своей деятельности. Эти последствия могут сообщать нам информацию, мотивировать будущее поведение или подкреплять настоящего.

Курт Левин (1890-1947) - основатель психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей.

Благодаря исследованиям Левина и его коллег такие понятия, как потребность (need), стремление (intention), когнитивная карта (cognitive map), намерение (purpose), мотив, цель, когнитивный диссонанс (Л. Фестінгер), атрибуция (Хайдер) и ожидания, смогли занять достойное место в психологии. Конструкты теории поля, которые используют в так называемых действующих исследованиях, способствуют осмыслению и решению самых разных проблем. Именно поэтому метод Левина в последнее время часто используют в образовании и других сферах социальной жизни.

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина содержит всю множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида на этот момент. Это могут быть ожидания, цель, образы заманчивых (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые препятствия на пути достижения желаемого, деятельность человека и др. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства на данный момент времени. Левин признавал наличие влияния непсихічних событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком воздействия, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализа его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из различных секторов, регионов, которые графически изображают разделенными границами. Границы обладают свойством проницательности. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, которая ее изображает. Факт жизненного пространства - все, что может осознать человек. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов регионов определяется количеством фактов, которые имеются на данный момент в жизненном пространстве. Ближе сектор к личного пространства человека, тем большее влияние он имеет.

Локомоции. Связь между регионами осуществляется с помощью локомоции. Локомоции (действия) могут происходить и в реальном физическом пространстве, и в нереальном, воображаемом. Функция локомоции заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжений одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоции в другом секторе. Например, мечты могут быть ирреальными локомоціями, связанными с регулированием напряжения, вызванного потребностями, которые на этот момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве.

Когда мы выводим событие, например, локомоцію из жизненного пространства, нужно пользоваться тремя принципами:

  • принцип связанности (событие - всегда результат взаимодействия двух и более фактов);
  • принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт - это актуально существующий в жизненном пространстве факт);
  • принцип одновременности (только факты сегодняшнего дня могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива. Курт Левин поднял вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленной масштабами жизненных ситуаций, которые определяют границы «психологического поля в этот момент». Это поле содержит не только реальное отношение индивида, но и его представление о свое прошлое и будущее - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части, поля, несмотря на их хронологическую різночасність, субъективно переживаемые как одновременные и в равной степени определяют поведение человека.

Валентность. Еще один конструкт, который Курт Левин использует для анализа психических феноменов, это валентность. Под валентностью он понимает свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Регион, который притягивает, имеет положительную валентность, а отталкивающий - негативную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то гамбургер будет иметь для нее положительную валентность, а если сита, то отношение к котлеты, расположенной между двумя булочками, будет иметь нейтральный характер. Если же индивид съел гамбургеров слишком много, тогда они вызывают у него отторжение и будут иметь отрицательную валентность.

На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически можно определить как противодействие примерно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта:

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. ей необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебания обусловлено тем, что после осуществления выбора, цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

7.1.1

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно позитивную и негативную валентности («и хочется, и страшно»). Поведение человека в этой ситуации имеет характер «челнока»: приближения-удаления от объекта.

7.1.2

3. Конфликт между двумя негативными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа довольно легкая.

7.1.3

Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связана с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

Теория Джуліона Роттера (1916-1995) основана на предположении, что когнитивные (cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевиоризма, согласно которой поведение формируют непосредственные подкрепления, которые безусловно идут из окружающей среды, и считает, что основным фактором, который определяет характер деятельности человека, является ее надежды (expectations) относительно будущего.

Главным вкладом Роттера в современную психологию, безусловно, стали разработанные формулы, на основании которых возможно прогнозирование человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к предсказания поведения являются наши знания, прошлая история и надежду, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предположить, рассматривая взаимоотношения (interaction) человека со значимым для нее окружающей средой.

Основная формула предсказаний, которую разработал Роттер, позволяет прогнозировать целенаправленную поведение в конкретной ситуации, используя как переменные поведенческий потенциал, надежду, ценность подкрепления и психологическую ситуацию. Чтобы прогнозировать поведение в более широком диапазоне, Роттер предложил общую формулу предсказаний, в которой использовал концепцию потребностей (needs). Роттер рассматривает потребности не как состояние нехватки чего-либо или беспокойства, а как индикаторы, указывающие направление действий.

Важное значение в теории Роттера имеют обобщенные надежду (generalized expectatancy). Чтобы предусматривать возможность получения подкрепления в настоящем, люди используют похожий опыт прошлого, то есть имеют обобщенные надежду успеха. Для описания обобщенных надежд человека относительно того, в какой мере подкрепление зависят от ее собственного поведения, а какой - их контролируют силы извне, Роттер ввел термин локус контроля (locus of control).

Пример обобщенных ожиданий - это доверие в человеческих взаимоотношениях (interpersonal trust).

Ролло Мэя (1909-1994) бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в 1994 г. он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. За последние полвека это направление, корни которого уходят в философии второй половины XIX и первой половины XX века, получил широкое распространение по всему миру. Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которому люди в значительной степени сами отвечают за то, какими они есть. Существованию предоставлено преимущество перед сущностью, развитие и изменения ученый считает более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущества перед результатом.

За годы работы как психотерапевт Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, чем на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для нее актуально в первую очередь то, что происходит здесь і теперь. В этой единственной настоящей реальности человек формирует себя сам и ответственна за то, кем она в конце концов становится. Задумываясь о коренные различия между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам. Многим людям, думал он, не хватает храбрости встретиться с глазу-на-глаз со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что люди жертвуют в основном своей волей и пытаются уйти от ответственности, заявляя об извечной несвободу своих действий. Не желая делать выбор, они теряют способность видеть себя такими, какие они есть на самом деле, и проникаются чувством собственной незначительности и отрешенности от мира. А здоровые люди, наоборот, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегают свою волю и живут настоящей жизнью, честно относительно себя и других. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.

В своей концепции человека Мэй особенно подчеркивал уникальность личности, свободный выбор и телеологію поведения, то есть ее осознанный целевой аспект. Как и другие экзистенциалисты, Мэй думал, что: 1) существование (existence) предшествует сущности (essence), т.е. важнее, что люди делают, а не кто они є; 2) люди сочетают в себе черты и субъекта, и объекта; это значит, что они являются существами, которые и думают и действуют; 3) люди стремятся найти ответы на важнейшие вопросы, касающиеся смысла жизни; 4) воля и ответственность всегда уравновешивают друг друга, поэтому ни одна из них не может присутствовать в человеке отдельно от другой; 5) жесткие теории личности склонны дегуманізувати человека и превращать ее на объект или предмет для исследования.

Экзистенциалисты применяли феноменологический подход к изучению личности, настаивая на том, что человека лучше всего можно понять из ее собственной точки зрения. Единство человека и ее феноменологического мира выражено сроком Dasein (бытие-в-мире). Есть три формы бытия-в-мире: Umwelt - наши отношения с миром внешних объектов или вещей, Mitwelt - наши отношения с другими людьми и Eigenwelt - отношения с собственной личностью. Здоровые люди живут во всех этих трех мирах одновременно. Если человек осознает свое бытие-в-мире, она также осознает возможность небытие (nonbeing), или несуществования (nothingness). Жизнь становится для нас более значительным, когда мы стоим перед фактом неизбежности смерти или небытие.

Признание небытие способствует развитию чувства тревоги, что возрастает, если человек понимает, что он наделен свободой выбора и погружено ответственностью за свои действия. Нормальную тревогу переживает каждый из нас. Она пропорциональна угрозе. Невротическая тревога непропорциональная угрозе, вызывает подавление и реакцию самозащиты. Чувство вины, как и чувство тревоги, является нормальным для человека. Люди испытывают чувство вины в результате: а) отдаление от мира природы; б) невозможности точно делать выводы о недостатки окружающих; в) отрицание собственных возможностей.

Как любовь, так и воля вызывают беспокойство и требуют ответственности.

Мэй выделял четыре вида любви:

  • секс, что является физиологической функцией;
  • эрос, что стремится к длительного союза с любимым человеком;
  • филиал - дружба, что не имеет выраженной сексуальной направленности;
  • агапе, или альтруистическая любовь не требует ничего взамен. 

Мэй считал, что воля приходит к человеку, когда она противостоит своей судьбы и понимает, что смерть или небытие возможно в любой момент. Существует свобода действия, что есть у многих, но более глубокий, более редкий вид свободы - это воля бытия. Человек может быть внутренне свободным, даже если он физически находится в тюрьме.

Теории личности во французской социологической школе. Основатель французской социологической школы был известный философ и социолог Е. Дюркгейм (1858-1917), который выдвинул положение о біосоціальну природу человека. Психические процессы биологически обусловлены, однако определяются обществом. «Коллективное сознание», то есть совокупность мыслей, знаний или явлений духовной жизни, формирует от рождения психику человека.

Теория личности другого представителя этой школы Пьера Жане (1859-1947) вошла в историю психологии как «психология образа действия». По П. Жане, психические явления готовят действия человека. Мышление, чувства - это процессы, которые осуществляют регуляцию действия, поведения человека. Психика человека развивается во время сотрудничества с другими людьми. Сначала человек работает с другими, а потом действует сама. Развитие человеческой личности происходит не только на основе образа (как считают гештальтпсихологи) или мотива (согласно взглядам К. Левина), но и через общение. Благодаря общению реализуется социальный влияние на развитие психики.

Поведенческий акт состоит из трех этапов: первый этап касается внутренней подготовки к действию, второй - это возникновение усилия к выполнению действия, и третий - завершение действия. Психические процессы регулируют действия от первого до последнего этапа. Большое значение П. Жане предоставляет психологическом напряжении как доминанте действия и считает способность к «трудового усилия» основным критерием оценки человека.

Основу развития психических функций П. Жане видит в различных видах профессиональной деятельности. Главным признаком интеллектуальной деятельности является не использование вещей, а их изготовление.

Ученый П. Жане выделяет семь уровней поведения человека:

  • рефлекторные акты;
  • отложенные перцептивные действия;
  • элементарные социальные акты;
  • элементарные интеллектуальные акты;
  • манипулирование различными объектами, что обусловливает формирование интеллектуальных действий;
  • умственная деятельность, мышление;
  • творческая, трудовая деятельность.

Процесс перехода от низшего уровня поведения до высшего осуществляется с помощью языка, которая опосредствует процессы регуляции, формирует произвольность трудовой деятельности - способность к саморегуляции. Именно способность к саморегуляции, к опосередкованости своего поведения П. Жане считал высшим критерием развития личности.

Личность в логотерапии В. Франкла. Австрийский психолог и психиатр В.Франкл считал, что движущей силой человеческого поведения и развития личности является поиск Логоса, смысла жизни, который должен осуществлять конкретный человек по своей собственной потребностью. Человек не выбирает смысл своего существования, а скорее обнаруживает, находит его.

Если поезд до смысла жизни нельзя удовлетворить, то в результате «экзистенциальной фрустрации» может возникнуть нусогенний невроз, связанный с «духовным ядром» личности.

Нусогенні неврозы, в отличие от обычной терапии, нуждаются в специальной логотерапии, то есть терапии, которая вносит в человеческое существование духовное измерение. Логотерапия имеет целью помочь пациенту в поиске смысла своей жизни и его реализации в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении желаний и инстинктов, как это предлагает фройдизм.

Поиск смысла и ценностей скорее вызывает напряжение, чем равновесие, «гомеостазис». Именно такое нусогенне (духовное) напряжения является предпосылкой психического здоровья. Человеку больше не нужен состояние равновесия, а борьба за определенную цель. Это состояние В. Франкл предлагает назвать нусодинамікою, то есть духовной динамикой в пределах полярного напряжения, когда один полюс образует смысл, цель, а другой - человека, который достигает духовной цели,

Нусогенні неврозы нередко возникают как следствие так называемого экзистенциального вакуума, когда человек осознает бессмысленность своей жизни, пустоту существования. В основе таких распространенных явлений, как депрессия, правонарушения, алкоголизм, наркомания, агрессивность, нравственные падения, лежит экзистенциальный вакуум. Отсутствие смысла жизни может быть частично компенсировано влечением к власти, утех, секса, желанием денег, однако это не решает проблемы.

Логотерапевт должен помочь пациенту найти не абстрактный смысл жизни вообще, а специфический для этой личности смысл жизни в этот момент времени. У каждой личности есть свое предназначение и свое место в жизни, поэтому каждый человек должен найти и реализовать их.

За В. Франклом, истинный смысл бытия Вселенной находится вне пониманием человека, в духовном измерении человеческого существования.

ЛОГОТЕРАПИЯ помогает искать смысл жизни путем:

  • деяния (подвига);
  • переживания ценностей в любви;
  • страдания.

Первый путь связан преимущественно с поиском и осуществлением духовно направленных действий, поступков. Второй путь предполагает понимание другого человека, глубинной сути его личности на основе единственно возможного средства - любви. Третий путь поиска смысла жизни пролегает через осознание смысла страдания, когда человек попадает в тупик, тупик. Однако и здесь есть выход - если оказывается смысл страдания. Тогда страдания перестает быть страданием.

Главный принцип логотерапии заключается в утверждении, что сущность человека - не в получении удовольствия или уклонении от боли, а в понимании и реализации смысла жизни. Человек готов идти на страдания при условии, что ее страдания имеет смысл. Личность не полностью обусловлена и не детерминированная обстоятельствами жизни. Она не просто существует, а сама решает, каким будет ее существования и какой должна стать. Она способна преодолеть себя, подняться над имеющимися условиями, переступить их, определить себя, сделать из себя то, чего она хочет достичь, и в этом аспекте она является самодетермінуючою.

Личность в «описательной психологии». Дільтея и Е. Шпрангера. В противовес «безособистісній психологии», которая развивалась в пределах гештальтпсихологии, ассоциативной психологии, бихевиоризма, в начале XX в. возникла так называемая «описательная психология», ее основателем стал Вильгельм Дильтей (1833-1911), а ярким продолжателем - Эдуард Шпрангер (1882-1963).

В. Дильтей считал, что психику человека нельзя изучать экспериментальными методами, а можно только понимать. Задача психологии и заключается в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека.

Согласно Э. Шпрангером, психология, которая базируется на «понимании», имеет следующие основные понятия:

  • психическое развивается по психическому;
  • психическое сводится к интуитивного понимания «модулей действительности жизни», при этом речь идет не о сопереживание, а именно о понимании;
  • не стоит искать каких объективных причин развития человеческой личности, нужно только соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями общества.

Главное в личности, по Е. Шпрангером, - это ценностная ориентация, которая является включением субъекта в познание.

Ценностная ориентация является духовным началом, что определяет мировоззрение и является производной частью общего человеческого духа. Поэтому лучше говорить не о «описательное», а о «духовной» психологию.

Е. Шпрангер выделил шесть типов познания мира, шесть «форм жизни» и соответствующих им типов человека, в частности человек:

  • теоретическая;
  • экономическая;
  • эстетическая;
  • социальная;
  • политическая;
  • религиозная.

1. Теоретическая человек - это такой человек, который тянется к познанию закономерностей мира, отношений между людьми, что является для нее ведущим. Для теоретической человека, независимо от того, кто он по специальности - ученый, ремесленник или врач, - главная ценностная ориентация - это осмысление в теоретическом аспекте того, что происходит вокруг. Жизнь для теоретической человека проявляется в виде «веера проблем».

2. Экономический человек, как правило, ищет пользу в познании. Для такого типа человека ценность познания связана с тем, что дает пользу ей самой, семьи, коллектива, человечеству. Мышление такого человека имеет прагматическую направленность на создание чего полезного на основе естественно-научных знаний и техники.

3. Эстетическая человек воспринимает окружающей среды как нечто гармоничное или дисгармонійне, пытается познать мир через эстетические впечатления в виде формы, цвета, ритма. Имеет влечение к самовыражению в эстетической форме. Здесь речь идет не только о профессиональных художников, скульпторов, композиторов, но и об обычных людей.

4. Социальная человек - это та, которая стремится найти себя в другом человеке, жить ради других. Она тянется к всеобъемлющей любви, любви к человечеству. В этой любви растворяются пределы индивидуальности. «Я» личности, что любит, отличается от «Я» эгоистичного человека. Это «НАД Я», что находит себя в служении другим.

5. Политическая человек тянется не к чисто административной власти, а к такой, что соответствует высшим духовным требованиям, базируется на истинных духовных ценностях и на этой основе детерминирует мотивы и действия других людей.

6. Религиозный человек - это тип человека, ценностная ориентация которой заключается в поиске смысла жизни, начала всех начал жизни, высшей духовной силы - Божества. Религиозный человек может и не принадлежать ни к одной из церквей, не выполнять обрядов. Главное для нее - именно поиск высшего смысла, высшей правды, первопричине бытия.

В своей классификации Е. Шпрангер показал, что люди отличаются не только темпераментом, конституцией, поведением, а прежде всего ценностями своей духовной ориентации. Это образует духовную индивидуальность личности, ее духовную сущность.

Теория личности В. Джемса. Выдающийся американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) одним из первых начал разрабатывать проблему личности на научной основе. Под влиянием его теории формировались дальнейшие концепции личности, в частности американская персонологія, различные направления психологии, исследовавших «образ самого себя», «самооценку», «самосознание» личности и др. В. Джемс изучал личность в пределах собственной концепции сознания, центральным понятием которой является «поток сознания». На его взгляд, в самосознания личности можно выделить два аспекта - «эмпирическое Я» і «чистое Я», или в соответствии объект и субъект, то есть познаваемое и тот, кто познает.

Рассматривая «эмпирическое Я», В. Джемс толкует личность человека как общую сумму всего того, что она может назвать своим. Анализ личности в этом аспекте должен охватывать: а) составные элементы; б) чувства и эмоции, вызванные этими элементами (самооценка); в) поступки, обусловленные этими элементами (забота о самом себе и самосохранения).

Составные элементы личности, за В. Джемсом, можно разделить на три класса:

  • физическое личность; 
  • социальная личность; 
  • духовная личность. 

Физическая личность содержит телесную организацию, одежда, отца и мать, жену и детей. В частности, когда один из старших умирает, то исчезнет и часть нас самих. Или нам стыдно за плохие поступки близких и друзей, мы переживаем за них так, как будто сами находимся на их месте. Далее физическая личность должна включать «домашнюю жилище», собственность человека, произведения ее труда.

Социальная личность определяется принадлежностью человека к человеческому роду и признанием этого другими людьми. За В. Джемсом, человек содержит столько социальных личностей, сколько индивидуумов или их групп признает в ней личность.

Духовная личность - это объединение состояний сознания, конкретных духовных способностей и качеств человека.

Чувства и эмоции характеризуют личность с точки зрения ее самооценки, которая бывает двух видов: самодовольство и недовольство собой, за чем стоят два противоположных класса чувств, связанные с успехом или неуспехом, с благоприятным или неблагоприятным положением в обществе.

С точки зрения поступков для личности, за В. Джемсом, характерные заботы о себе и самосохранения, а именно: забота о физическую личность (питание, защита), о социальную личность (дружба, любовь, ревность, стремление славы, влияние на других людей, власть над ними и т.п.) и о духовную личность (интеллектуальный, моральный и духовный прогресс).

Отдельные грани личности сталкиваются, противоречат друг другу. Самодовольство личности в жизни предопределено тем, как соотносятся между собой реализованы и потенциальные способности. В связи с этим В. Джемс предлагает рассматривать самоуважение личности как отношение, в котором числитель выражает реальный успех, а знаменатель - домогательства.

По этой формуле отказ от притязаний дает личности именно такое желанное облегчение, как и их осуществления и достижения успеха. Самочувствие человека зависит от самой личности, ее успехов и домогательств.

В. Джемс вводит понятие иерархии личностей, в которой физическая личность находится внизу, духовная - вверху, а различные виды материальных и социальных личностей - в промежутке между ними. При этом социальная личность стоит выше материальную. Духовная же личность должна быть для человека высшей ценностью: личность может скорее пожертвовать друзьями, добрым именем, собственностью и даже жизнью, чтобы не предать свои духовные принципы.

За В. Джемсом, во всех видах личности - социальной, физической и духовной - надо проводить грань, с одной стороны, непосредственно между действительным и более отдаленным, потенциальным, а с другой - между осяжною и более далекой перспективой, действуя вопреки первой и на пользу последней. Совершенствование социальной личности заключается в замене нижестоящего суда над собой высшим.

 

7.1.4

В. Джемс считает, что «чистое Я», или то, что познает, - это мыслящий субъект, душа, дух, мышления, трансцендентальное Я, а в конечном счете - сами мысли.

  • психология это - «описание и объяснение состояний сознания как таких»;
  • и личностная непрерывность, что осознается каждый раз при пробуждении, есть «Я» данной личности. Это «Я» имеет несколько слоев: реальный, социальный и духовный. Как и сознание, оно может быть непрерывным и перервним;
  • не существует индивидуального сознания, независимой от владельца. Каждая мысль является частью личного сознания. Сознание всегда существует относительно некой личности. Совершенно одинаковая мысль никогда не появляется дважды;
  • мысль непрерывная в пределах каждой личного сознания. Будь-яка мысль рождается из потока сознания, принимая часть силы, содержания, сфокусированности и направление от предыдущих мыслей;
  • сознание выборочная. Внимание и привычка являются основными переменными, с помощью которых индивид осуществляет выбор;
  • сознание имеет две части - четкую часть и непонятную, ядро и периферию. То, что мы осознаем в каждый момент, - это то, на что мы обратили внимание. То, что содержится на периферии сознания, напоминает паутину чувств и ассоциаций, которые добавляют содержания фона;
  • воля - это сочетание усилия (преодоление невнимательности, заторможенности или лени) и внимания (сосредоточена сознание). Воля необходима для того, чтобы подвести индивида вплотную к измененного состояния и мистического «единения» с космической или единственной сознанием;
  • основным стремлением человеческих существ является улучшение их благосостояния;
  • эмоция зависит от обратной связи с телом. Для организма благоприятным является состояние равновесия между выражением чувств и их сдерживанием. Необходимо благоразумие. В то же время каждый индивид стремится трансформировать реальность в соответствии со своих идеалов;
  • невыраженные эмоции, ошибки избыточности и так называемая своеобразная слепота, - все это является препятствием для роста личности;
  • та часть сознания, в которой наше осознание себя не меняется, - всего лишь небольшая часть сознания, которая составляет отдельный случай со своими ограничениями и правилами;
  • особые состояния сознания становятся доступными при специальном тренировке;
  • автор все больше рассматривает гипноз не только как способность индуцированию некоего одного состояния сознания, а как инструмент для изучения сознания в целом.

Теория личности Г. Тома. В поведении личности Г. Том выделяет следующие категории:

  • Покой - активность (частота фаз, форм покоя и активности).
  • Однообразие - разнообразие (степень повторяемости или частота смены различных направлений и форм поведения).
  • Зависимость - независимость (поведение зависит от внешних обстоятельств или определяется инициативе самого человека).
  • Степень предвзятости (периодическая эмоциональная изолированность от социальной ситуации или постоянную тесную связь).
  • Несогласования - уравновешенность (степень разрыва между целями и возможностями человека).
  • Негативная и позитивная тональность (частота ощущение недовольства чем-либо).
  • Замкнутость - открытость (степень принятия требования ситуации, своей роли в ней).
  • Малая или большая тематизация (наличие или отсутствие четкой «Я» - концепции, разработанной системы жизненных целей).

Г. Том выделяет семь фундаментальных тематик мотивации:

  • регулятивная (гомеостатическая) мотивация (личные события, компенсация, нарушение и восстановление равновесия);
  • антиципаційна тематика - стремление к профилактического снятия потенциального будущего нарушения;
  • активация существования - стремление к активности, к деятельности, к полноте жизни;
  • социальная интеграция (стремление к расширению, продолжение социальных связей);

•социальное выделения (желание отличаться от других, стремление к власти, престижа);

  • креативная тематика (творческое самоздійснення);
  • нормативная тематика (стремление подражать нормы, правила).


Назад