Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

11.1. Понятие інтраіндивідуальної подструктуры личности


Інтраіндивідуальна подструктура личности выражает особенности течения и проявления всей совокупности психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания), а также эмоций, чувств, воли и способностей.

Несмотря на то, что у каждого человека физиологический механизм проявления психических процессов примерно одинаковый, все они имеют различный ход.

Как известно, в основе жизнедеятельности каждой личности лежат психические процессы, прежде всего психически-познавательные. У каждого человека есть своеобразные, неповторимые особенности течения этих психических процессов, которые в целом функционируют как единый комплекс. Личность (как и любой индивид) через органы чувств воспринимает отдельные аспекты и свойства предметов и явлений, осмысливает и складывает их в целостные умственные и чувственные образы, выделяет существенные и важные элементы, выясняет причинно-следствия связи, запоминает, а в нужный момент вспоминает, строит представление об новые объекты, явления, процессы и т.д. Но каждая личность чувствует и воспринимает явления и предметы окружающего мира, а также запоминает, мыслит и представляет этот мир своеобразно, индивидуально-особенно, т.е. так, как никто другой.

Познавательная деятельность - это процесс отражения в психике человека предметов и явлений. Отражение реальности в человеческой психике может происходить на уровне чувственного и абстрактного познания.

Для чувственного познания характерно то, что предметы и явления объективного мира непосредственно действуют на органы чувств человека - его зрение, слух, обоняние, тактильные и другие анализаторы - и отражаются в мозгу. К этой формы познания действительности принадлежат познавательные психические процессы ощущения и восприятия. Впечатления, полученные с их помощью, содержат информацию о внешние признаки и свойства объектов, образуя чувственный опыт человека.

Форма познания человеком действительности, которое происходит при участии процессов мышления и воображения, является абстрактным познанием.

Существенной особенностью мышления и воображения есть опосредованный характер отражения ими действительности, обусловленный использованием ранее приобретенных знаний, опыта, соображениями, построением гипотез и т.д.

Важную роль в познавательной деятельности человека играет память, которая своеобразно отражает, фиксирует и воспроизводит то, что отражается в сознании в процессе познания.

Познания предметов и явлений объективной действительности и психической жизни человека осуществляется всеми познавательными процессами в их единстве. Умственное познание мира, каким бы сложным оно ни было, своим основанием имеет чувственное познание. В то же время восприятия, запоминания и воспроизведения и т.д невозможны без участия в этих процессах мышления, переживаний и волевых устремлений. Но каждый из этих процессов имеет свои закономерности и предстает в психической деятельности или как ведущий, или как вспомогательный.



Назад