Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

12.4. Общие свойства ощущений


Общие свойства ощущений. Ощущение - это форма отображения адекватных раздражителей. Например, адекватным возбудителем зрительного ощущения есть электромагнитное излучение, которое характеризуют длины волн в диапазоне от 380 до 770 мілімікрон, что трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, который порождает зрительное ощущение. Слуховые ощущения - результат отражения звуковых волн, которые влияют на рецепторы с частотой колебаний от 16 до 20000 Герц. Тактильные ощущения обусловливает действие механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, которые приобретают особое значение для глухих, влечет вибрация предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различным видам ощущений присуща не только специфичность, но и общие для них свойства. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность і пространственная локализация.

Качество - это основная особенность определенного ощущение, что отличает его от других видов ощущений и варьирует в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембром, громкостью; зрительные - за насыщенности, цветовым тоном. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное разнообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой раздражителя, что действует, и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущение его временной характеристикой. Ее также определяет функциональное состояние органа чувств, но главным образом время действия раздражителя и его интенсивность. Во время действия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а через некоторое время, который имеет название латентного (скрытого) периода ощущение. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает через 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Так же, как ощущения не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с его приостановлением. Эта инерция ощущений оказывается в так называемой последействия.

Зрительное ощущение имеет определенную инерцию и исчезает не сразу после того, как перестает действовать то, что вызвало его раздражение. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и негативные последовательные образы. Положительный последовательный образ по яркости и цвету соответствует первичном раздражение. На инерции зрения и сохранении зрительного впечатления с течением определенного промежутка времени в виде положительного последовательного образа был основан принцип кинематографа. Последовательный образ меняется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. Если есть цветные источники света, происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в «Очерке учение о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в отель, в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно-белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсажі, я пристально посмотрел на нее, она стояла в полумраке на определенном расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казался мне прекрасного зеленого цвета морской волны» (Гете И. Избранные произведения по естествознанию).

Появление последовательных образов можно объяснить научно. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие светочувствительных элементов трех видов. В процессе раздражения они устают и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники устают сильнее, чем другие, поэтому, когда на ту же участок сетчатки потом падает белый свет, остальные два приемника сохраняет большую восприимчивость, и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительных, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Явление, которое сравнивается при этом, - это «звон в ушах», то есть неприятное ощущение, которым часто сопровождается действие ошеломляющих звуков. После воздействия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов организм начинает воспринимать их слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается несколько секунд, в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые, половые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, который осуществляется дистантними рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные (тактильные ощущения, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной, чем тактильных.

Общими закономерностями ощущений есть пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, контрастность, синестезия.

Чувствительность. Разные органы чувств, которые дают нам сведения о состоянии внешнего мира, что нас окружает, могут быть более-менее чувствительны к явлениям, которые воспроизводят, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в конкретных условиях становится способным вызвать ощущение. Минимальную силу раздражителя, что влечет за собой едва заметное ощущение, называют нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые підпорогові, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь життєвоактуальні, задерживая все другие, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение является биологически целесообразным. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала реакции на них. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Именно кора больших полушарий стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальны импульсы на підпорогові, лишая тем самым организм ненужных реакций.

Однако підпорогові импульсы не безразличны для организма. Подтверждением этому служат многочисленные факты, полученные в клинике нервных болезней, когда именно слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминирующее костер и способствуют возникновению галлюцинаций и «обмана чувств». Больной может воспринимать підпорогові звуки как сонм навязчивых голосов при одновременном полном безразличии к настоящей человеческой речи; слабый, едва заметный луч света может повлечь галлюциногенные зрительные ощущения различного содержания; едва заметные тактильные ощущения от контакта кожи с одеждой - ряд неприятных кожных ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:

Е=1/Г,

где Е - чувствительность, а Г - пороговая величина раздражителя.

Наши анализаторы имеют разную чувствительность. Порог одной обонятельные клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, нужно по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущение.

Очень высокая чувствительность зрительного и слухового анализаторов. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова (1891-1951), способно видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучевой энергии. Это значит, что мы были бы способны видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время, для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100-10000000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним и верхним порогом ощущение.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называют максимальную силу раздражителя, при которой еще возникает адекватное относительно определенного раздражителя ощущение. Дальнейший рост силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, надгучний звук, ослепительная яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и продолжительности раздражение и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или другого раздражителя, но и различать раздражители за их силой и качеством. Минимальная различие между действиями двух раздражителей, которая предопределяет едва заметную разницу между ощущениями, имеет название порога различения, или порога разницы. Немецкий физиолог Е. Вебер (1795-1878), проверяя способность человека определять тяжелее из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разница в чувствительности является относительной, а не абсолютной. Это означает, что отношение дополнительного раздражителя к основному должна быть постоянной величиной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущение увеличение веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметной разницы нужно добавить около 33,3 грамма. Следовательно, чем больше величина первичного раздражителя, тем больше должна быть и надбавка к ней.

Порог различения характеризует относительная величина, постоянная для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет примерно 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формуле:

S = KlgJ + С,

где S - интенсивность ощущений, J - сила раздражителя, К і С - константы. В соответствии с этим положением, которое имеет название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при росте силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разница чувствительности, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости от величины порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разница чувствительности.

Понятие разницы чувствительности используют не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и относительно других особенностей некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительность к различению форм, размеров и цвета предметов.

Чувствительность к различению силы раздражителей имеет большое значение во многих видах профессиональной деятельности, например, в музыке, в кулинарии, обработке материалов - дерева, металла, пластмассы и т.д.

Ощущение силы раздражителя может повышаться и понижаться. Снижение чувствительности обуславливает адаптацией, то есть приспособлением органа чувств к раздражителя.

Адаптация. Чувствительность анализаторов, которую определяет величина абсолютных порогов, не является постоянной и изменяется под воздействием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают три разновидности этого явления:

• Адаптация как сплошное исчезновение ощущения в процессе длительного действия раздражителя. Мы упоминали об этом явлении, говоря о своеобразное настройка анализаторов на смену раздражению. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к затуханию. Например, легкий груз, который есть на коже, вскоре перестают чувствовать. Привычным фактом является и выразительное исчезновения обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество на протяжении определенного времени держать во рту и наконец ощущение может погаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора в случае действия постоянного и недвижимого раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией недвижимости раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно были созданы условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает через 2-3 секунды после его возникновения, то есть наступает полная адаптация.

Адаптация как притупление чувства под влиянием действия сильного раздражителя. Например, если погрузить руку в холодную воду, интенсивность ощущения, вызванного холодным раздражителем, снижается. Когда мы с полутемную комнату попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала становимся ослеплены и не способны различать вокруг будь-какие детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть.

Понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описаны два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в ее результате снижается чувствительность анализаторов.

• Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, присущий некоторым видам ощущений, можно определить как положительную адаптацию.

В зрительном анализаторе является адаптация к темноты, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях положительная адаптация проявляется тогда, когда заранее охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время было спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не находит негативной адаптации, а наоборот, действует со временем все сильнее. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколов иглы и интенсивного горячего облучения.

Исследования показали, что одни анализаторы проявляют быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствительным нервом при воздействии любого длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный, обонятельный и вкусовой рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десятков минут).

Адаптационное регулировка уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) влияют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация способствует за помощью органов чувств улавливанию слабых раздражителей и оберегает органы чувств от чрезмерного возбуждения в случае чрезвычайно сильных действий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при длительном воздействии на него раздражителя. Известно, что под воздействием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, что размещен в палочках сетчатки глаза. В темноте же, наоборот, зрительный пурпур восстанавливается, что обуславливает повышение чувствительности. Относительно других органов чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах есть определенные вещества, которые химически разлагаются в случае действия раздражителя и восстанавливаются при отсутствии такого действия.

Явление адаптации можно объяснить и процессами, происходящими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним защитным торможением, что снижает чувствительность. Развитие торможение вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

Явление увеличения чувствительности анализатора к раздражителя под действием внимательности, направленности, установки имеет название сенсибилизации. Это явление органов чувств возможно не только в результате применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их усовершенствование очень большие. Можно выделить две сферы, которые определяют повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, которую стихийно предопределяет необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, обусловленная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Потерю зрения или слуха определенной мере компенсирует развитие других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений в глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Сліпоглуха О. Скороходова, держа руку у горла собеседника, может узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. В сліпоглухонімої Элен Келлер так высоко было развито обонятельную чувствительность, что она была способна ассоциировать много друзей и посетителей с запахами, которые шли от них. Ее воспоминания о знакомых так же хорошо связывались с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновения у человека чувствительности к раздражителям, относительно которых не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционное чувствительность к помехам в слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, которые длилось занимаются некоторыми видами деятельности. Известная чрезвычайная острота зрения в шлифовщиков. Они видят просвещения от 0,0005 миллиметра, тогда как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты из окраски тканей различают от 40 до 60 оттенков черного. Для нетренированного глаза они кажутся абсолютно одинаковыми. Опытные сталевары способны достаточно точно за слабыми оттенками цвета расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, с какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись выдвигает особые требования к восприятию форм, пропорций и соотношений цветов при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительный к оценке пропорций. Он различает изменения, которые равны 1/60-1/150 величины предмета. О оттенки цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме - в ней более 20000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно большие также возможности развития слуховой чувствительности. Исполнение на скрипке музыкального произведения требует особого развития звуковысотного слуха, поэтому в скрипачей он более развит, чем у пианистов. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя, свободно различая 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу между 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Несмотря на большое количество таких фактов, проблему тренировки органов чувств изучены еще недостаточно. Что же лежит в основе натренированности органов чувств? Пока что нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была сделана попытка объяснить повышение дотикової чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачинцеві тельца, которые есть в коже пальцев слепых людей. Для сравнения было проведено те же исследования на коже зрячих людей разных профессий. Оказалось, что у слепых была повышена количество тактильных рецепторов. Если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих количество телец в среднем достигала 186, то в сліпонароджених она составляла 270.

Следовательно, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижная, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшего выполнения определенной рецепторної функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них в соответствии с новыми условиями и требованиями практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

Технический прогресс вызвал колоссальное информационное перегрузки основных каналов связи человека с внешней средой - зрительного и слухового. Потребность разгрузить зрительный и слуховой анализаторы неизбежно была связана с активизацией других систем связи, в частности кожных. Миллионы лет развивается вибрационная чувствительность у животных, тогда как для человека является новой сама идея передачи сигналов через кожу. А возможности для этого достаточно большие: ведь площадь человеческого тела, которая способна воспринимать информацию, достаточно велика.

На протяжении определенного периода ученые делали попытки разработки «кожного слуха», основанного на использовании адекватных для вибрационной чувствительности свойств раздражителей, таких, как местоположение раздражителя, его интенсивность, продолжительность, частота вибраций. Использование первых трех из перечисленных качеств раздражителей позволило создать и успешно применить систему кодированных вибрационных сигналов. Исследуемый, который изучал алфавит «вибрационной языка», мог после определенной тренировки воспринимать предложения, которые подаются со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным. Очевидно, возможности использования для передачи информации человеку вибрационной и других видов чувствительности отнюдь не исчерпаны.

Сенсибилизации можно достичь и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, которые занимаются музыкой.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной аналізаторної системы под влиянием другой. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые влияют в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств имеет название взаимодействия ощущений.

В литературе были описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванной взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражение. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда применяют сильный слуховой раздражитель, например громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при різковираженому негативном эмоциональном окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому, слабые световые раздражения усиливают слуховые ощущения, а действие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под воздействием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-нибудь анализатора наблюдают и при підпороговому раздражении других анализаторов. Так, И.П. Лазарев (1878-1942) получил факты снижение зрительной чувствительности под воздействием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Итак, все наши системы анализаторов способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, оказывается в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь заключается в том, что слабые раздражители повышают, а сильные снижают чувствительность анализаторов во время их взаимодействия.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлено центральные отделы анализаторов. За И.П. Павловым, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Во время действия сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, что имеет, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это предопределяет торможения в центральных отделах других анализаторов и снижение чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может повлечь действие другосигнальних раздражителей. Например, было получено факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на сообщение подопытным такой информации, как «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичные тем, которые наблюдались во время настоящего раздражение языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно применением побочных раздражителей, подобранных специальным образом, сенсибілізувати тот или иной рецептор, то есть повышать его чувствительность.

Если старательно, пристально всматриваться, вслушиваться, смаковать, то чувствительность к свойств предметов и явлений становится четче, ярче - предметы и их качеству гораздо лучше различаются.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно хорошо проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне воспринимается более насыщенным. Поэтому военные объекты часто маскируют, чтобы не возникал контраст. Сюда следует отнести явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явления последовательного контраста, или последовательного образа, хорошо проявляются в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом на протяжении 20-40 секунд световое пятно, а потом закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвітлену поверхность, то несколько секунд можно наблюдать достаточно четкую темное пятно.

Синестезия ощущений - это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущений, которые характерны для другого анализатора. В частности, во время действия звуковых раздражителей, таких, как самолеты, ракеты и т.д., у человека возникают их зрительные образы. Или тот, кто видит израненного человека, чувствует определенным образом также и боль.

Деятельность анализаторов проявляется во взаимодействии. Такое взаимодействие не является изолированной. Доказано, что свет повышает слуховую чувствительность, а слабые звуки повышают зрительную чувствительность, холодное омовение председателя повышает чувствительность к красного цвета и др.

Литература

1.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

2.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т.1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

3. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

4. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

5.  Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

6.  Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.

7.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

8.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. -К.: Лыбидь, 2001.

13.  Рубинштейн С.П. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

14.  Шостак ВМ. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.



Назад