Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

11.2. Особенности функционирования інтраіндивідуальної подструктуры личности


Познание мира начинается с сенсорных процессов. Этот аспект изучает психология сенсорных процессов (от лат. sensus - ощущение) как начальный момент всех психических процессов. Первичный контакт человека с окружающим миром и собственным организмом происходит посредством ощущений (в классической терминологии) или сенсорных процессов (в современной терминологии), дает ей исходную информацию о свойствах и состояния внешней и внутренней среды. Это непосредственно чувственное отражение отдельных признаков объекта или явления.

В XIII ст. Фома Аквинский впервые выделил в психике и поведении человека когнитивную сферу (познание мира) и аффективную сферу (эмоциональные состояния). В современных учебниках такое разделение остается распространенным. Однако его принято осуществлять уже не только по одному основанию (функциональной, как это заложено в Фомы Аквинского), а по двум критериям: а) по функциям - познавательной для первой сферы (когнитивной) и регулятивной, которая собственно регулирует; к регулятивной функции, кроме всех видов аффективных процессов, также принадлежат волевые процессы, психические состояния и свойства личности; б) по производительности: когнитивные процессы - производительные, потому что на их выходе формируются специфические когнитивные образования (продукты этих процессов) - образы ощущение, восприятие, следы памяти, решения задач, мысли, рефлексивные образы.

А процессы, свойства и состояния, входящие во вторую группу, не вызывают образование специфических продуктов. Общность познавательной функции, которая сочетает в себе всю когнитивную сферу (хотя есть и другие взгляды), представлена и в тріадичних концепциях структуры психики. А именно: в классической триаде «разум, чувства, воля», которая берет начало от Аристотеля (где волю выделен из аффективной сферы в самостоятельную), а также в современной теории системного строения психики, что включает когнитивную подсистему, регулятивную (которая объединяет по функциональному принципу чувства и волю) и коммуникативную.

В современных учебниках психологии и во всем мире изучения когнитивных процессов основывается на учении В. Wundt о иерархическое строение когнитивных процессов. По принципу возрастающей сложности и качественной специфики Вундт выделил основные структурно-функциональные уровни организации когнитивных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. Таким образом, ощущение (сами сенсорные процессы и их продукты) - это исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики.

Однако следует заметить, что с середины XX века сложились также другие подходы к пониманию когнитивной сферы психики, а именно: 1) зачислять ощущение и восприятие к сенсорно-перцептивного уровня, а другие, более сложные процессы (от памяти до сознания) - до когнитивного уровня; или 2) рассматривать все познавательные процессы (от ощущения до сознания) как стадии достаточно общего по своим психологическим содержанием процесса приема и переработки информации (парадигма когнитивной психологии), а весь этот процесс представлен как выходной блок целостного поведенческого акта, куда входит сравнения воспринятой информации с информации из памяти, что охватывает цель субъекта, принятие решения, исполнение.

Специфика сенсорных процессов. На протяжении всей истории психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов - как о самостоятельную проблему, и в пределах проблемы о структуре когнитивной сферы в целом. Разграничение ощущение и восприятие предложил Т. Рейд. В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным - по критериям целостности и предметности образа.

Восприятие - отображение целостного объекта или явления, что включает его предметное значение (например, восприятие месяца, удара колокола, вкус дыни и т.п.), в отличие от ощущение - отображение отдельных сторон (признаков) объекта, не отнесенных к конкретного объекта с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса и т.д.). При этом под ощущением понимают и сам процесс сенсорного экрана, и его продукт - сенсорный образ. Ассоциативная психология XIX в. рассматривала целостный образ восприятия как ассоциации отдельных ощущений признаков объекта друг с другом и его предметным значением.

Во второй половине XX века в зарубежной психологии позицию относительно единства сенсорно-перцептивных процессов последовательно отстаивает Дж. Гибсон. Однако на сегодня сохраняются представления о специфике сенсорных процессов по перцептивных. Их распространил О.М. Леонтьев (1959-1975) в концепции о природе чувственного отражения. В ней классическая двойственность перцептивного образа предстает как единство его чувственной ткани, которую экспериментально исследовали ученики Леонтьева, то есть сенсорной основы образа, что соответствует традиционному понятию «ощущение», и предметном значению. В созерцательно-сенсуалістичній психологии XIX ст. (Е. Titchener и др.) ощущение предлагали вычленить из субъективного опыта методом аналитической самоанализа, что представляла их сознании как нераскладные элементы этого опыта. В то же время в образах ощущений выделяли четыре атрибуты: качество (модальность или субмодальність), интенсивность, пространственная и временная структура, что, в отличие от аналитической самоанализа, не потеряла своего значения.

Отметим, что в отечественных исследованиях наряду с термином «сенсорный» используют также термин «сенсорно-перцептивний», а в зарубежных работах, как правило, употребляют первое понятие (чувственный).

Исследования сенсорных процессов ведутся в рамках трех основных дисциплин - психофизики, психофизиологии и психосемантики с использованием их специфических методов.

Психофизика - это психологическая дисциплина, которая изучает измерения человеческих ощущений, то есть определение количественных соотношений между величинами физических раздражителей и ощущений.

Психофизиологические методы позволяют выявить механизмы сенсорных процессов, связанных с функционированием нервной системы человека. Это регистрация и анализ вегетативных проявлений сенсорных процессов, реакций рецепторов (микрофонного эффекта улитки, электроретинограммы), адаптационных периферических реакций (сужение зрачка на свет и кровеносных сосудов на холод), показателей типологических свойств нервной системы.

Такие характеристики используют для изучения дифференциально-психологических механизмов міжіндивідуальної вариативности сенсорных процессов и их индивидуальной динамики, связанной с изменением уровня психофизиологической активности, в исследованиях субсенсорної чувствительности (до подпороговой стимуляции, которая недостаточна для осознанных ощущений и вызывает ответ только на уровне непроизвольных физиологических реакций), а также в тех случаях, когда произвольная ответ затруднена (у лиц с патологией речи и в маленьких детей). Психофизиологические методы включают также регистрацию и анализ биоэлектрической активности мозга, что позволяет установить объективный порог обнаружения сигнала и наибольшее развитие в исследованиях цветового зрения и механизмов кодирования сенсорной информации в нервной системе. Все-таки психофизиологические механизмы сенсорных процессов - предмет самостоятельной отрасли знания, поэтому их будем рассматривать только в связи с материалами психофизики - основного среди направлений в изучении сенсорных процессов, которые используют психологические методы.

Другой такой направление (который становится все распространенным) - это психосемантика - изучение индивидуальных систем значений и категорий, представлений, эмоционально-эстетических ассоциаций, которые опосредствуют восприятия сенсорных признаков объектов. В этих исследованиях на основе методов семантического дифференциала Осгуда, личностных конструктов Келли, многомерного шкалирования, специализированных интервью подопытных обнаружено, что такое опосредования повышает собственно сенсорную чувствительность человека. Кроме того, построены психологические модели сенсорных пространств помогают понять, как представлены сенсорные признаки в субъективном мире человека.

Первая экспериментальная область психологии. Официальное рождения психологии относят к 1879 г. - открытие первой в мире экспериментальной лаборатории В. Wundt, однако еще в 1860 г. вышла в свет обстоятельный труд Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». В ней было представлено новую науку, которую разработал автор: предельная теория психофизики, ее экспериментальные методы и полученные (во время многих тысяч измерений) фундаментальные результаты по оценке порогов чувствительности. И теория, и методы, и результаты стали классическими. Важнейшее значение труда Фехнера - обоснование принципиальной измеримости субъективных психических феноменов (на материале ощущений) и возможности их изучения экспериментальными методами. Итак, Фехнер заложил природно-научный фундамент психологии - изучение психических процессов по их объективными поведенческими проявлениями, что позволяет описать субъективные феномены. Благодаря этому, психология с чисто описательного раздела философии превратилась в самостоятельную экспериментальную науку. Фехнер разработал методологию количественного исследования психических процессов, значение которой является неизбежным для психологии, и указанную используют методологию и до сих пор (как и его предельные методы). Принципы и методы психологических измерений, развитые в психофізиці (конечно, и после Фехнера), применяют во всех отраслях психологического знания.

 

Литература

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

2.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т.1. - П.: Изд-во Ленингр. у-та, 1974.

3. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

4. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

5.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

6.  Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.

7.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

8.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк. 2004.

9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

13.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

14.  Шостак В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.



Назад