Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

8.2. Многоуровневость психики


Психика - это сложный комплекс, который работает по определенным закономерностям. Как составляющие этого комплекса выделяют бессознательное, подсознательный, сознательный и надсвідомий уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем низших, средних или высших уровней психики нет. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны во время жизнедеятельности человека. Мы не разделяем мнения, что сознание является самым высоким уровнем развития психики. Это просто такой уровень, который отвечает за конкретные формы и виды взаимодействия с собственной психикой и внешним психическим. Сознание выражается совокупность чувственных и абстрактных образов, которые непосредственно появляются перед индивидом в его внутреннем опыте перед выполнением той или иной теоретической и практической деятельности, в ее обосновании, планировании, проектировании и реализации. Именно сознание позволяет индивиду отражать внешнюю среду и свой собственный мир в стабильных свойствах и динамических связях, отношениях.

Следовательно, сознание является особой формой психической деятельности, ориентированной на отображения и преобразования действительности. Она представляет собой такую функцию человеческой психики, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленному активном отражении, что осуществляется в символической форме, и творческом преобразовании внешнего мира, его сравнению с предыдущим опытом, в выведении человеком себя из окружающей среды и способности стать будто со стороны, то есть анализировать себя и свое сознание.

Через сознание обеспечивается предварительная построение действий и предсказания их последствий, в контроле поведения и управлении ею, в способности личности справляться в окружающем материальном мире, в собственном духовной жизни.

Актуально осознанным является лишь тот смысл нашей психики, который предстает перед личностью как предмет, на который непосредственно направлено ту или иную ее действие. Иначе говоря, для того, чтобы смысл, который воспринимается, было осознано, нужно, чтобы он занял в деятельности человека структурное место цели действия и, следовательно, вступил в соответствующее отношение с мотивом этой деятельности. Только сравнение идеального и реального, желаемого и действительного, цели и мотива предопределяет осознание.

Какие же психические механизмы лежат в основе процесса осознания? Чтобы получить ответы на этот вопрос, было проведено большое количество психологических исследований. В частности, известный грузинский ученый Д.М. Узнадзе (1886-1950) связывал процесс осознания с об'єктивацією - то есть способностью психической деятельности отделять «Я» и мир, воспринимать мир независимо от «Я», в его безотносительности до «Я» личности. Сам механизм объективации, согласно Д.М. Узнадзе, вступает в действие тогда, когда поведение приостанавливается с целью выяснить, что и почему. Только здесь начинается процесс осознания.

Об основных средствах процесса осознания говорит закон «сдвига, или смещение»: осознать определенную операцию - значит перевести ее из плоскости в плоскость языка, то есть воспроизвести ее в воображении, чтобы можно было выразить словами. Итак, языковые значения - это специфические инструменты осознание. Осознать - значит предоставить значение. Если образ «не находит» своего значения, то он и не осознается.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического. Сигналы, что попали в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Много наблюдений психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения предыдущего режима регулирования. Осложнения, возникающие, привлекают внимание и, следовательно, осознаются. Осознание сложных обстоятельств способствует пребыванию нового режима или регулированию нового способа решения, но как только их найдено, управления вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для решения новых задач. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания.

Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработки гипотез в критические моменты нехватки информации. Недаром известный психиатр Е. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в мере нашего неумения приспособиться. Типовые задачи, те, которые часто встречаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.) для новых задач, что в данный момент можно решить только на сознательном уровне.

ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательный уровень) - это представления, желания, страсти, чувства, состояния, психические явления и акты, которые некогда на протяжении жизни «вышли» из сознания, оказываются в соответствующих ситуациях как бы автоматически, без четкого и ясного осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознать.

Действительно, в обычных ситуациях человек совсем не задумывается, что то, что она видит, - это не есть собственно внешний мир, а зрительный образ внешнего мира. Иначе говоря, человек не осознает собственный процесс восприятия. В этом нет необходимости: человек приспособлена действовать благодаря своим зрительным образам, отношения между образом того или иного предмета и самим предметом, действием с ним является устоявшимся, и его используют в процессе регуляции поведения, деятельности автоматически. Но когда привычное отношение с тем или иным причинам нарушается, включается процесс осознания.

Представители учение о психоанализе (С. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и их последователи) считают, что познать человека, его характер можно только путем проникновения в сферу подсознательного, самую глубокую часть ее интимного мира, где, по их мнению, сосредоточены личные потребности и конфликты индивида, его нерешенные проблемы, «гнойные очаги», которые заражают его жизни. В подсознании хранится весь пережитый опыт, который не присутствует в сознании в это время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные неразрешенными конфликтами, которые волнуют субъекта. Отсюда, проникнуть в подсознание можно лишь с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запам'ятовувань, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.д. Однако сводить изучение характера лишь до проникновения в сферу подсознательного неправомерно прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познания.

Подсознательные процессы и явления реализуют специфическую функцию человеческой психики, сущность которой заключается в эффективном регулировании ее отношений с действительностью, что находится за порогом сознания.

Подсознательные процессы выполняют определенную защитную функцию: лишают психику от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Разум человека нес тяжелое бремя, если бы был вынужден контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы ее жизнедеятельности одновременно потребовали осознание.

Подсознательное как психическое явление можно характеризовать не только негативно - в смысле чего неосознанного (скрытого на данный момент, но способного при определенных условиях оказаться в сознании или обреченного навсегда оставаться невыявленным). Оно имеет положительную особенность: это специфическое отражение, которая имеет свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так с сознанием и действием, воздействуя на них и чувствуя их влияние на себе.

Рассмотрим некоторые из структурных элементов подсознательного. Например, мы чувствуем то, что влияет на нас. Но отнюдь не все, что влияет, становится при этом фактом сознания. Значительную часть наших ощущений мы не осознаем, и она остается подсознательным.

Получая одновременно большое количество впечатлений, люди легко выпускают из виду отдельные из них. Например, идя по улице, мы становимся свидетелями огромного количества событий, слышим множество звуков, которые помогают ориентироваться в потоке уличного движения. Но мы обращаем на них внимание только в случае некоего осложнения или необычности. Бесконечное количество вещей, явлений, свойств и отношений, которые существуют объективно и постоянно попадают в поле зрения, мы не осознаем. Если бы каждый человек влияние реагировала осознанно, она не справилась бы с этим, поскольку не способна мгновенно переключаться с одного на другой или удерживать в фокусе своего внимания практически бесконечные раздражители.

Автоматизация функций является существенной и необходимой особенностью многих психических процессов (мышления, восприятия, речи, запоминания и т.п.). Ее нарушение может парализовать нормальное течение психических процессов. Автоматизм оттачивает и облегчает различные виды деятельности, с помощью определенных умственных и практических действий обслуживает формы сознательной деятельности. Механизмы психической автоматизации лишают сознание постоянного наблюдения и ненужного контроля за каждым фрагментом действия.

Подсознательное оказывается в той информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти как опыт. Из всей суммы имеющихся у нас знаний в каждый конкретный момент в центре сознания оседает лишь небольшая их часть. Об некоторые знания, хранящиеся в памяти, люди даже не подозревают. Однако специальные исследования доказали, что в регулировании поведения человека значительную роль играют впечатления, полученные в раннем детстве и заложены в подсознании.

Иногда о человеке говорят: «Она сделала это бессознательно»; «Она не хотела этого, но так случилось». Часто мы обращаем внимание на то, что те или иные мысли возникают у нас как бы «сами по себе», в готовом виде, неизвестно как и откуда.

Явления человеческой психики очень разнообразны. И отнюдь не все из них охватывает сфера сознания и даже подсознания. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь или на уровень сознания, или на уровень надсвідомого, или на бессознательный уровень.

НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (бессознательный уровень) - это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые оказываются на глубоком уровне функционирования психики и полностью лишают возможности индивида воздействия, оценки, контроля и отчета в их влиянию на поведение, поступки и деятельность.

Бессознательное - это такое психическое, которое прямо никогда не становится сознательным, хотя постоянно влияет на поведение и деятельность человека.

Бессознательное не то мистическим, его не следует представлять как иррациональное, «темную» силу, что прячется в глубинах психики человека. Это вполне нормальная сторона психики, особый уровень психической деятельности.

В отличие от сознания, бессознательное не предусматривает предварительной мнимой построения действий, проектирование их результатов и постановки цели. Конечным результатом бессознательного отражения и познания является приспособления к действительности, основанное на неосмисленому учете информации об свойства и отношения предметов внешнего мира.

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. Иногда, совершив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она поступила именно так.

Формой проявления бессознательного есть и так называемая психологическая установка. Этот психический феномен представляет собой целостное состояние человека, который выражает динамическую определенность ее психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общую склонность к действию, устойчивую ориентацию на определенные объекты, что сохраняется до тех пор, пока его ожидания оправдываются.

Оказывается бессознательное и в других психических процессах. Даже мышление человека может протекать на бессознательном уровне. Что же касается воображения или таких явлений, как интуиция и творчество, то они без участия несознательных компонентов просто невозможны.

Во время исследований С. Гроффа выяснилось, что память человека, погруженного в состояние измененного сознания, ретроградно достигает дна глубокой бессознательности, которая открывает далекие горизонты в прошлое. Итак, бессознательное тесно связано с социальной психикой этноса (нации), которая отражает особенность и неповторимость национального характера, национальных чувств, национального сознания, национальной свободы, национальной гордости, национального достоинства, национальной совести и т.д. Социальная психика через свой коллективный бессознательный уровень существенно влияет на психологические особенности членов нации, проявления их индивидуальной психики. Именно она задает «программу» поведения каждого индивида (етнофора) и реализации его социальных и национальных функций. Точнее, она «запускает» функционирования индивидуальной психики, вкладывая в нее свои паттерны, свои социально-психологические картины реальности.

С давних времен человек верил в феномен единства Вселенной, в том, что он имеет некое единое начало, которое организует и обеспечивает эту единство. А если существует единство Вселенной, то должна существовать некоторая сущность, субстанция, которая выражает его единство. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятие, аналогичные мировой души. Люди интуитивно и в состояниях измененного сознания чувствовали, что включены в некую глобальную мировую душу, является некой глобальной звеном мировых событий. Поэтому факт включенности в мировые связи и процессы, которые замыкаются в некой единства, что существует повсюду и нигде (так же, как наша психика относительно нашего тела), воспринимается как принадлежность к чему единого, глобального, вечного. Известно, что Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводил понятие общей или мировой души, которая, собственно, является общей сущностью, субстанцией, то есть первичной основой мира, с которой все исходит и куда все возвращается. Гегель также подчеркивал, что душа (как сущность естественной жизни, ее субстанция) является «імматеріальність», то есть истина всякой материальности. Поэтому и человеческую психику (психику отдельного индивида), и социальную психику (психику отдельных человеческих сообществ) мы должны понимать и изучать в связи с единством Вселенной.

СВЕРХСОЗНАНИЕ (надсвідомий уровень) - удерживает психические явления, акты и состояния, возникшие в результате взаимодействия со Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия.

К надсвідомих явлений причисляют творческое вдохновение, что сопровождается внезапным «озарением» новой идеей, которая рождается словно от некоего толчка изнутри, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те явления, которые называют парапсихическими и т.д.

Для индивида первичным внешним психическим является его семья, на которую существенно влияет шире круг внешнего психического - социальная психика этноса, нации, общества, человечества и т.д. Это, так сказать, «вертикальная» структура связи индивидуальной психики с общим психическим. Но человеческая и социальная психика также непосредственно связана с общим психическим. Она реагирует на изменения в Космосе, Галактике, солнечной системе и др.

Например, геомагнитные возмущения влияют на психические состояния людей и их поведение. Даже резкая смена погоды, изменение времена года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение.



Назад