Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

9.2. Генетические, возрастные и половые особенности личности


На психические особенности человека, его задатки влияют генетические механизмы, возраст, пол.

Генетические особенности указывают на то, что в процессе развития жизнедеятельности (онтогенеза) личности в нее проявляются определенные генетические факторы, которые влияют на ее психику. Речь идет прежде всего о биологические (анатомо-физиологические) факторы развития организма и высшей нервной системы человека, его мозга. Например, цвет кожи, волос и глаз, черты лица, рост, вес, чувствительность различных анализаторов, задатки и даже структура определенных участков мозга передаются в наследственность вследствие действия генов. Следовательно, перечисленные признаки является психическим, которое влияет на внутреннее и внешнее психическое личности.

С возрастом происходят не только физиологические изменения у человека, но и психические.

Психологический возраст - это время индивидуального развития человека. Его изучает возрастная психология, которая определяет такие периоды возрастного развития человека (согласно найвичерпнішою вековой періодизацією психического развития):

  • до рождения - пренатальный период (сегодня он вообще не подлежит психологическому исследованию);
  • перед рождением и вокруг него - перинатальный период (он довольно плодотворно исследован в трансперсональной психологии С Гроффа, которая через техники глубокого дыхания и ЛСД-терапии позволяет человеку снова пережить опыт плода в утробе матери и кризис рождения - самый ответственный в жизни, согласно А. Утра);
  • от рождения до одного года - возраст младенца (этот период завершается кризисом 1-го года жизни, которую связывают с началом хождение и нейрофизиологической перестройкой, вызывающих физическую усталость, а также со смысловым речью и обращением большим количеством предметов, которые предопределяют умственную усталость; симптомом этого кризиса является постоянный протест ребенка);
  • от 1 до 3 лет - период переддошкільного детства (он заканчивается кризисом трех лет, что ее связывают с развитием предметной деятельности; проявления этого кризиса уже более яркие: упрямство, негативизм - то есть склонность к действиям, противоположных требованиям, непокорность есть такой же, произвол, деспотизм);
  • от 3 до 6-7 лет - период дошкольного детства (он заканчивается кризисом семи лет, которую связывают с вызванной походом в школу изменением социальной ситуации, умственным напряжением и развитием самосознания);
  • от 6-7 до 10 лет - младший школьный возраст (в этот период для развития самосознания ребенка очень важна оценка окружающих, она овладевает социально-нормативной поведением);
  • от 10 до 15 лет - подростковый возраст (этот период сопровождается самой заметной кризисом в жизни человека, главным фактором которого признают пубертат - половое созревание; у подростка интенсифицируется физическое, умственное, нравственное, социальное развитие; перестраивается организм, самосознание, система отношение к окружающим; ощущение взрослости вызывает трудности социального взаимодействия);
  • от 15 до 17 лет - ранняя (первая) юность, или старший школьный возраст (этот период связан с интенсивными поисками своего места в мире, с попытками понять его сущность - сразу и навсегда, с построением собственного отношения ко всем явлениям действительности, которое базируется на определенной індивідуалізованій картине мира);
  • от 17 до 21 года - юность, или вторая юность (этот возраст является периодом первого испытания собственных сил и способностей человека, когда она раскрывает свой потенциал на определенном пути творческого життєдіяння; происходит профессиональное самоопределение);
  • от 21 до 35 лет - период молодости, или первой взрослости (в этот возраст человек достигает определенного пика своих возможностей; именно характер и объем ее достижений являются факторами кризиса 30 лет, которая состоит из обострение проблем последствий профессионального определения, построения семейной жизни, общего самоутверждения);
  • от 35 до 60 лет - период зрелости, или второй взрослости (этот период является временем, когда человек оказывается не на пике своих возможностей, но на определенном их «плато» - устойчивому стабильном уровне, на котором она закрепилась кризиса; 40 и 50 лет является содержательно близкими друг к другу - разочарование, недовольство рутиной, попытка вырваться из объятий обыденности до настоящего бытия - только растут объемы симптомов стагнации развития);
  • от 60 до 75 лет - преклонный возраст (этот период, как правило, является временем, когда человек сталкивается с первыми признаками собственной психической инволюции; она или прилагает усилия, чтобы оптимально функционировать и достичь того, чем определяется этот возраст - мудрости, или впадает в отчаяние и быстро деградирует. Кризиса этого и двух последующих периодов связанные с развитием отношение человека к концу своей жизнедеятельности, с примирением по его приближение);
  • от 75 до 90 лет - старческий возраст;
  • более 90 лет - долгожители.

Каждый возраст характеризуется изменением внутреннего психического состояния личности, что влияет на ее деятельность и поведение.

Ген - единица наследственности, что влияет на развитие определенной характеристики организма (фенотип), которая наблюдается, измеряется. Альтернативные формы гена, который занимает то же место на хромосоме (локус), называются аллелями. Генотип - хромосомный набор аллелей у конкретного индивида.

Психогенетичні особенности также изучает психогенетика. За более чем столетнюю историю своего развития психогенетика вошла в общей системы психологических знаний, обогатив методологический и методический аппарат общей психологии. В основном это касается тех дисциплин, которые занимаются изучением проблем формирования и структуры индивидуальности.

Психогенетика (в англоязычной литературе традиционно используют название behavioral genetics - генетика поведения) сформировалась как междисциплинарная область знаний, предметом изучения которой являются наследственные и экологические детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека.

На современном этапе развития цель большинства психогенетичних исследований - определение относительного вклада генетических и экологических факторов в формировании индивидуально-психологических различий, а также изучение возможных механизмов, которые определяют генетические и экологические воздействия на формирование разноуровневых свойств психики.

Начало развития психогенетики как научной дисциплины связано с именами выдающихся ученых прошлого века Фрэнсиса Гальтона и Грегора Менделя, которые опубликовали в 1865 г. результаты своих исследований.

В цикле статей под названием «Наследование таланта и характера» Гальтон пишет: « ... У нас есть все основания считать, что способности или черты характера зависят от многих неизвестных причин, которые до сих пор не подвергались тщательному анализу». Он пришел к выводу о необходимости применения статистического подхода к анализу этих причин. Развивая это положение, Гальтон впервые провел систематическое изучение индивидуальных различий, внутрішньосімейної сходства и сходства близнецов. Он определил величину степени связи между переменными, которые не зависят от единиц измерения, - коэффициент корреляции.

Основной для генетики стала концепция Г. Менделя, которую ученый выдвинул в труде «Опыты над растительными гибридами» (оно было опубликовано в 1865 г. в «Трудах Общества естествоиспытателей» в Брюнне). Опыты Менделя и открытые им законы заложили основу представлений о ген, определили основное направление генетических исследований в XX ст.

Принципиальное влияние на развитие всей биологической науки в целом и генетики в частности сделал также выдающийся ученый прошлого столетия Чарльз Дарвин. Сформулированные им взгляды о механизмы эволюционного развития позволили ввести концепции Гальтона и Менделя в более широкий загальнобіологічний контекст.

В любом психогенетическому исследовании предметом анализа является распределение фенотипических значений.

Несмотря на интенсивное развитие психогенетики как в теоретическом, так и в экспериментальном направлении, вопрос о генетической детерминацией психологических особенностей до сих пор остается предметом острых дискуссий психологов, генетиков, философов, социологов. Ряд психологов и даже генетиков отрицает возможность влияния генетических факторов на нормальное поведение человека, его индивидуальность и интеллектуальные способности. Такое положение, на наш взгляд, обусловлено тем, что конкретные психогенетичні исследования потенциально могут привести к негативным социальным последствиям. Необходимо признать, что такие последствия (вплоть до принятия в некоторых странах законодательных актов), к сожалению, действительно были в современной истории (исследования по евгеники в США и Великобритании первых десятилетий XX в., в Германии).

Однако основное теоретическое положение психогенетики, согласно которому фенотипічна (такая, что наблюдается, измеряется) дисперсия психологических характеристик обусловлена генетическими и экологическими факторами, экспериментально подтверждена результатами огромного количества психогенетичних исследований, проведенных в разных странах мира.

В 70-те pp. XX в. теоретические и статистические методы генетических исследований начали широко и успешно применять для анализа поведения человека.

Примерно в это же время большой интерес к разработке в генетике поведения методов стали проявлять специалисты в области психометрії. Одним из первых был поставлен вопрос о вклад генетических и экологических факторов в общие способности (g-фактор).

Основной подход, реализованный в психогенетичних исследованиях, в наиболее обобщенном виде можно представить следующим образом: у родственников различной степени генетического сходства (моно - и дизиготные близнецы, родители-дети, братья, сестры и т.д.) измеряют определенную психологическую переменную, после чего делают аналитическое разложение дисперсии исследуемого признака на составляющие.

Раскладывая фенотипічну дисперсию, применяют методы генетики количественных признаков (биометрической генетики), основы которых были заложены в классической труда Рональда Фишера, посвященной наследственности показателей роста в людей.

Г. Кеттелл предложил метод анализа множественной абстрактной дисперсии (MAVA), которая обеспечивает максимум надежной информации при разложении фенотипічної дисперсии. Этот метод требует обследования 8 типов семей (до 2500 пар детей):

  • Мз - близнецы, воспитанные вместе;
  • Мз - близнецы, воспитанные отдельно;
  • сибси, воспитанные вместе;
  • сибси, воспитанные отдельно;
  • напівсибси, воспитанные вместе;
  • напівсибси, воспитанные отдельно;
  • неродичі, воспитанные в одной семье;
  • неродичі, воспитанные отдельно.

До сих пор экспериментальное решение, которое предложил Кеттелл, не было реализовано в пределах отдельного исследования через чрезвычайную сложность и дороговизну. Реально получить выходной эмпирический материал, который соответствует этой схеме, на сегодня можно, унифицируя методы диагностики, используемых в нескольких независимых проектах.

В современных психогенетичних исследованиях применяют (в различных модификациях и сочетаниях) преимущественно три основных метода:

  • близнецовый (выборка моно - и дизиготных близнецов);
  • приемных детей (выборка приемных детей, их родных и сводных братьев или сестер, приемных и биологических родителей);
  • семейный (полные семьи, имеющие не менее двух ребенка; анализируют связи муж-жена, родители-дети и связи между сибсами).

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, которые влияют на надежность получаемых результатов.

В ранних исследованиях источников индивидуальных различий в интеллектуальных способностях человека основной акцент делали на вопрос наследственности. Этой проблеме было посвящено тысячи экспериментальных работ. Вопрос о генетические и экологические детерминанты общих и специальных способностей представляют большой интерес не только для психогенетики, но и для психологии способностей, возрастной психологии, ряда других психологических дисциплин.

В наше время специалисты в области психогенетики познавательных способностей констатируют, что результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50-60%-ный уровень фактора наследственности общих способностей, хотя в некоторых работах (выполненных на взрослых близнюкових выборках) получено более высокие показатели. Основной интерес на современном этапе развития проблемы составляет детальный анализ взаимодействия генетических и экологических факторов и влияния эффектов этого взаимодействия на формирование общих и специальных способностей.

Сквозной характер различий, обусловленных статью, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на два мира - Женский и Мужской. Банальность этого факта, однако, по-другому начинает восприниматься в свете научных данных. Чем на самом деле обусловлены темпераментные, стилевые и характерологические особенности мужчин и женщин? Существует ли специфика в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек, детерминированная эволюционно-генетическими программами? Как формируются представления о типично женские и типично мужские образцы поведения? Это только часть вопросов, которые рассматривает дифференциальная психология.

Половые различия и полоролевая поведение. Вопрос о различиях между мужчинами и женщинами также связано с двойной детермінацією исследуемых признаков. Учета эволюционно-биологического фактора предопределяет понимание пола как конституциональной координаты, что влечет за собой различие между двумя группами людей мужского и женского пола в аспекте несоциальных воздействий. Понимание же человеческого поведения как в основном социального феномена, что переживает влияние культурного контекста, предопределяет понимание половой или сексуальной роли, предложенной субъекту как члену группы. В этом случае различия, о которых идет речь, исследуют как статеворольові стереотипы, которые предопределяют женский или мужской тип поведения. Перспективную позицию в вопросе о соотношении половых (в биологическом смысле) и полоролевых (в смысле стереотипов) различий разрабатывает Дэвид Басе в эволюционной теории личности, испытывая: мужчины и женщины будут личностные различия непосредственно в тех сферах жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, касающиеся их биологических различий в сексуальных и репродуктивных функциях. Иначе говоря, независимо от источника происхождения, личностные различия возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется в такой же степени природными факторами, как, например, физические различия между мужчинами и женщинами.

Некоторые аспекты половой дифференциации. В момент оплодотворения возникает генетическая основа того, что люди назвали статью. Одна из двадцати трех пар хромосом, которые имеют название половых хромосом, получает Х-хромосому, и комбинация XX, что возникает, будет означать появление существа женского пола, или же двадцать третья пара будет иметь паттерн XY, который обусловливает формирование морфологических особенностей, присущих человеку.

Половая идентификация у малышей. Первым актом самоопределения личности, которая себя еще слабо осознает, является зачисление субъектом себя к определенному полу. Двухлетние малыши, которые имеют к этому времени весьма смутное представление о свои отличительные черты, уже могут идентифицировать себя как мальчика или девочку. Начиная с этого возраста, их поведение начинает дифференцироваться в весьма определенном направлении, как в смысле биологического развития, так и относительно формирования полоролевых установок.

Мальчики и девочки в период созревания. Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается на протяжении всей жизни. Особенно заметны различия между полами начинают проявляться во время созревания, когда организм выделяет больше гонадотропных гормонов, корректирующие формирования эволюционно-биологических признаков пола. За этот период у мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрогена - только в восемь раз. Другие типы гормонов (андрогенно-адреналиновые, стероидные стимулирующие и общие гормоны роста), взаимодействуя с половыми гормонами, образуют конституциональный статус индивидуальности, которая формируется.

На фоне общих различий в конституции, в период созревания появляются более выраженные признаки мужского и женского стилей поведения.

Юноши и девушки в период молодости. В этот период происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связанного с физиологическими элементами созревания организма. Начинают проявляться наиболее значимые (хотя не более понятные по своей природе) различия.

Задатки. Задатки - это те анатомо-физиологические особенности человека (ее мозга, нервной системы, анализаторов, кровоснабжения и др.), какие у нее сформировались до момента рождения.

Задатки есть наследственными свойствами периферического и центрального нервного аппарата. Они являются существенными предпосылками способностей человека, но лишь предпосылками. От задатков к способностей - таков путь развития личности. Задатки многозначные, они могут развиваться в разных направлениях, превращаясь в разные способности. Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, его способности в той или иной степени представляют продукт деятельности. В этом проявляется взаимозависимость способностей человека и его деятельности.

Задатки бывают разных видов. Они лишь придают своеобразие процесса развития способностей, облегчая или усложняя их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки влияют на смысловой сторону способностей.

Несмотря на наличие в способностях загальнопсихологічного, «родового», они всегда являются сугубо индивидуальными.

Таблица 9.1

Половые различия в период взрослости 

Параметры развития

Характер различий

И

Продолжительность жизни

Климакс

Женщины живут дольше, чем мужчины.

Мужчины гораздо дольше сохраняют способность к

репродуктивности.

II

Пространственная визуализация

 

Математическая логика

Вербальная логика

Мужчины продолжают лучше справляться с этими

задачами.

Мужчины показывают более высокие показатели, чем в юности.

По большинству показателей выше у женщин.

III

Агрессивность и доминантность

Дружелюбие и близость

 

Семейные роли

 

 

Профессиональные роли

Мужчины характеризуются более высоким уровнем выраженности этих признаков.

Женщины имеют более близких друзей, но мужчины проявляют большую склонность к близких взаимоотношений, чем в молодости.

Женская роль больше связана с заботой о детях и уходом за мужем, даже несмотря, например, на наличие работы.

Отношение мужчин к работе остается более прогностическим и длительным, а профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации

 

Примечание:

I - физическое развитие;

II - когнитивное развитие;

III - социальное развитие.

 



Назад