Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.8. Личность в советской и украинской психологии


Направление исследований структуры личности в советской психологии во многом определило такое утверждение С.Л. Рубинштейна: «В психическом виде личности выделяют разные сферы черт, которые характеризуют различные аспекты личности; но при всем многообразии, различия и противоречия, основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаємопроникаючи одна в одну, сталкиваются все-таки в реальной единства личности. Поэтому неправильным является то взгляд, за которым целостность личности выражается в аморфной единства, что превращает ее вид на бесформенную туманность, так и другой, противоположный к нему, который видит в отдельные черты личности и, теряя любую настоящую, внутреннее единство психического вида личности, напрасно затем ищет «корреляций» между внешними проявлениями этих черт».

Одним из первых исследователей, которые применили приведенное утверждение Рубинштейна в описании структуры личности, стал О. Г. Ковалев, который отмечал во втором издании своей монографии: «Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связаны друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)».

Как отмечает К.О. Абульханова-Славская, ограниченность концепции О.Г. Ковалева проявляется в том, что усилия автора направлены скорее на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности.

Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлены в работах Б.Г.Ананьєва и B.C. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности.

В труде «Человек как предмет познания» Ананьев так определяет свой подход: «Отдельного человека как индивидуальность можно понять лишь как единство и взаимосвязь ее свойств как личности субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять только при условии полного набора характеристик человека. Следовательно, человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, которая является индивидом, личностью и индивидуальностью».

Мерлин, один из последователей Ананьева, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял такие системы и подсистемы:

• Система индивидуальных свойств организма:

а) биохимические;

б) общесоматические;

в) свойства нервной системы (нейродинамічні).

• Система индивидуальных психических свойств:

а) психодинамические (свойства темперамента);

б) психические свойства личности.

• Система социально-психологических индивидуальных свойств:

а) социальные роли в социальной группе и коллективе;

б) социальные роли в социально-исторических сообществах.

Далее Мерлин предлагает критерий для выделения разноуровневых свойств: а) внутри подсистем существуют инвариантные «однозначные» и «многозначительные» связи; б) между разноуровневыми свойствами зависимости имеют «многозначен» характер.

Обращаясь к проблеме личности, автор специально подчеркивал, что «структуру личности нельзя характеризовать как систему, которая состоит из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них (свойства темперамента) вообще не являются свойствами личности; другие же (характер, способности и направленность) представляют собой не разные подсистемы», а различные функции тех самых свойств личности».

В работах Ананьева, Мерлина и их последователей накоплен большой эмпирический материал относительно связей между элементами рассмотренных структур. Здесь осуществлены попытки анализа процесса формирования свойств индивидуальности и личности в зависимости от их принадлежности к той или иной подструктуры.

Подробнейшее проблему структуры личности отражено в трудах К.К. Платонова. Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов российской, грузинской и болгарского языков, которые используются для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает «как ступени иерархической лестницы, в которой низшие степени управляемые (субординированные) выше и подчиненные им, а выше, включая в себя ниже и опираясь на них, не сводятся к их суммы, потому что переходы от ступени к ступени осуществляются как прыжки на основе появления системных качеств».

Автор предполагает существование четырех подструктур личности:

  • социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и др.);
  • личный опыт, знания, навыки, умения и привычки;
  • индивидуальные особенности психических процессов;
  • «біопсихічні» свойства (темперамент, половые и возрастные свойства).

Большое внимание в работах Платонова уделено проблеме формирования каждой из подструктур в процессе онтогенеза, педагогическим аспектам психологии личности.

Во время исследований, направленных на разработку методов оценки личностных свойств, отечественные психологи вводили наибольшее количество элементов в структурных моделей личности. Так, В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский на основе факторного анализа вопросов ММРІ и 16РР разработали психодіагностичний тест (ПДТ), который отражает структурную модель личности.

Необходимо отметить, что в этой модели как количество элементов, так и их содержательную интерпретацию существенным образом было задано количеству и содержанию шкал двух выходных вопросников.

Кроме упомянутых авторов, проблемы структуры личности в различных аспектах рассматривали в своих работах Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, а . н . леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.М. М'ясищев, В.М. Русалов.

Общим недостатком большинства этих работ, посвященных проблеме структуры личности, является недостаточное подкрепление теоретических положений результатами эмпирических исследований. Одной из основных причин такого положения, безусловно, было выражено идеологическую нагрузку самого термина «личность» («гармоничная, всесторонне развитая личность», «новая историческая общность людей - советский народ», «советская человек может все» и др.).

Вполне очевидно, что объективный природно-научный подход к исследованию такого рода «святынь» был невозможен. Не могло не сказаться на состоянии прикладных исследований и негативное отношение к тестам и других психометрических методов, характерное для советской психологии после постановления ЦК ВКПБ 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросів».

Личность в теории С.Л. Рубинштейна. Известный психолог-марксист С.Л. Рубинштейн (1889-1960) рассматривал личность в контексте разрабатываемых им принципов детерминизма и единства сознания и деятельности. По его мнению, личность в выяснении психических процессов предстает как взаимосвязанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние деяния. В этих внутренних условий принадлежат и психические явления - психические свойства и состояния личности.

Исторически личность обусловлено эволюцией живых существ, историей становления человечества и личной историей развития человека. Поэтому в структуре личности можно выявлять компоненты разного уровня обобщения и устойчивости, которые меняются разными темпами.

Личность является тем более значимой, чем больше в индивидуальном заломленні в ней представлено общее, общественное. Как собственно личностные среди всего многообразия свойств СЛ. Рубинштейн выделяет те, что вызывают общественно значимое поведение или деятельность человека. Поэтому основное место среди них будут занимать система мотивов и целей, которые человек ставит перед собой, а также свойства характера, определяющих поступки человека, способности, делают ее способной к выполнению исторически сложившихся видов общественно полезной деятельности.

Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к общественного окружения, до других людей. Это отношение реализуется в деятельности человека. Благодаря ей люди узнают и изменяют мир, природу, общество. Нельзя отделить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни.

Однако значимость личности обусловлена не только самими ее свойствами, но и значимости тех общественно-исторических сил, которые она представляет.

Личность проявляется и формируется во взаимодействии с окружающей средой, поэтому такое большое значение для понимания личности имеет деятельность. Личность - это реальный индивид, живая, действующая человек, который является носителем общественных отношений. Личность невозможна вне психикой, вне сознания. Все психические явления и процессы органично вплетаются в целостное жизни личности, поскольку основная их жизненная функция заключается в регуляции деятельности людей. Обусловлены внешними воздействиями, психические процессы личности сами опосредствуют поведение и деятельность, зависимость субъекта от объективных условий.

Фундаментальное значение имеет положение С.Л. Рубинштейна о многоплановость психического, многоуровневость течения психических процессов. Структура личности состоит из различных компонентов.

Будь-яка личность включает в себя «Я» как субъект произвольной деятельности, которому присущи мотивы сознательного поведения. Понятие личности в психологии не сводится к понятию субъекта в узком понимании. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается лишь мотивам сознательной деятельности - существует также множество других, в частности неосознанных, тенденций.

Характеристика личности включает также ее идеи, принципы, на основе которых осуществляется оценка собственных и чужих поступков. К структуры личности обычно входят и познавательные процессы, без которых невозможны деятельность и поведение человека. Многоплановость, целостность психического устройства личности сохраняются благодаря взаимосвязи всех его свойств и тенденций.

Теория деятельности А.Н. Леонтьева и понятия личности. Выдающийся российский психолог О.М. Леонтьев (1903-1979) определял личность как целостное образование, которое является относительно поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она является результатом интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта к объективной действительности. Эти отношения являются схожими по своим построением и предусматривают сознательное их регулирования, т.е. наличие сознания, а на определенных этапах - и самосознания субъекта.

Реальной основой личности человека признано совокупность ее отношений к миру, что есть общественными по своей природе и реализуются вместе. Личность характеризуют только те психические процессы и особенности человека, которые способствуют осуществлению ее действий. В развитии субъекта его отношение к явлениям мира вступают между собой в иерархические отношения. Иерархии деятельностей образуют ядро личности.

Есть три основные параметры личности: широта связей человека с миром, степень их ієрархізованості и общая структура.

Человек живет в реальности, что все больше расширяется для нее. Богатство связей индивида с миром порождает личность. Иерархии мотивов и действий личности образуют относительно самостоятельные единицы ее жизни.

Внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека характеризуют общий психологический профиль личности». Психологические подструктуры личности - темперамент, потребности и поезда, эмоциональные переживания и интересы, навыки и привычки, моральные черты характера и т.д . - проявляют себя в условиях жизни личности. Важным является мнение А.Н. Леонтьева о том, что личность развивается не в рамках удовлетворения потребностей человека, а в творчестве, которая не знает границ.

Взгляды Б.Г. Ананьева на личность. Известный российский психолог Б.Г. Ананьев (1907-1972) считал, что личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Важно изучать связь между інтеріндивідуальною структурой того социальной целого, к которому принадлежит личность, и інтраіндивідуальною структурой самой личности. Именно разнообразие связей с обществом определяет інтраіндивідуальну структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. И наоборот, устойчивые комплексы личностных свойств регулируют объем и степень социальных контактов личности, влияют на создание ею собственного развития среды.

Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального прогресса. Личность является продуктом жизненного пути человека.

Інтраіндивідуальна структура личности - это целостное образование и определенная организация свойств человека. Функционирование такого образования возможно благодаря взаимодействия различных компонентов структуры личности. Эти компоненты входят в различных аспектов и уровней развития личности. Можно выделить различные виды зависимостей между психическими свойствами личности - генетические, функциональные, каузальных и т.д. В структуре личности имеющиеся взаимосвязи между социальными, социально-психологическими и психофизиологическими характеристиками человека.

Структура личности строится по двум основным типам взаимосвязей - субординаційним и координационным. Они обеспечивают сохранение целостности личности при ее взаимодействии с социальной и природной средой.

Концепция личности Г.С. Костюка. Выдающийся украинский психолог Г.С. Костюк (1899-1982) внес значительный вклад в психологическую теорию личности. По его концепции, индивид становится общественным существом, личностью по мере того, как у него формируются сознание и самосознание, образуется система психических свойств, способность участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции.

Объективная социальная сущность личности всегда реализуется субъективными психическими средствами. Одновременно социальное, которое предопределяет психическое у человека, определяет его социальные отношения с другими людьми.

Психическая деятельность личности происходит в результате интеграции психических процессов и свойств и осуществляется нейрофізіологічними механизмами. Последние является системой, которая в своем функционировании зависит от тех систем организма, которые состоят из биохимических, биофизических и других компонентов. Между психическим и физиологическим существуют сложные отношения. Психическое не только реализуется физиологическим, но и изменяется в зависимости от течения функционирования физиологических механизмов.

Особенности нейродинамики играют существенную роль в становлении индивидуального своеобразия личности. Однако личность может осознавать собственные слабые грани и в определенной степени компенсировать их, благодаря сильным, например, сдерживать афективність, импульсивность своего темперамента и т.д.

Рассматривая личность как общественное существо, нельзя забывать о ее природную сущность. Естественное «снимается» в общественном, но не устраняется, оно действует на всех этапах жизни личности.

Следует различать понятия «индивид» и «личность». Человек является индивидом на всех этапах онтогенеза и при всех условиях, а личностью становится и может перестать быть ею.

Необходимо преодолевать абсолютное противопоставление природного и общественного, биологического и социального в жизни личности. Нет общественного, социального без природного, биологического, как нет общества вне индивидами, которые в нем взаимодействуют.

Самым продуктивным, по мнению Г.С. Костюка, является подход к проблеме структуры личности, который опирается на анализ ее деятельности. Ведь общественные условия определяют психические свойства личности только через действия самого индивида.

Связь между деятельностью личности и ее психическими свойствами сложен и многозначен. В той самой деятельности, учебной или трудовой, психические свойства нередко формируются по-разному. Качества личности, которые возникают во время деятельности, включаются в структуру ее дальнейшей деятельности, претерпевают изменений, дифференцируются и интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, которым является структура личности. Последняя возникает при этом как устойчивая и динамическая система психических свойств.

Структуру личности образуют различные психические свойства. Это прежде всего сознание і самосознание. Индивид становится личностью, поскольку он осознает окружающую бытия и себя самого, свое отношение к нему, свои функции и обязанности. Формой существования сознания является прежде всего знания. Они входят в систему психических свойств как определенная подсистема, что характеризует образованности личности.

Кроме того, важной подсистемой структуры личности является направленность ее деятельности, которая определяется потребностями и интересами, ценностными ориентациями, целями и установками, нравственными и другими чувствами. Личность характеризуется и тем, как она осуществляет свои поезда, реализует свою целеустремленность, какими умениями, способностями и волевыми качествами обладает. Конечно, в структуру личности включают и психофизиологические свойства индивида.

Во время решения проблемы структуры личности возникает вопрос соотношения психических свойств, в частности идеологического и психического, интеллектуального и эмоционального, мотивационной направленности и операционной вооруженности, сознательного и бессознательного в деятельности и т.п. Структура личности - иерархическое образования, куда входят подструктуры разного онтогенетического возраста. Эти подструктуры входят в общую организацию личности как субъекта общения, познания и труда.

Личность представляет собой диалектическом единстве разнообразных и взаимосвязанных психических процессов и свойств. Как систему, которая сама себя регулирует и совершенствует, ее характеризует единство противоположных тенденций и процессов - інтеріоризації и екстеріоризації, дифференциации и интеграции, тяга к общению и к уединению, отделения и т.д. Важной является проблема источников и характера противоречий личности, их роли в формировании личности и путей преодоления.

Динамичность и устойчивость личности дают ей возможность быть независимым от непосредственных воздействий извне, изменять среду согласно своих намерений и планов, создавать условия для собственного развития.

Теория психической контрольности Я.И. Цурковського. Известный украинский ученый Я.И. Цурковський (1904-1995) разработал теорию исследования деятельности человека в нестандартных жизненных обстоятельствах, а также изучал процессы психического контроля и самоконтроля экспериментальным методом. Результатом этой научной работы стала теория психической контрольности.

Ученый создавал эту теорию, исходя из ссылки, что изменчивы и стрессогенные обстоятельства жизнедеятельности ставят человека в критические ситуации различной степени сложности. Он пришел к выводу, что для предотвращения разрушительных воздействий (внешних и внутренних: физиологических, эмоциональных, логических) должен существовать интегрирующий психический механизм саморегуляции человеческого организма для сохранения психической целостности индивида. Этот механизм психической саморегуляции Я.И. Цурковський назвал психической контрольністю.

ПСИХИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНІСТЬ - интегративный (синтезуючий) психический процесс, который пронизывает, структурирует и завершает действие всех психических процессов, определяя развитие и совершенствование психики. Для процессов контрольности характерна тенденция к вторжению во все психические процессы личности; она завершает действие каждого психического процесса, как его возражения, направлено на эффективную практику, и оказывается всегда конкретно в конкретных обстоятельствах.

Человек благодаря контрольным психическим процессам обнаруживает неадекватность в отражении (осознанности) и преобразовании ней действительности. Контрольність, как тормозной процесс, является фактором выявления ошибочных представлений и приостановке неадекватных к конкретным ситуациям действий лица.

Психическая контрольність является, по мнению Я. Цурковського, целостным психическим феноменом. Однако теоретически выделены такие подуровни контрольности: а) неосознанную; б) эмоционально-чувственную; в) логическую.

Психическую контрольність следует считать видом психических процессов (наряду с эмоциональными, интеллектуальными, волевыми и др.), который синтезирует все отдельные подсистемы человеческой психики.

Контрольність сопровождает и завершает психическую активность на эмоциональном, волевому, интеллектуальном уровнях.

В интеллектуальной сфере контрольність обнаруживает с помощью интуиции, опыта или логики ложные, неадекватные конкретного контекста понятия, суждения, умозаключения, знания, взгляды и убеждения. Контрольные психические процессы обеспечивают наивысшую активизацию сознания человека.

Главенствующую категорию когнитивной психологии - знания, как решающий фактор успешности человеческого поведения, Я.И. Цурковський конкретизировал в категорию «ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ», потому что контрольність, как форма психической активности, является завершающей частью сознания лица и связана с критичностью абстрактно-поняттєвого мышления и общения людей.

Проверка знаний на практике приобретает в процессе человеческого познания характера высшего образования, сопровождает чувственное и абстрактное познание, процедуры логического анализа и синтеза, создавая более достоверные знания.

В волевой сфере контрольність сопровождает завершения волевых актов.

В эмоциональной сфере контрольність оказывается как оценочная свойство чувств, связанная с нормами человеческого сосуществования и этическими принципами (чувство недоразумение, сомнения, беспокойства, тревоги, угрызений совести, долга, неэстетичных чувств и т.д.).

Я.И. Цурковський указывал на такие главные свойства психической контрольности, как:

  • адекватность;
  • конкретность;
  • выразительность;
  • широта охвата;
  • своевременная оперативность;
  • активность;
  • продолжительность концентрации;
  • осцилляция между различными объектами.

Я.И. Цурковський утверждал, что самыми сложными формами контрольности есть контроль і самоконтроль, критичность і самокритичность. Темперамент человека накладывает отпечаток на силу, уравновешенность и подвижность контрольных психических процессов.

Ученый доказал, что психическая контрольність в фило - и онтогенезе сыграла и обеспечивает «опритомлюючий» влияние как на отдельного индивида, так и на человеческий род в целом, поскольку ее феномен непосредственно причастен к процессов возникновения сознания и выделение человека из мира природы.

Благодаря ценностным измерениям контрольности человек интегрирует себя в целостную индивидуальность, способную на совершенствование, духовное возвышение, осознанный поступок, самопосвяту.

Украинский ученый Я.И. Цурковський не только теоретически обосновал главные постулаты созданной им теории, но и подтвердил существование контрольных психических процессов экспериментальным методом благодаря «контролографові» - одном из первых психодиагностических приборов.



Назад