Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

7.10. Концепция психоэнергетической целостности личности


Во время своего становления как личности индивид является объектом социального влияния и субъектом целенаправленного познания и преобразования объективной действительности и самого себя. В процессе развития личности человек овладевает средствами человеческой деятельности и общения, языком, в ней формируются высшие психические функции, сознание, воля, самосознание, она становится субъектом активного целенаправленного познания и преобразования окружающей социальной и природной среды. У нее возникает способность к самосовершенствованию, самотворення собственной личности в процессе самопознания, самовоспитания и самообучения, она вступает в «субъект-суб'єктні» отношения с другими людьми.

Следовательно, под личностью понимаем конкретного человека, который:

  • принадлежит к определенному общества и социальной группы;
  • осознает свое отношение к окружающей среде, народа и к самой себе;
  • занимается определенной деятельностью;
  • отличается своеобразными особенностями поведения и деятельности;
  • обладает только ей присущей системе психических и соціопсихічних свойств и качеств.

Природу личности, ее структуру и развитие рассматривают в пределах различных психологических подходов. Определяя психологическую структуру личности, следует учитывать сущность и развитие человеческой психики, ее многоуровневый и багатосистемний характер, сочетание биологического, социального и собственно психического, единичного, своеобразного и общего, типичного и особенного.

Личность каждого человека обладает только ей присущим сочетанием черт и особенностей. Именно они создают ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, которые образуют ее своеобразие и неповторимость, отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, превосходящих интересах как познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Так же, как понятие индивид и личность не являются тождественными, личность и индивидуальность также не тождественны, хотя и образуют единство. Индивидуальность обеспечивает присущий только конкретной личности стиль взаимосвязей с окружающей действительностью. Индивидуальной является каждый человек, но индивидуальность одних оказывается ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность личности отдельно оказывается в неповторимом проявлении образований ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта, например, раскрывается в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях усвоения информации, то есть в умении ставить и решать проблемы. Своеобразие чувств заключается в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в силе воли, чрезвычайной мужества или выдержке при выполнении различных задач.

Однако этого еще недостаточно, чтобы адекватно отразить структуру личности, поскольку остается не выясненным соотношение биологического и социального в психическом развитии индивида. Относительно связей биологического и психического, то трудно сформулировать универсальный принцип, который был бы правильным для всех случаев. Эти связи многоплановые и многогранны.

Еще более разнообразное и многоплановое отношение психического и социального. Психические свойства личности испытывают на себе влияние социальных факторов, которые предстают как внешнее психическое. Однако триада биологическое-психическое-социальное по-разному действует в структуре личности и соотносится на различных ступенях его развития, в различной деятельности и при разных обстоятельствах.

Психическая структура личности состоит из таких подструктур:

  • біопсихічної;
  • ментально-психической;
  • інтраіндивідуальної;
  • соціопсихічної;
  • сознание-самосознание (рис. 7.2).

7.2  

Рис. 7.2. Психическая структура личности. 

Отличительные признаки личности:

  • сознание;
  • самосознание;
  • саморегулирование, то есть процесс управления своим поведением и деятельностью;
  • активность, что проявляется в конкретной деятельности; но деятельность может иметь и антиобщественный характер, тогда такого человека называют асоциальной личностью;
  • особенности протекания психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);
  • индивидуальность;
  • социальный статус, то есть положение личности в системе межличностных отношений, которое определяет его права, обязанности, привилегии. Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре. Он является ее объективной характеристикой, но может осознаваться адекватно или неадекватно, активно или пассивно, полностью, частично или совсем не осознаваться. Позиция личности характеризует субъективный - активный, деятельный сторону положения личности в структуре общества. В сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга своим значением, определенностью и другим признакам;
  • социальная роль - способ поведения личности в зависимости от ее статуса или позиции в обществе, конкретном коллективе или социальной группе. По определению И.С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный способ поведения, которой ожидают от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания определяют общие контуры социальной роли и не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даны ему как то, что является внешним, более или менее обязательным;
  • ранг - это престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.
  • самоопределение, то есть осознание собственных интересов, своего места в жизни и обществе, а также своих возможностей, потребностей, целей и ценностей и т.п.;
  • самовыражение - проявление способностей, сущностных сил, личностных свойств, качеств и особенностей;
  • самоутверждение - закрепление в сознании окружающих своей значимости, важности; реализация собственных целей через преодоление препятствий.

 

Литература

1.  Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2.  Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

3.  Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

4.  Бойко В.В., Ковалев А.Г., Парфенов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.

5.  Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992.

6. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

7. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

8.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Политиздат, 1975.

9.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

10.  Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

11.  Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов на Дону: Феникс, 1996.

12.  Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. С англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

13.  Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - 2-е изд. - М. 1974.

14. Ярослав Иванович Цурковський (1905-1995). К 100-летию со дня рождения / Сост. О.М. Лозинского, З.С. Багнюк и др. - 2-ге вид., доп. - Львов: Изд-во Университета «Львовский Ставропигион», 2005.



Назад