Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.6. Личность в психологии Востока


Рассмотрим личность в психологии Востока. В частности, обратимся к йоге, которую разделяют на два направления: во-первых, она охватывает практически всю практику религии и аскезы в Индии (к ней относятся медитация, физические упражнения и священные исполнение песен). Во-вторых, йога - это особая школа индийской философии; ее основателем и систематизатором считается Патанджали. Впервые йогу упомянуто в древнеиндийских Ведах - древнейшем из известных литературных источников. Корни практики йоги, бесспорно, уходят в глубь индийской предыстории.

На санскрите слово йога означает «соединять» или «совмещать». Цель практики йоги заключается в самореализации, которая осуществляется, когда сознание сочетается со своим источником - «Я». Один из классиков-экспертов йоги писал: «Йога - это самадхи (samadhi) - экстаз, или просветления». Другое значение слова «йога» - «метод». Йога ставит целью объединить сознание с самой собой и охватывает различные техники, которые способствуют достижению этой цели. В этом смысле йога является технологией самореализации или экстаза.

В целом йога включает все систематические обучения, направленные на самореализацию через успокоение психики и сосредоточенности сознания на самом «Я» - бессмертной неизменной сущности всех людей.

Корнями йога идет к праіндійської культуры. Это очень важная часть богатой и сложной индийской культурного наследия, которая охватывает сотни различных традиций и священных текстов. Все они опираются на Веды.

Сначала Веды передавались устно от учителя к ученику - на протяжении многих веков. Наиболее ранние Веди датировано 2500 г. до н. есть. Веди разделяют на четыре части. Древнейшие - ведические гимны саяхіти, в которых изложены основы сложных философских концепций индуизма. Второй раздел брахмана описывает ритуалы и жертвоприношения. Третий раздел - о созерцания и внутреннюю правду, содержит лесные тракты аран'яки, написанные для аскетов, которые живут в лесах. Последняя часть - упанишады, или веданта, дословно: «конец вед», в которой говорится о цели самопознания. Веди формируют базис для всей дальнейшей индийской мысли и философии.

В ведический период йога около сталкивалась с шаманизмом. Ранние йоги придавали большое значение мастерства экстатического транса, поскольку считалось, что с помощью суровой аскезы йоги приобретают сверхъестественные силы. Они верили в то, что человек, который обладает самой высокой самодисциплиной и способна убивать свою плоть, может заставить богов выполнять свои просьбы. Применение аскезы и самоконтроля остается главной частью йоги до сих пор.

Бхаґавадгіта - это первый и самый популярный произведение о йоге. «Бхагавадґіта» является самостоятельной частью великого индийского эпоса II века до н.э. «Магабгарата» - замечательный сборник мифологии, религии, этики и обычаев. «Магабгарата» содержит 100 тысяч строф, это почти в восемь раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые. Йога и связанные с ней философские учения составляют ключевые идеи эпоса.

В основе сюжета «Магабгарати» - история пяти братьев Пандавов, их воспитания, обучения и многочисленные приключения. «Бхагавадгиту» можно рассматривать как одну большую метафору духовного поиска. По мнению некоторых интерпретаторов, персонажи «Бхагавадгиты» олицетворяют различные психологические и физические качества. Пять братьев - это пять человеческих чувств, а битва - это поединок тела и сознания.

«Бхагавадґіта» - это диалог между Арджуной (Эго) и Кришной («Я»). Арджуна - воин, а его извозчик Кришна - инкарнация Бога и великого духовного учителя. Кришна говорит об обязанности, а йога - о действие. Кришна учит Арджуну служение, медитации и других техник йоги, чтобы тот стал примером для всех остальных. Как извозчик, Кришна символизирует гуру, или духовного учителя, который может помочь учащимся понять свои проблемы и конфликты, возникающие в процессе духовного развития. Гуру, однако, как и извозчик, не может вести вместо учеников битву.

«Бхагавадґіта» включает классическое учение о карме-йога, йога действия. Кришна защищает поступки, не связанные и не зависящие от бездействия или отказ. Сознание - первоисточник любой действия. Достичь идеала - значит развить в себе чистую сознание, лишенную любой привязанности. Тогда ваша жизнь превратится в непрерывную йогу.

В классической йоге существует твердый дуализм между духом (пуруша), который является чистым сознанием и природой (пракрити), с которой развиваются все материальные и нематериальные формы. Природа и дух вечны и неизменны. Идеал йоги заключается в том, чтобы получать радость от ее источника - Эго. Сознание можно контролировать, если подавить или снизить подсознательные тенденции (samscaras). Важнейший атрибут гуру в Индии - духовное сознание. Шесть функций гуру: тот, кто побуждает; тот, кто показывает; тот, кто объясняет; тот, кто открывает; учитель и просветитель.

Инициация - одна из главных составляющих практики йоги. Будучи прежде всего формой передачи духовного опыта, в то же время устанавливает особый связь между гуру и учеником, когда последний присоединяется к круга гуру.

Патанджали выделял восемь разделов йоги: умеренность, соблюдение, позы, контроль над жизненной энергией, інтеріоризація, концентрация, медитация и просветления. Он разграничивает болезненные и безболезненные волны сознания. Мысли и эмоции, которые увеличивают незнание и привязанность или смущения, болезненные. Безболезненные волны - любовь, смелость и щедрость - дают человеку большую степень свободы и новое знание.

Дзен-буддизм. Основной целью дзен-буддизма является подведение людей к непосредственного, личного понимания Истины. Учение Будды предпочитает опыту перед теологией и абстрактной философией. Дзен - это школа буддизма, одна из его отраслей, которая уделяет особое внимание медитации и практике. Дзенський философ Д.Т. Судзуки писал: «Основная идея дзен - войти в контакт с внутренними функциями нашего существа и проделать это как можно более непосредственным образом, не применяя ничего внешнего или привнесенного». В своем самом широком смысле дзэн предлагает практический, опытный взгляд на духовность, который подходит всем религиям.

Буддизм основывается на обучении Сідхартхи, Будды Гаутамы. Срок будда - это титул, а не имя собственное. Он означает «тот, кто пробужден», или тот, кто достиг определенного уровня понимания, тот, кто стал безупречным человеком. К Гаутамы было много других Будд, и, согласно буддистской доктриной, в будущем появятся новые Будды. Будда всегда утверждал, что он - только человек, чьи осознание, достижения и успехи являются результатом его чисто человеческих способностей. Но то, что он сумел стать вполне зрелой человеческим существом, - настолько редкое достижение, что мы склонны смотреть на это, как на нечто сверхчеловеческое ли инспирированное сверху. Центральная установка буддизма заключается в том, что каждый индивид имеет эту природу Будды, которая способна эволюционировать в созданную человеческое существо и стать Буддой.

Принц Гаутама родился около 563 г. до н.э. в царстве Шак'я в Северной Индии (ныне территория Непала). В 16-летнем возрасте он женился на прекрасной принцессой, с которой стал жить в своем дворце, окруженный комфортом и роскошью. В конце третьего десятка лет жизни Гаутама, сумев выскользнуть из своего дворца, который напоминал тюрьму, неожиданно столкнулся с реальностью жизни и человеческими страданиями. Сначала Гаутама встретил старого, замученного жизнью, которое провел в работе и нужде. Во время своей второй прогулки он заметил человека, которая страдала от тяжелой болезни. Во время третьей прогулки Гаутама увидел покойника, которого несли участники печальной похоронной процессии. Наконец, Гаутама встретил религиозного аскета, занятого традиционной индийской духовной практикой. Гаутама понял, что болезни, старость и смерть - это неизбежный финал любого жизни, даже самого счастливого и наиболее благополучного. Вопрос неизбежности человеческих страданий стал центром поисков Гаутамы. Он понял, что его нынешний образ жизни не может дать ответ на то, почему люди страдают, и решил оставить свою семью и дворец, чтобы найти решение путем ментальной и физической практики.

В наше время внутри буддизма существуют две основные школы. Традиция Тхераваді, или Хінаяні, популярная главным образом в Юго-Восточной Азии, на Шри-Ланке, в Бирме и Таиланде. Школа Махаяне процветает прежде всего в Тибете, Китае, Корее и Японии. Школа Махаяне, которая начиналась как либеральный движение внутри буддизма Тхераваді, менее строга в интерпретации традиционных монастырских дисциплинарных правил, не требует от своих последователей отказа от мирской жизни и стремится к тому, чтобы приспособить к буддийских писаний более поздние дополнения. Сначала эти две великие традиции рассматривали как альтернативные частные интерпретации буддизма, и сторонники обоих подходов жили вместе в тех самых монастырях, подчиняясь одинаковым основным правилам.

Дзэн является одной из основных школ традиции Махаяне. Дзен, как считают, распространил в Китае в VI в. Бодхидхарма, индийский буддистский монах, который придавал первостепенное значение не религиозным ритуалам, а медитации и внутренней дисциплине. Под влиянием ряда крупных китайских учителей дзен постепенно превратился в независимую школу буддизма со своими собственными монастырями, монастырскими правилами и организацией. К 1000 г. дзен стал в Китае второй по популярности буддистской школой.

В основе буддистского мышления лежит концепция существования, которая характеризуется изменчивостью, отсутствием «Я», которое невозможно уничтожить, или души, и недовольством или страданием, что является главными атрибутами этого мира. Из этих характеристик выведены основные принципы буддизма: Четыре благородные истины и Восьмеричний путь. Дзен-буддизм основывается на практике медитации как средства непосредственного восприятия принципов и истин буддизма, или достижения «просветление». В буддизме есть две идеальные человеческие существа: архат и бодхисаттва.

Основные принципы Четырех благородных истин:

  • существование недовольства неизбежно;
  • недовольство является следствием желания или страсти;
  • искоренение страсти предопределяет прекращение страдания;
  • существует способ искоренения страсти - Восьмеричний путь. По Восьмеричного пути, то он содержит: правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность, правильное сосредоточение, правильное мышление и правильное понимание.

Суфизм. Тысячи лет суфизм предлагал людям путь, который ведет к этой «великой цели» - самореализации. Суфизм - это совокупность учений, выявленных в множестве разнообразных форм, но таких, которые имеют одну общую цель: преодоление обычных личностных ограничений и несовершенства восприятия. Суфизм - это не просто набор теорий или гипотез, а путь любви, путь преданного служения и путь познания. Благодаря многим проявлениям суфизма можно найти подход, который помогает преодолеть интеллектуальные и эмоциональные препятствия на пути духовного развития личности.

Не существует некоего одного определенного подхода к учению о суфизме, и не все в этом учении можно передать словами. Мудрость суфизма может принимать различные формы, включая рассказы, стихи, религиозные церемонии, упражнения, лекции или занятия, танцы и молитву, а также здания специального назначения, различные святыни и места поклонения.

Суфизм часто описывают как тропу. Эта метафора предполагает, что путь имеет начало и направление. Двигаясь по этой тропинке, каждый может познать реальность.

Кроме этого, суфизм серьезно изучали два психиатры - А.Р. Арастех (A.R. Arasteh) и Аньес Шейх (Anees Sheikh). Они считают, что основные принципы учения суфизма сводятся к следующему:

  • до истины (или Бога) существует столько же путей, сколько людей в мире. Каждый путь содержит преобразования Эго и служение творцу;
  • мы можем жить в гармонии с другими людьми, только если разовьем в своей душе чувство справедливости. Это произойдет, если мы сумеем побороть свой эгоизм и невежество;
  • любовь - это одно из главных источников морали. Любовь возникает как результат работы над собой и выражает себя в служении другим;
  • главная истина заключается в самопознании. Познание себя вызревает в познании Бога.

Ислам (арабское слово, которое означает «мир» или «подчинения») - это религиозная система, связанная с ее пророком Мухаммедом. Мухаммед получил первое откровение в 610 г. Начало мусульманской эры датируют 622 p., когда Мухаммед перебрался из Мекки в город Медину. Ислам описано в Коране, священной книге Ислама, как истинно монотеистическую религию, что прямо наследует учения Авраама, Моисея и Иисуса.

Ислам имеет набор общедоступных или поверхностных ритуалов, которые служат опорой духовным занятиям суфиев. Ислам предлагает выбрать жизненный путь, на котором честность, благотворительность, соблюдение религиозных ритуалов и другие добродетели дают прочную основу духовному развитию.

Существует пять столпов ислама: приношение показания, ежедневная молитва, соблюдение поста, милосердия и паломничество в Мекку.

Как утверждает Ибн аль-Араби, существуют четыре стадии в практике и понимании суфизма, каждая из которых строится на основании предыдущей. Первая стадия - шариат (екзотеричний религиозный закон), вторая - тарик (мистическая тропа), третья - хакикат (истина) и четвертая - маріфат (gnosis). В суфизме описано два состояния сознания, которые развиваются. Первая - фана, состояние отмены, или соединения, и второе - бака, состояние устойчивости, или возвращения. Как в христианских, так и в суфийских писаниях сказано, что восприятие Бога как Любимого происходит при прямом опыте. Речь идет о том, что, если вы сделаете два шага к Богу, Бог поспешит к вам навстречу.

Стадии психодуховной роста включают следующее: первичное пробуждения; терпение и благодарность; страх и надежду; самоотрицания и бедность; веру в Бога; любовь, сильное стремление, близость и удовольствия; цель, искренность и правдивость; соображения и самокритику, а также способность помнить о будущей смерти. Основными препятствиями для роста личности последователи суфизма считают невнимательность и нафс, или низшую форму нашего «Я». Нафс является основным источником наших отрицательных черт, таких, как гордыня, жадность, гнев и лицемерие. Видоизменение формы нафсу и придания к ней положительных свойств является одной из основных целей суфизма. Нафс - это живой процесс, который состоит из импульсов и побуждений, направленных на удовлетворение желаний, которые преобладают над разумом или трезвым расчетом. Этот процесс происходит при взаимодействии тела и души.

Нафс разделяют на следующие категории:

  • нафс, которое командует;
  • нафс, изобличающего;
  • навеяно нафс;
  • самодовольное нафс;
  • благодарное нафс;
  • нафс, которое благодарен Богу, и очищенное нафс.

Теософское учение. Корни теософского учения достаточно разнообразны и ведут к различных религиозных систем и исторических эпох, но собственно теософией традиционно называют учение российской путешественницы и писательницы второй половины XIX века Елены Петровны Блаватской. Проведя много лет в путешествиях на Востоке, она ознакомилась с местными религиозными традициями, а потом попыталась совместить их с западными йогами, а также с традициями европейской мистики. В Нью-Йорке 1875 г. с ее непосредственным участием было основано Теософское общество. Вершиной ее деятельности стала книга «Тайная доктрина» (1888), которую автор назвал синтезом науки, религии и философии.

В начале XX века от теософии появились два направления. Именно их учредители уделяли особое внимание человеку и проблемы ее развития. Это антропософия Рудольфа Штайнера и менее известное учение Макса Генделя. Оба стремились установить (или восстановить) связь между человеком и другими элементами природы. Штайнера больше интересовали загальнофілософські вопрос, Генделя - возможность наглядного представления взаимодействия человека и среды.

В результате длительного развития оккультной и теософской традиции ее последователи - как на Востоке, так и на Западе - практически единодушно приняли концепцию, согласно которой человеческое существо состоит из семи принципов, или так называемых «тел». С одной стороны, такой выбор объясняется особенностями самого числа 7, наделенного рядом символических свойств (семь дней недели, семь нот, семь цветов спектра и др.). С другой стороны, это разделение обусловлено представлениями, специфическими для самой теософии, которая распространяет их на человека и на ее среду.

Что же касается названий, характеристик и порядкового расположение этих семи компонентов, то здесь среди теософов царит полная неразбериха.

Элементы, из которых, по мнению Штайнера и Генделя, состоит человек:

  • физическое тело;
  • эфирное тело;
  • астральное тело (Штайнер), тело желаний (Гендель);
  • «Я» (Штайнер), ум (Гендель);
  • самодух (Штайнер), человеческий дух (Гендель);
  • жизненный дух;
  • духолюдина (Штайнер), божественный дух (Гендель).

При этом предложенную последовательность можно интерпретировать и как описание этапов человеческой эволюции - не столько реальную, сколько идеальной. Следует также объяснить, как признавали сами теософы, слово «тело» применительно к высших, сверхчувствительных форм человеческого существования избран сугубо вследствие ограниченных возможностей языка для описания процессов, которые происходят «по ту сторону» реального мира. Какие же особенности перечисленных компонентов?

Антропософия Рудольфа Штайнера и концептуальное учение Макса Генделя являются разновидностями теософии, с которой они выделились в начале XX века. Обе доктрины выделяют в человеческом существе семь принципов, или тел. Исповедуя эволюционный подход, они говорят о постепенном увеличении количества тел при переходе от низших уровней живой природы до высших. На настоящее время у человека обнаружено четыре тела: физическое, эфирное, астральное і ментальное. В онтогенезе у человека наблюдается процесс, аналогичный филогенеза: постепенное пробуждение тела и преимущественное развитие некоего одного из них на определенном временном отрезке. Над тремя ниже телами можно выполнить работу с целью их совершенствования. Гендель рекомендует такие упражнения для их развития: концентрация, медитация, созерцание, поклонения. Процедуры, предлагаемые Штайнером, определяются как імагінація, инспирация и интуиция. То, что принято понимать под телом, можно причислить к физического и эфирного тела человеческого существа. Физическое тело испытывает влияния процессов, которые имеют химическую природу, эфирное - процессов, которые имеют электрическую природу. Эфирное тело мужчины - отрицательное, женщины - положительное. Иногда может происходить частичное отделение эфирного тела от физического.

Воля является качеством мужского пола, тогда как у женщин больше развито воображение. За Штайнером, воля - это инструмент, с помощью которого человек влияет на внешний мир.

Носителем эмоций является астральное тело (тело желаний). За Генделем, в сфере желаний определяющей есть пара чувств: равнодушие и интерес, которые в свою очередь порождают силы привлечения или отталкивания. Штайнер отделяет чувства и эмоции от сугубо мозговой деятельности.

Интеллектуальная деятельность согласуется с объективными законами мышления, которые позволяют человеку познавать как окружающий мир, так и саму себя. Но в процессе эволюции ум соединился с астральным телом, результатом чего явилась хитрость, направленная на удовлетворение эгоистических желаний человека. На смену хитрости должна прийти рассудительность.

«Я» в теософии - четвертый член человеческого существа, ментальное тело. Свойство индивидуальности - это то, что отличает человека от других существ. Человек определяет себя как «Я» при помощи самосознания. Функционирование ментального тела тесно связано с процессами памяти.

Существует опасность, что человек может быть в большой зависимости от социальных институтов. Человек должен стремиться к тому, чтобы быть выше них. Одновременно со стремлением к независимости необходимо развивать в себе альтруистические черты характера.



Назад