Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

14.1. Понятие памяти и ее теории


Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешним или внутренним), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Факты запоминание, сохранение, воспроизведение, пригадуваня, узнавание, забывание и т.д давно были предметом пристального наблюдения и изучения. Пожалуй, среди «психологических» понятий только памяти удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой едва ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий. Память понимали как основную характеристику души, ее способность воспринимать, понимать и ориентироваться. И в мифологии, и на уровне современной бытовой сознания потеря памяти отождествляется с безумием, с потерей личности.

И все-таки память отличается от других психических функций. Закономерно возникает вопрос, где проходит граница между памятью, вниманием и восприятием, мышлением, пониманием, осознанием, подготовкой программы действия, волей и т.п.?

Большинство современных монографий о память начинается с описания феноменологии - фактов, совокупность которых задает объект исследования. По нашему мнению, эти факты можно рассмотреть в двух аспектах, которые задают предмет исследования: во-первых, факты, связанные с работой памяти в процессе обработки текущей информации (в том числе ее дальнейшее использование): во-вторых, факты участия памяти в создании знаний, в процессах понимание и в построении ментальных моделей среды.

Дискретный и континуальный подход. Относительно рассмотрения памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости от того, как понимают процесс переработки. Если предположить, что этот процесс имеет стадіальний характер, то правомерно попытка отыскать «мнемические» продукты, специфичные для каждой стадии, определить границы каждой стадии за этими продуктами. Такое понимание сущности психического процесса - через его сведение к фаз - возникло исторически первым. Основным аргументом в пользу «стадіального» описания являются эмпирические свидетельства о существовании четко разделенных фактов, скажем, запоминания и припоминания. Однако Дж. Миллер доказал, что даже предположение о стадиальность не решает таких вопросов: а) происходит трансформация информации в пределах одной стадии дискретно или континуально; б) как (дискретно ли континуально) передают информацию на следующую стадию. Поэтому сторонники «континуального» трактовка процесса когнитивной переработки предлагают для объяснения тех самых «стадий» модели, в основе которых - идеология нечетких множеств (Д. Массаро).

Благодаря памяти человек может приобретать нужных для деятельности знаний, умений и навыков. Новые сдвиги в ее психике всегда основываются на предыдущих достижениях, достижениях, зафиксированных в памяти.

Закрепление, хранение и последующее воспроизведение человеком ее предыдущего опыта называют памятью.

Для лучшего понимания сущности памяти рассмотрим некоторые ее теории.

Ассоциативный направление психологии. Первые попытки научно объяснить феномен памяти на психологическом уровне совершил ассоциативный направление психологии. Центральным понятием ассоциативной психологии есть понятие связи, соединение - ассоциации.

Ассоциация - обязательный принцип всех психических образований. Суть механизма ассоциации - в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании.

В зависимости от условий, необходимых для их образования, АССОЦИАЦИИ разделяют на три типа:

  • ассоциации по суміжністю;
  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту.

Ассоциация по суміжністю - это отражение в психике человека связей между предметами и явлениями, которые идут друг за другом во времени (суміжність во времени) или находятся рядом в пространстве (суміжність в пространстве).

Ассоциации по суміжністю возникают во время упоминание событий, свидетелем которых был человек, в случае заучивания учебного материала и т.д.

Ассоциация по схожестью имеющаяся тогда, когда в психике отражено связи между предметами, похожими между собой в определенном аспекте (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомой).

Ассоциация по контрастом образуется во время отражения в психике человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой иным признакам (высокий - низкий, быстрый - медленный, веселый - грустный и т.п.).

Особой разновидностью ассоциаций является порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следствия ассоциации, которые отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и различие, но и причинные зависимости между ними.

Причинно-следствия ассоциации являются базовыми по соображениям и логических построений.

Объясняя механизм разных типов ассоциаций, асоціанізм как направление не объяснял того, чем детерминированный этот процесс, что предопределяет его избирательность.

Гештальттеорія. Решительной критики ассоциативная теория потерпела от гештальтпсихологии. Главным понятием новой теории было понятия «гештальт» - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме отдельных ее частей.

Поэтому образование связей основывается на организации материала, что и определяет аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме.

Физиологическая теория. В соответствии с учением Павлова, материальной основой памяти есть пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать новые временные нервные связи, условные рефлексы. Образования, укрепление и угасание временных нервных связей является физиологическим механизмом памяти. Запам'ятоване сохраняется не как образ, а как «следует», как временные нервные связи, образовавшиеся в ответ на воздействие раздражителя.

Физиологическая основа памяти тесно связана с закономерностями высшей нервной деятельности. Учение об образовании временных нервных связей - это теория запоминания на физиологическом уровне.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием, что составляет основу акта запоминания.

Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепление. Подкрепление - это достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, что мотивирует действие, это совпадение новообразованного связи с достижением цели действия, а «если связь совпал с достижением цели, он остался и закрепился» (И.П. Павлов).

Физиологическое понимание подкрепление соотносится с психологическим понятием цели действия. Это - пункт слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти. Запоминание того, «что было», не имело бы смысла, если бы его нельзя было использовать для того, «что будет».

В объяснении механизмов памяти есть еще так называемые физическое и биохимическая теории памяти.

Физическая теория. Согласно физической теорией памяти, прохождение любого волнение через определенную группу клеток (нейронов) оставляет после себя физический следует, что предопределяет механические и электронные изменения в синапсах (место сочетание нервных клеток). В случае зрительного восприятия предмета его будто обследуют глазом по контуру, который сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые якобы моделируют воспринят объект в виде пространственно-временной структуры нервной.

Эту теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс создания и активизации нейронных моделей является базовым относительно процессов запоминания, воспроизводства и сохранения.

Установлено, что аксоны, которые отходят от клеток, соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются к телу своей клетки. В результате такой структуры возникает возможность циркуляции реверберуючих кругов возбуждение различной сложности. Так возникает самозарядження клетки, возбуждение не выходит за пределы определенной системы. Это так называемый нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти.

Биохимическая теория памяти. Биохимическую теорию памяти выражено в гипотезе о двощаблевий характер процесса запоминания. Суть его в том, что на первой ступени, сразу после воздействия раздражителя, в мозгу происходит кратковременное электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке.

Вторая стадия возникает на почве первой - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием протеинов. Первая стадия длится секунды или минуты) и является механизмом кратковременной памяти. Вторую стадию, для которой характерна необратимость химических изменений в клетках, считают механизмом долговременной памяти.

Сторонники химической теории памяти считают, что специфические изменения, которые происходят в нервных клетках под влиянием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов полученных впечатлений.



Назад