Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Глава 10. МЕНТАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ


Ментально-психическая составляющая в психике человека - это психоэнергетический потенциал, который образовался в процессе жизнедеятельности этноса от зарождения до наших дней и передается через бессознательный уровень каждом етнофору.

Ментально-психическая подструктура личности содержит совокупность понятий, установок, значений, смыслов, духовных ценностей, стереотипов, верований, чувств, образцов и форм поведения, которые сформировались на протяжении развития человечества и конкретного этноса (нации), находятся на бессознательном уровне психики индивида и косвенно влияют на его мироощущение, мировосприятие и миропонимание, а следовательно, поведение и деятельность.

Человек, который рождается на свет, каким образом усваивает все то, что человечество выработало в течение тысячелетий, репродукує этнические особенности и т.д. Такое становится возможным через действие ментально-психических механизмов индивидуальной психики.

Каждый индивид воспроизводит и трансформирует в себе прошлый потенциал развития этноса, нации и человечества, добавляя в него капельку своего духовно-практического опыта отношений с миром, обществом, нацией, людьми.

Психика каждого человека (етнофора) входит в систему социальной психики, является ее мікрочастинкою и своеобразным «генератором психоэнергии». В то же время социальная психика этнического сообщества, в которую входит данная человек, «присутствует» в индивидуальной как внутренний психологический опыт внешнего (социального, то есть специфического психического): переживаний, ощущений, восприятий, волевых, духовных и социальных связей, чувств и другого. Одним словом, происходит взаимовлияние социальной психики нации и индивидуальную психику ее членов. Через ее функционирования и проявления отдельным индивидом в процессе их социализации передается внешнее психическое, что об'єктивоване в смыслах общности, понятиях, верованиях, традициях, ценностях, искусстве, музыке, литературе, народном творчестве, архитектуре, национальных установках, формах взаимодействия, вере в Бога, отношении к Родине, нации и ее святынь, долга, чести, достоинства, других этносов и народов и их потребностей и ценностей, к человеку вообще и т.д.

Герман Гессе был прав, когда предполагал, что «в культуре, или духа, или души есть собственная история, которая протекает рядом с так называемой мировой, т.е. наряду с постоянными боями за материальную власть, как вторая, тайная, бескровная и священная история».

Карл Юнг в своей теории пришел к выводу, что кроме индивидуального бессознательного, существует коллективное, расовое, бессознательное, которое является проявлением творческой космической силы и является общим для всего человечества. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие пределы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соответствующим всему человечеству и всему космосу.

Юнг рассматривал психику как комплементарную взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобіологічним свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и негласных запретов. Он считал его творческим, интеллектуальным принципу, который связывает человека со всем человечеством, с природой и Космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексов».

КОМПЛЕКСЫ - это совокупность психических элементов (идей, мыслей, отношений, убеждений), которые объединяются вокруг некоего тематического ядра и ассоциируются с определенными ощущениями. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных сфер индивидуального бессознательного к начальных міфопороджуючих паттернов, которые он назвал «архетипами».

АРХЕТИПЫ - это несознательные первичные, исторически первоначальные образы и идеи из жизни, культуры, поведения и деятельности первичного жизни наших предков, которые постоянно находятся в коллективном бессознательном и опять-таки все равно оказываются в жизни современных людей.

Архетип - это общая идея или образ глубокого прошлого развития человечества. Он является унаследованной склонностью отвечать мира соответствующими способами. С каждым архетипом может быть связано широкий круг различных символов. По Юнгу, архетипы являются структурно-формуючими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипні образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологии всей культуры. Архетипы всегда проявляют готовность снова и снова производить одинаковые или похожие мифические идеи. Они имеют тенденцию возникать как основные паттерны - содержательные образы, которые повторяются. Архетипні ситуации включают поиск, который выполняет герой, путешественника в ночном море и битву за освобождение от матери.

Архетипні фигуры - это божественная ребенок, двойник, старший мудрец и предвічна мать. Поскольку каждый архетип связан с символами, он имеет также обобщенный характер. Например, архетип матери содержит в себе не только реальную мать каждого человека, но и все материнские фигуры.

В ядре каждого комплекса архетипні элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала Юнг считал это признаком того, что архетип, который оказывается, создает предрасположенность к поведения определенного типа. Позже, исследуя случаи необычных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны неким образом влиять на наш физический мир. Поскольку Юнг представлял их связующим звеном между материей и психикой, то он назвал их психоїдами.

К. Юнг рассматривал структуру личности как такую, которая состоит из трех компонентов: 1) сознание - ЭГО - Я; 2) индивидуальное бессознательное - «ОНО»; 3) «коллективное бессознательное», состоящий из психических прототипов, или «архетипов».

Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личного бессознательного) - идентично у всех людей и поэтому образует общую основу душевной жизни каждого человека, будучи по своей природе надособистим. Коллективное бессознательное - глубочайший уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предыдущего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, что выражают «дух времени». По мнению Юнга, таким новейшим примером является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. В снах, фантазиях многих людей есть некоторая схожесть с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей могла и не знать, не быть с ними знакомым. Но архетип как такой отличается от переработанных форм - от сказок, мифов и т.д. Он является бессознательным содержанием, которое меняется по мере его осознания и восприятия: он трансформируется под влиянием той индивидуального сознания, на поверхности которой возникает. Образно архетип можно сравнить с «руслом реки», он, как «русло», дает общее направление, но конкретное содержание приобретает формы, что індивідуалізувалися.

Архетип личность наследует, поэтому он является в ней, но одновременно он является и извне. Часть архетипа, усвоенная и направлена снаружи, образует «персону» («маска»), сторону архетипа, обращенный внутрь индивида, - это «тень» («тень имеет врожденный характер: если «сорвать «маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психологическая коррекция эффективна, только если происходит коррекция «тени» и «персоны». Индивидуальное бессознательное человека можно познать через «комплексы» - совокупность психического содержания, заряженных одной эмоцией, одним аффектом». Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность). Корректировать надо комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы бесполезно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, поскольку первопричина - комплекс - продолжает существовать и имеет свою разрушительную силу. Чтобы корректировать «комплекс», необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный «комплекс», переусвідомити его и изменить его эмоциональный знак, изменить направление аффекта, то есть цель - устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе «комплекса».

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности, который обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одной или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели к текущего субъективного состояния». Синхронно связанные события очевидно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно-причинной связи.

На наш взгляд, это история формирования социальной психики нации, прежде всего, ее ментально-психической составляющей. Что представляет собой эта составляющая? Прежде всего рассмотрим три понятия: «менталитет», «этическая архетипність» и «етноменталітет».

Французские ученые Же. Любьє и Г. Бродит в середине 50-х годов XX в. ввели понятие «ментальность», а уже в 1958 г. оно появилось в энциклопедических словарях. Под ним понимали социально-психологические явления, которые отражают духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры.

В англоязычной психологической литературе менталитет определяют как «свойство ума, которая характеризует отдельного индивида или группы индивидов», а также как «обобщение всех характеристик, которые определяют психику» и «способ мышления или характер размышлений».

Современные ученые продолжают изучать сущность и содержание менталитета отдельной нации (этноса), признавая существование их, так сказать, духовно-культурного «ауры», которая существенно влияет на национальное сознание и самосознание, а также характер жизнедеятельности большинства соответствующих етнофорів. Их волнует вопрос влияния побуждений и мотивов поступков и действий предков, событий далекого прошлого на современную жизнь наций и народов.

Исследователь творчества Л. Февра А.Я. Гуревич указывает на важность того, что этот ученый ввел в историческую науку понятие ментальности. По его мнению, изучение ментальности - это изучение такого слоя человеческого сознания, который не прорефлектований, не осознанный полностью, потайной для самих его носителей.

Этнограф А. Пономарев выразил мнение, что в украинстве есть два типа ментальности - земледельческий и казацкий. Причем, по мнению исследователя, первом из них присущ приоритет женщины перед мужчиной, втором - приоритет мужчины перед женщиной. А женщина в украинстве - это символ стабильности и земледельческого труда.

Следовательно, понятие «ментальность» и «архетипність» ученые рассматривают как феномены этнического бессознательного. Кроме того, эти понятия сводят к «душе» нации, с чем мы не можем согласиться, считая, что таким является ее социальная психика. Иначе получается, что реальная современная действительность будто «проходит» вне «душой».

Считаем, что следует говорить о ментальность и архетипність нации не отдельно, а как о ментально-психическую подсистему ее социальной психики. На наш взгляд, ментально-психическое представляет собой такое образование коллективного бессознательного и коллективного подсознательного социальной психики нации, что является сгустком, ядром, сущностью ее внутреннего духа, связанного с тайнами рождения этноса, его взаимодействия с природой и социальным миром, психоенергія которого концентрирует всю другую совокупность психического. То есть будь-каким образом проявляется в поведении, действиях, особенностях мышления, мироощущение, мировосприятие и другого во время жизнедеятельности нации. Такого мнения придерживается часть ученых, в частности М.И. Пирен, отмечая, что «типичные психологические черты етносуб'єктів, зафиксированные в их ментальности, является одновременно и своеобразными «метками» того природной и социальной среды, в котором они сформировались».

У каждого этноса, нации по-разному выражается сущностная природа и внутреннее естество, ибо каждый из них по-разному впитывал в себя жизнь предков, их верования, ожидания, ощущение мгновения и вечность, жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, справедливость и несправедливость, страх и стыд, красоту и уродство, рождения, землебуття и т.д. Поэтому вполне справедливым является такое замечание Г. Лебона: «Не только живые, но и мертвые играют ведущую роль в современной жизни любого народа. Они создатели его морали и безсвідомі двигатели его поведения».

Ментально-психическое воспроизводит интегрированное сочетание неосознаваемых пластов социальной психики нации в индивидуальной психике, которое удерживает коллективный опыт всех предыдущих поколений, особенности и неповторимость филогенетического развития нации в соответствующих природных и социокультурных условиях, ее мироощущение, мировоззрение, миропонимание и мироотношения, а также существенно влияет на национальную чувственность (эмоциональность), интровертность ли экстравертность, рациональность, прагматичность, демократичность, характер, совесть, достоинство и другое, особенности мышления, реагирования, взаимодействия и общение и т.д. Эта подсистема является относительно устойчивым специфическим образованием звена «коллективное бессознательное - коллективное подсознательное», что удерживает черты социально-психологического образа этноса в конкретных географических, исторических и культурных условиях, которые постоянно проектируются на нынешнюю социальную действительность. Такая проекция по своей сути является системой умственных и чувственных образов, которые опосредованно и неосознанно стимулируют и регулируют поведение членов этноса в конкретных социокультурных условиях.

Можно сказать, что через нее оказывается генетически заложен опыт предков. В ней содержится уникальный опыт самоорганизации социального бытия нации (этноса), ее неповторимое видение и толкование мира, а также сжатый, свернутый ландшафтно-климатический пространство развития.

Содержательно ментально-психический компонент воплощается в характерные особенности мироощущения, мировосприятия, мировоззрения, в моральные требования, нормы и ценности, которые преобладают чувства и настроения, традиции и верования, взаимоотношения внутри этноса и с другими этносами и социальными группами, в отношении к государству, других этносов, народов, социальных групп, конфессий, политической системы, политики, труда, государственности, единства и т.д. Он также определяет отношение представителей нации до земли, природы, воды, солнца, любви, брака, родителей, семейной жизни, к представителям своей и других наций, работы, государства, свободы, закона, порядка, Родины, чести, достоинства, дружбы, предательства и другого.

Культурологические феномены, язык, традиции, обычаи, обряды, без сомнения, является специфическим психическим, которое принадлежит к ментально-психической подсистемы социальной психики нации.

Язык - это внутреннее психическое, которое сочетает етнофорів неповторимой психоенергією. В ней сливаются в единое целое усвоенный этносом мир, его восприятие и взаимодействие с ним, світопочуття, духовность, культура, неповторимость видение земной красоты, гармония и любовь к родной земле, стиль мышления и особенности общения, душевная чуткость и милосердие, характер и внутренняя сущность нации.

К ментально-психологической принадлежат также старинные традиции.

Понятно, что традиции имеют глубокий психологический подтекст. Они являются тем психическим, которое, периодически відтворюючись, порождает дополнительную психоенергію, что заново вливается в социальную психику этноса (нации). С позиции полярности она может быть положительной, нейтральным или негативным.

Благодаря особенностям проявления ментально-психического можно говорить об исторической судьбе, путь нации, ее закалку, вистражданість, борьбу, лишения, страдания, а также характер верований, поездов.

Получается, что в ментально-психической подсистеме действуют такие механизмы и компоненты, которые образовались в результате взаимодействия социальной психики (начиная еще с момента зарождения этноса) с географическими, климатическими ландшафтами, материальными и социокультурными условиями, с особенностями мировосприятия и миропонимания, борьбы за национальное выживание, самоутверждения и государственность, с характером трудовой деятельности, внутренних и внешних отношений и т.д. Именно в этих механизмах и компонентах оказываются социально-культурные автоматизмы поведения отдельных етнофорів и социальных групп, входящих в состав нации. Через них етнофорам передается совокупность до конца не осознаваемых установок, понятий, значений, смыслов, ценностей, норм и образцов поведения, верований, отношений и т.д.

Нация (этнос) порождает ментально-психическое на протяжении долгого историко-культурного бытия, и оно вбирает в себя социально-национальный опыт в виде умственных и чувственных образов, которые трансформируются в соответствующую психоенергію.

В разных ситуациях социальной действительности ментально-психическая подсистема имеет разную величину проявления своих рациональной и эмоциональной составляющих.

Ментально-психические установки оказываются в предсказуемой, заранее определенной направленности социальной психики нации на определенный способ реакции и взаимодействия как с членами нации, так и с внешним миром.

Ментально-психическое действует как психоенергія, в котором закодировано соответствующую информацию. Именно эта психоенергія взаимодействует с психоенергією современного разного психического. В итоге мы получаем то, что называем автоматизмом, или неусвідомлюваним поездами поведения.

Именно через социальную психику нация передает каждому индивиду в процессе его социализации систему потребностей, интересов, ценностей, установок, значений, смыслов, взглядов, идей, переживаний, целей, а также форм взаимодействия и общения. В свою очередь, каждый индивид, пропуская все это через свою психику, воспроизводит и трансформирует их, добавляет «элемент» индивидуальности и реализует в процессе деятельности и ее продуктах, поведении и поступках. Итак, прослеживается тесная связь между социальной психикой и психикой индивида, между которыми постоянно происходит психологический обмен и взаимовлияние.

Социальная психика существенно влияет на психологические особенности членов нации, проявлении их индивидуальных психик. В социальной психике нации каждый индивид находит своеобразные смыслы и значения предметов и явлений, а также своего социального бытия. Именно она задает «программу» национальной поведения и реализацию социальных функций, влияет на формирование индивидуальной психики. Точнее, она «запускает» функционирования индивидуальной психики, вкладывая в нее свои паттерны, свои социально-психологические картины реальности.

Литература

1.  Бойко В.В., Ковалев A.T., Парфенов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.

2.  Вари М.Й. Социальная психика нации: Научная монография. - Львов: Сполом, 2002.

3.  Барий М.И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

4.  Винницкий А.Р. Мозг и парапсихология: Монография. - К.: Полиграфкнига, 1996.

5.  Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978.

6.  Грофф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Московского Трансперсонального центра, 1993.

7.  Донченко Е.А. Социэтальная психика. - К.: Наукова думка, 1994.

8. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 1988.

9.  Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

10.  Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

11.  Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993



Назад