Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

8.3. Багатосистемність психики


Вместе с багаторівневістю, человеческая психика, как целостная система, имеет много подсистем, каждую из которых можно рассматривать как относительно самостоятельную систему.

К первой группе систем психики относятся:

  • Психические процессы, которые делят на более мелкие подсистемы:

а) психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение);

б) эмоционально-чувственные процессы (эмоции и чувства);

в) волевые процессы.

  • Психические свойства (темперамент, способности, характер).
  • Психические состояния, которых в науке насчитывается большое количество (как положительных, так и отрицательных).
  • Психические образования (мотивы, стереотипы, убеждения, установки, знания, навыки, умения и т.д.).

Психические процессы - это разные формы или виды взаимодействия внутреннего и внешнего психического, в результате чего в психике отражаются предметы и явления. «Психические процессы - различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя в нем». (В.Д. Максименко).

Психическое как процесс - понятие, которое ввел в психологию И.М. Сеченов, раскрывает основной способ существования психического. Психическое существует как процесс - живой, самый пластичный, непрерывный, не задан, значит оно развивается, порождает продукты своей активности (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение, которое формируется, или нерешение задания и др.).

Психическое как процесс не сводится к изменению последовательности его стадий во времени. Оно формируется в беспрестанном взаимодействия, меняется (деятельность, общение и т.д.) в отношениях человека с окружающей средой, полнее отражая его динамичность, участвуя в регуляции всех действий, поступков.

Психические процессы являются компонентами деятельности человека, часто становятся особыми действиями (перцептивними, мнемонічними, мисленнєвими, разговорными, мнимыми, волевыми и др.).

Психические свойства - стали психические образования человека, образующиеся в процессе жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания.

Например, на почве психического процесса ощущения, восприятия, памяти, внимания, чувства, воображения, мышления и свободы могут породить такие свойства человека, которые выражаются в форме чувствительности, восприимчивости, пам'ятливості, внимательности, эмоциональности, болтливости, мовчазності, вдумчивости, благоразумия, фантазерства и т.д.

Психические состояния - это разные виды интегрированного отражения человеком взаимодействия внутренних и внешних психических воздействий в определенный статический отрезок времени.

Причем большинство из них существует без четкого осознания отраженного предметного содержания. Примером психических состояний могут быть бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, потеря чувства реальности, скука, страх, отчаяние, печаль, тот или иной настроение и т.п. Изучение психических состояний как психологической категории связано с именем М.Д. Левітова. Психические состояния так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие различных психических процессов.

Психические состояния возникают при наложении психических процессов, которые протекают в данный момент, на свойства человека.

Вместе с психическими процессами и психическими свойствами психические состояния принадлежат к трем главных форм психической деятельности. Они тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Предметом специального изучения являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой ситуации, авариях и иных чрезвычайных ситуациях).

К другой группе подсистем принадлежат механизмы психики. «Механизм психики - орудие, метод человека, благодаря которому сочетаются в целость его органы и системы передачи и преобразования энергии и информации в процессе ее деятельности» (В.Д. Максименко).

Можно сказать, что механизмы психики - это орудие приема, декодирования, переработки и передачи психоэнергии.

В.Д. Максименко выделяет такие механизмы психики: отображение, проектирование и опредметнення. Он указывает, что психическое отражение - активный целостный процесс, который проявляется в различных формах и характеризуется единством познания, переживания и стремления, единством психики и деятельности человека.

Психическое отражение содержит систему функций, которые регулируют деятельность человека. Оно должно, во-первых, активный характер, обусловлен поиском и добраться согласно условиям среды способов действий; во-вторых, имеет опережающий характер, обеспечивая функцию прогнозирования в деятельности и поведении; в-третьих, каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность, что накладывает отпечаток своеобразия на ее психическое жизни; в-четвертых, в процессе деятельности психическое отражение постоянно растет, совершенствуется и развивается.

Ведущую роль в индивидуальном формировании психического отражения играет усвоения человеком в процессе обучения и труда материальных и духовных богатств, выработанных человечеством, вхождение ее в систему общественных отношений, социализация. Психическое отражение впитывает в себя все содержание жизненного процесса и регулирует его.

Механизм проектирования выполняет функцию организации и гармонизация смыслов отображения согласно цели действий или деятельности человека (В.Д. Максименко).

Путь проектирование - это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате чего создаются образы, схемы или знаковые системы - теории строения материальных предметов или действий машин, сооружений, их узлов, а также собственных действий, способствующих решению теоретических или практических задач.

Но перед человеком открывается возможность конструировать и создавать, строить и рассматривать предметы и явления из элементов известного и осознанного - в пределах потенциальной осуществимости.

В.Д. Максименко определяет механизм психического опредметнення как процесс преобразования и воплощения человеческих душевных сил и способностей с формы живой активности в образ застывшей предметности.

Опредметнення является элементом сознательной и целесообразной деятельности человека. Эта деятельность имеет три основные формы:

  • материальную, а именно: производство, физический труд - в процессе которых человек преобразует и воплощает себя в окружающем мире;
  • психическую - выработка и интерпретация содержания отображения, отбор ценностей, мыслительные операции и переживания, которые являются конструктивными элементами любого производства;
  • созидания самого себя - развитие душевных и духовных потенций, а также устранения различных форм отчуждения.

По нашему мнению, механизмы психики являются динамическими. Они постоянно находятся в зависимости от видов и форм психической деятельности. Вследствие этого можно говорить о психические механизмы ощущения, восприятия, запоминания, анализа, синтеза, представление, регулирования, побуждение, проектирование и прочее.

 

 

Литература

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 3-х томах. - Т. 1. - Тбилиси, 1978.

2.  Вари М.Й. Социальная психика нации: Научная монография. - Львов: Сполом, 2002.

3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

4.  Винницкий А.Р. Мозг и парапсихология: Монография. - К.: Полиграфкнига, 1996.

5.  Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресе, 1978.

6.  Грофф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Моск. трансперсонального центра, 1993.

7.  Донченко Е.А. Социэтальная психика. - К.: Наукова думка, 1994.

8.  Марищук В.Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.

9. Основы психологии/ Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

10. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1988.

12.  Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

13.  Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Прогресс, 1990.

14.  Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

15.  Хардинг М.Э. Психическая энергия. - М.: Рафа-бук; К.: Сова, 2002.

16.  Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.



Назад