Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

13.2. Функции, характеристика образа восприятия и его процессуальность


Функции восприятия. Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Любой акт такого взаимодействия опирается на чувственную представленность ее ближайшего (а иногда и несуществующего) среды, которая включает общее ориентирование, оценку местоположения релевантных объектов, их физических свойств и ситуативной значимости, поведенческого, символического или эстетического содержания. Такая первичная информация служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности, которые выходят за пределы непосредственной данности и обеспечивают регуляцию разнообразной ориентированной, познавательной и практической деятельности (локомоции, поиск решения задачи, акт социальной коммуникации или трудовые операции и т.п.).

В целом в жизнедеятельности человека восприятия выполняет следующие функции:

  • общего ориентирования (в познании, поведении, эстетике);
  • оценивание (оценку месторасположение релевантных объектов, их форм, величины, физических свойств расположение друг относительно друга, ситуативного значение, поведенческого, символического или эстетического содержания);
  • познавательная (отображение новых предметов и явлений, их сущности, связей между ними и т.п.);
  • контроля практической деятельности (во время создания новых объектов);
  • регулятивная (регуляции поведения и деятельности в процессе взаимодействия с предметами и явлениями).

Информация, полученная на основе восприятия, служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности. Она обеспечивает регулирование разносторонней ориентированной, познавательной и практической деятельности. Это касается и поиска решения задачи, и локализаций, и актов социальной коммуникации, и операций труда и т.д.

Психический процесс, в результате которого порождается чувственный образ, структурированный по соответствующим принципам, и который одним из обязательных элементов имеет самого наблюдателя, имеет название восприятия. Відображувальна природа образа восприятия предусматривает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физического мира. Хотя иногда восприятие бывает и «обособленным».

Исходя из того, что чувственный образ является объектом изучения многих наук - философии, эстетики, физиологии, биологии, физики и других, то специфический предмет психологии восприятия заключается в изучении механизмов порождения и функционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмов перцептивного управления и контроля деятельности.

Главные характеристики образа восприятия:

  • непосредственность восприятия;
  • адекватность восприятия;
  • реальность (достоверность) восприятия;
  • пространственность восприятия (направление, удаленность, локализация, протяженность);
  • интенсивность восприятия (яркость, громкость, тяжесть, сила запаха и т.д.);
  • динамика восприятия (изменение, движение, мерцание);
  • чувственный тон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность);
  • структурные отношения (размер, ориентация, форма, контрастность, созвучность, вкусовое сочетание, композиция запаха);
  • последовательность (или амодальність) чувственного образа (конечный образ не роздроблюється на несколько модальных копий того же объекта);
  • константність восприятия (т.е. относительная независимость образа объекта от изменения внешних условий его наблюдения);
  • определенность содержания, который воспринимается (воспринимаются объекты или события, которые имеют свое название и значение (научное, жизненное или функциональное);
  • предметность образа восприятия;
  • модальность восприятия (например, явления - то есть явление воспринимается как некая модель, например поведения, отношений и т.п. Так же восприятие объекта иногда отличается от его физического описания.).

Основные характеристики образа восприятия. Условием существования и действия в мире физических объектов является соответствие субъективного описания объективных качеств и свойств этих объектов. В этом ракурсе говорят о адекватность образов восприятия объектам, которые отображаются.

Непосредственность восприятия добавляет содержания, который воспринимается, ощущение реальности, или вероятности. Мы видим объект именно там, где он расположен, то есть можем быстро приблизиться к нему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильно воспринят размер и форма позволяют заранее подготовить кисть руки к его захвату. Любую ошибку - промах, недооценку, неправильную идентификацию и т.д . - приписывают быстрее исполнителю, чем внешнему источнику. Более того, «наивный реалист», не обремененный гносеологическими вопросами, легко дифференцирует сенсорные артефакты типа «искры из глаз» (фосфенів, которые вызваны механической или электрической стимуляцией органа зрения), «головокружение» (вращение всей сцены, которая воспринимается, вследствие непрерывного раздражение вестибулярной системы), «звона в ушах» и т.п от реальных событий, что и закреплено в их словесном описании. Потеря чувства реальности может возникнуть, например, в случае сенсорной депривации (то есть ситуативного или патологического сокращение притока внешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что приводит к потере правильной ориентации, торможению поведенческой активности и появления галлюцинаций.

Кроме пространственных признаков (направление, удаленность, локализация, длина), которые играют ведущую роль в ориентировании и целенаправленному перемещении наблюдателя в среде, чувственный образ может охватывать и такие характеристики, как интенсивность воздействия (громкость, яркость, вес, сила запаха и т.д.), его динамику (изменение, движение, мерцание, битье), чувственный тон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность) и структурные отношения (размер, ориентация, форма, контрастность, созвучность, вкусовое сочетание, композиция запаха).

Несмотря на наличие нескольких систем, которые воспринимают, (зрительной, слуховой, дотикової, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, інтероцептивної), что дает возможность обиду не дробиться на несколько модальных копий того же объекта. Поэтому говорят о полімодальність, или амодальність, чувственного образа. Различные модальные «украшения» образа могут сказываться на степени детализации или наборе воспринимаемых признаков, но не меняют идентичности воспринимаемого объекта или события. Известно, что тяжелые сенсорные дефекты, такие, как слепота, глухота и даже их комбинация, не искажают воспринятой картины мира.

Важнейшим свойством является восприятие константність, то есть относительная независимость образа объекта от изменения внешних условий его наблюдения (освещенность, удаленность, ракурс, препятствия и т.д.) и от подвижности самого наблюдателя и его сенсорных органов.

Наконец, говоря о чувственное отражение человеком окружающей среды, или сознательного образа мира, следует подчеркнуть первичную определенность воспринятого содержания. Другими словами, воспринимаются объекты или события, которые имеют свое название и значение (научное, жизненное или функциональное). В этом контексте своего существования предметы и явления воспринимаются при значительной изменчивости чувственных данных, которые стоят за ними. Например, говорят о лист бумаги, а не о белое пятно на темном фоне, звук гитары, а не о дежурство тональных ощущений, о вкус меда, а не о нечто съедобное. Процесс порождения указанного образа называют также узнаваемости, или категоризацией.

Обобщенным формулировкой выше перечисленных характеристик чувственного познания является предметность образа восприятия.

Образ восприятия отличается, однако, от физического описания объекта или модели явления, поскольку строится на базе собственных (психофизиологических и психологических) механизмов, имеет собственную метрику и систему отсчета. На непосредственное (то есть без специальных оптических, акустических и других приборов) восприятия накладывают ограничения пределы чувствительности сенсорных систем - глаза работают в определенном диапазоне световых излучений, ухо воспринимает только ограниченную частотную полосу акустических колебаний. В восприятии большее значение имеют относительные, а не абсолютные размеры, удобство и элегантность формы, а не ее математическое описание. Например, расстояние воспринимается в метрике руки (или дотянется или нет), в шагах или времени ходьбы, хотя в раз выработки известной навыки (глазомера) можно использовать и физические эталоны метра или сантиметра. Для указания направления люди используют эзопов систему координат (вправо, влево, вниз, вверх от меня), тогда как физическое описание пространства допускает произвольность выбора системы координат и начала отсчета. Даже дети легко различают лиц мужского и женского пола, типы эмоциональной экспрессии идентифицируют вслух, тогда как современные средства формального описания и вычислительные мощности не позволяют сделать это с достаточной надежностью.

Яркой демонстрацией особой природы чувственных образов есть ошибки восприятия, или иллюзии. Некоторые иллюзии (аффективного или установочного типа) может обнаруживать сам наблюдатель, и они исчезают в случае изменения их условий, другие хранятся даже тогда, когда наблюдателю известно о какой-либо несоответствие между воспринятым им образу и самым рассматриваемым объектом. К первому типу относятся, например, ошибки узнавание слов или лиц, если они частично похожи на ожидаемые, а во второй - так называемые геометрические иллюзии.

Процессуальность восприятия. Сенсорный опыт существенно связан с формами жизнедеятельности человека, которая воспринимает ее предметно-ориентированной активностью.

В генезе перцептивного образа лежит зовнішньорухова, эфферентная деятельность наблюдателя. В этой деятельности структурно оформляются, проверяются и уточняются перцептивные гипотезы.

Развитие восприятия сопровождается автоматизацией специфических ориентирующих компонентов деятельности, что приводит к сокращению времени на узнавание данного класса объектов. Однако, несмотря на кажущуюся симультанність (сиюминутность) восприятия в зрелом возрасте, детальный мікрогенетичний анализ показывает наличие, хотя и в свернутой форме, всех атрибутов перцептивного процесса, включая и его эфферентные компоненты.

Самый интенсивный период развития восприятия, его дифференцирования точности приходится на ранний и детский возраст, но способность к перцептивного развития сохраняется на протяжении всей жизни. На производительность восприятие влияют условия жизнедеятельности и род профессиональных занятий. Необходимость обучение восприятию особенно возросла в связи с появлением множества искусственных, то есть сделанных руками человека, объектов (здания, машины, предметы быта), а также изобразительных (картины, скульптуры, кино, телевидение, компьютерная или голографическая имитация) и символических (буквы, знаки, графики, карты) средств отображения реальности.

Перцептивное обучения, так же как и другое функционирования системы, которая воспринимает, трудно представить без участия специально организованной активности субъекта. Экспериментально показано, что поддержка четкого и легализованного чувственного образа требует постоянных изменений входного сенсорной стимуляции, которые обеспечиваются главным образом за счет мобильности органов чувств и самого субъекта, который воспринимает.

Процесс чувственно-предметной взаимодействия со средой может занимать доминирующее положение в определенные моменты жизнедеятельности, представая как специализированная перцептивная действие. Однако чаще всего он включен в исполнение целостной познавательной или исполнительной деятельности как источник поступления значимой внешней информации и для обеспечения управление двигательными компонентами деятельности и их коррекции.



Назад