Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

14.3. Процессы памяти


Различают следующие основные процессы памяти: запоминания, хранения, воспроизведения и забывание.

ЗАПОМИНАНИЕ - это образование и закрепления временных нервных связей. Что более сложный материал, то более сложные и те временные связи, которые образуют основу запоминания.

Процесс запоминания - активный процесс, во время которого с исходным материалом происходят определенные действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КТП) и завершается в долговременной памяти (ДТП). Рассмотрим эту последовательность действий.

В кратковременную память с сенсорной памяти попадает только тот материал, который заметно путем сопоставления актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, его переводят на звуковую язык и он существует в этой памяти далее, в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования материал подвергается классификации на основе смысловых признаков и поступает в соответствующую часть долговременной памяти. На самом деле этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, что хранятся в долговременной памяти. При этом происходит трансформация не только имеющегося материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлено и закреплено, материал остается в долговременной памяти «для вечного хранения».

Успешность установки смысловых связей зависит от ряда сопутствующих факторов:

  • от объема материала, содержащегося в кратковременной памяти: он не должен значительно превышать 7 и 2 единицы хранения;
  • времени пребывания материала в кратковременной памяти; это время можно неограниченно увеличивать, повторяя материал;
  • от наличия факторов, которые мешают, - побочного материала, что возникает в сознании в пределах 30 секунд до или после получения материала, предназначенного для запоминания;
  • от действия мотивационного фактора в различных его формах: эмоций, интереса, выразительность мотива запоминания;
  • от разнообразия форм представления материала в кратковременной памяти, т.е. от наличия кодов: визуальной, акустической и понятийного;
  • от степени «узнаваемости» материала, его осмысленности, то есть наличия аналогичных по содержанию знаний, которые хранятся в долговременной памяти;
  • от количества смысловых связей, которые устанавливаются в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, то есть его осмысления.

Фиксация следа в памяти. Термин «фиксация следа», как и консолидация следа, является не более чем метафорой. Разработано много моделей, в которых описаны отдельные аспекты процесса долговременного запоминания.

Назовем лишь некоторые факторы, влияющие на этот процесс:

  • значение числа повторений (почти не влияют на результат непосредственного воспроизведения) возрастает по мере увеличения отсрочки воспроизведения;
  • знайомість стимула, его сходство с уже имеющихся концептов (так называемое чувство узнаваемости);
  • количество ментальных повторений, которые зависят от времени сохранения информации в оперативной памяти. Как уже было отмечено, эти повторения происходят автоматически, без контроля сознания;
  • степень организованности материала и глубина переработки в соответствии с текущих и долгосрочных задач;
  • интенции на запоминание и владение стратегиями запоминания.

Следовательно, результативность сохранения информации в ДТП зависит от многих факторов, одни из которых являются характеристиками предыдущих процессов переработки, другие имеют «локализацию» в самой ДТП.

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает невольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность предметов. Все, что эмоционально сильно влияет на нас, мы запоминаем независимо от своего намерения запомнить.

Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все, что интересует, запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании на протяжении более длительного времени, чем неинтересно.

Произвольное запоминание отличается от самопроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используют специальные средства и приемы запоминания.

В зависимости от степени понимания запам'ятовуваного материала произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным (логическим).

Механическим является запоминание без понимания сути. Оно приводит к формального усвоения знаний.

Осмысленное (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе работы с ним, поскольку только работая с материалом, мы запоминаем его.

В зависимости от средств, которые используют в процессе запоминания, последнее можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Материал, который нужно запомнить, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и т.д. В зависимости от материала, который запоминают, различают виды памяти (визуальную, слуховую и т.п.).

Описывая запоминания, используют такие характеристики материала, как его содержательность и нелепость. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависят от содержательности/нелепости материала. Иногда эти характеристики используют для описания процесса и говорят о осмысленное/механическое запоминание.

Объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания, безусловно, влияют на результативность и стратегии запоминания. Это зафиксировано в феноменах, которые получили название «эффект длины», «эффект привычности» и «эффект края». Соответственно выделяют подвиды запоминания: целостное/в розницу, привычное/непривычное, массовое/распределенная. Блок сохранение имеет свои закономерности и детерминанты. Все, что успешно прошло через запоминания, совсем не обязательно успешно сохранится.

Из опыта известно, что некоторые события (вроде «неважные» и незаметные) неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или влияют на другие познавательные процессы. Это называют производительностью сохранения. Кроме того, есть и другая характеристика - продолжительность сохранения.

Условиями успеха произвольного запоминания является действенный характер усвоения знаний, интерес к материалу, его важность, установка на запоминание и т.д.

ХРАНЕНИЕ как процесс памяти заключается в степени сохранения объема и содержания информации на протяжении длительного времени. Для сохранения требуется периодическое повторение.

Сохранение означает наличие информации в долговременной памяти (речь пойдет именно о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородный процесс, он может приобретать самых разнообразных форм. Человек, например, не может вспомнить того, что происходило с ней в раннем детстве, потому что к овладению языком она не могла передать на хранение в символической форме то, что восприняла в образной форме. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать нечто из запланированного ранее, например, нечто купить в магазине. Забывание может быть связано и с физическим черепно-мозговой травмой, а может появиться в результате так называемого вытеснение - самопроизвольного забывание событий, вызывающих боль. В связи с этим под забуванням в психологии понимают все то, что происходит, когда материал, который некогда запомнили и который потом нужно отыскать не удалось извлечь из памяти.

Здесь необходимо напомнить, что процессы памяти тесно взаимосвязаны. В определенной степени забывание является функцией запоминания - что лучше запомнили материал (а это зависит от перечисленных выше факторов), тем меньше его забывают. Однако забывание может иметь и собственные, отдельные причины. В общем, что реже материал привлекают к активной деятельности, то менее доступным он есть. При прочих равных условиях он стареет - теряются знания, распадаются навыки, угасают чувства. Вторым важным фактором является количество установленных и возобновленных смысловых связей между содержанием этого материала и другими материалами, которые хранятся в долговременной памяти. В этом контексте можно сказать, что угодно-какая смысловая перестройка опыта, например, изменение образа жизни, веры, убеждений, мировоззрения, может сопровождаться потерей или недоступностью бывших элементов опыта. Механизмом забывание является интерференция, то есть гнетущее влияние одного материала на другой, как только он появится, а также затухания, то есть угасание следов памяти и несоответствие признаков - когда во время воспроизведения имеющиеся коды не соответствуют тем, с помощью которых вводили информацию в память.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса. Основой для воспроизведения является активизация ранее созданных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Воспроизведение материала, который хранится в долговременной памяти, заключается в переходе его из долговременной памяти в кратковременную, то есть актуализация его в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но также имеет свои особенности и механизмы. Воспроизведение может иметь три формы - узнавание, припоминания и воспоминания.

Простой формой воспроизведения является узнавание. Узнавание - это воспроизведение, что возникает во время повторного восприятие предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

Во время полного узнавание повторно воспринят предмет сразу отождествляют с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного соприкосновения с ним. Полное опознания доступно, если встретили хорошо знакомую человеком или когда идем хорошо известными улицами и т.д.

Для неполного опознания характерна неопределенность, трудности соотнесение объекта, который воспринимаем, с тем, что уже знакомый нам в предыдущем опыте.

Более сложной формой воспроизведения является упоминания. Особенность упоминание в том, что оно происходит без повторного восприятие того, что воспроизводится.

Упоминание может быть произвольным, когда оно вызвано острой потребностью воспроизвести нужную информацию (например, вспомнить правило во время написания слова или предложения, ответить на вопрос), или невольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов. Такое явление называют персеверацією.

Под персеверацією понимают представления, которые имеют навязчивый характер.

Образные персеверации возникают после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда есть сильное эмоциональное воздействие на личность.

К самопроизвольному воспроизведения принадлежит явление реминисценции, или «уведомление» в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция - следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонического задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения растет.

Особой формой произвольного воспроизведения запам'ятованого материала является припоминание. Это - сложный процесс памяти, что представляет собой поиск необходимого материала в долговременной памяти. Поскольку материал в памяти организован определенным образом на основе смысловых признаков, которые составляют это понятие или образ, то его поиск также не слепым блужданием в ячейках памяти, а определенным движением до нужного материала по семантической системе или дереву. Примером поиска нужного материала с помощью такого движения может быть такое задание: «Вспомните, что вы делали 5 мая 1993 года». На первый взгляд задача кажется невыполнимой - разве можно вспомнить события конкретного дня многолетней давности? Эксперименты, однако, свидетельствуют, что, рассуждая, люди могут не только вспомнить события, но и описать некоторые их детали. Следовательно, усилия во время припоминания направленные на организацию поиска информации, что соответствует ее организации в памяти. Для облегчения произвольного воспроизведения материала эффективным является использование элементов «внешней памяти» - использование знаков, заметок («узелков на память»), записей и т.д.

Различают также эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий с эпизодической памяти может быть особенно ярким именно вследствие того, что во время их запоминания в памяти хранится материал, который принадлежит не только в разных модальностей, но и к пережитых того момента эмоций и действий. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, полученных опосредованно. Воспроизведение таких пережитых образов называют воспоминанием.

Потребность в пригадуванні возникает тогда, когда в определенный момент не удается вспомнить то, что необходимо. В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, к различным мнемонических действий.

Одним из разновидностей произвольного воспроизведения является воспоминания - это локализованные в пространстве и времени воспроизведения образов нашего прошлого.

Специфическим элементом этого воспроизведения есть факты жизненного пути человека в контексте исторических условиях определенного периода, к которым она так или иначе была непосредственно причастна. Это предопределяет насыщенность воспоминаний разнообразными эмоциями, которые расширяют и углубляют содержание воспроизведения.

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание - процесс, обратный к запоминанию.

ЗАБЫВАНИЕ проявляется в том, что теряется четкость запам'ятованого, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, становится невозможным опознание.

Блок забывание также можно рассматривать как относительно независимый. Особую проблему составляет спонтанная динамика следа. Известно, например, что некоторые события могут вытесняться», тогда как другие не удается намеренно забыть. Оценивают темпоральные и точнісні характеристики забывания в зависимости от стратегий, которые были использованы на предыдущих этапах обработки, особенно во время запоминания. И, конечно, на забывание влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осознанность и привычность. Динамика забывание зависит также от функционального и эмоционального состояния человека.

Забывание - это угасание временных нервных связей, что на протяжении длительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания в течение длительного времени не используют и не повторяют, они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Следовательно, чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

Консолидация следа и забывания. В соответствии с классическими представлениями, кратковременная память имеет такую стабильную характеристику, как объем или емкость. Если объем текущей информации превышает эту предельную величину, то информация теряется (стирается, затухает).

Вслед памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимают рост силы ассоциаций, а под ослаблением - уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию с асоціанізму.

Согласно Г. Розенцвейгом, следует имеет два свойства: силу и уязвимость. Сила определяет вероятность припоминания и подпадает под интерференцию. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени. Считают, что этими двумя свойствами можно объяснить процесс консолидации следа. Первое свойство отвечает за то, что сила следа становится продолжительнее по времени; вторая - за снижения уровня уязвимости следа. Поэтому следует различать две формы забывание: первая (обратная) - это проявление недоступности следа, что может быть обусловлено неадекватным контекстом или функциональными нарушениями. Вторая форма (необратима) - проявление «хрупкости» следа в результате его «уязвимости». Существует несколько феноменов, которые подтверждают наличие обратной формы забывания. Во-первых, реминисценция - спонтанная актуализация воспоминания. Реминисценция зависит от качества предварительного изучения. Известно, что для ее появления необходимый оптимум обучения. Во-вторых, амнезия, что наступает после электрошока (от нескольких минут до нескольких часов). Некогда считалось, что в таком случае нарушается процесс консолидации. Однако есть все основания полагать, что причиной забывания является не нарушение консолидации, а трудности припоминания. Как доказательство, Ж. -Фр. Ламбер приводит сведения о том, что возбуждающие наркотики могут частично снять амнезию, потому что шок нарушает не сами следы, а доступ к ним.

Причиной, которая ухудшает запоминания, может быть негативная индукция, обусловлена содержанием материала. Если материал сложный, подобный тому, который был на предыдущем занятии, это затрудняет образование новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания.

Негативное влияние ранее запам'ятованого материала на усвоение нового обозначают как проактивную интерференцию (такая, что действует заранее). Негативное влияние дальнейшей деятельности на связи, произведенные в предыдущей деятельности, имеет название ретроактивной интерференции (такой, что действует обратно).

Временной причиной трудностей воспроизведения может быть сильный импульс - желание вспомнить, которое индуцирует торможения.

Забывание - процесс постепенный, базируется на ослаблении и нарушении ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, то скорее угасают и забываются.

Наибольший процент забывание доступный сразу после заучивания материала. Для длительного удержания в памяти информации важно с самого начала обеспечить прочное ее запоминание и закрепления через повторение в первые дни после того, как оно было получено.

Важное условие продуктивного запоминания - осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Мнемоника. В психологии по проблемам памяти есть два сроки, близкие по звучанию, но разные по значению, - «мнемічний» и « файлы».

Мнемічний - то, что имеет отношение к памяти, к искусства запоминания. Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зная законы, которые регулируют процессы памяти, можно этими процессами управлять.

Мнемоника - приемы управления памятью. Наиболее распространенным приемом является уже упоминавшееся использование меток или предметов как признаков для припоминания. Восприняв эти знаки, человек вспоминает смысл того, что с ними связано.

Другим распространенным мнемонічним приемом является группировка материала для его запоминания. С помощью группировок легче запоминать, в частности, телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

Одним из самых известных мнемонических приемов является метод размещения. Его суть в том, что материал, который запоминают, разбивают на части, которые затем помещают в разных местах образа какого-нибудь помещения или хорошо знакомой улице. Направляя потом мнению по привычному маршруту, по улице или помещениями дома, человек просто «подбирает» то, что хранится в разных частях.

Еще один распространенный прием - добавление осмысленного связи материала, между начальными элементами которого осмысленного связи нет. Это касается запоминания не связанных между собой слов или букв, последовательности наименований.

Хорошим приемом для запоминания, например, текстов или последовательности изложения является создание плана или разбиение текста на части с названием каждой из них.

Есть и другие мнемонические приемы, для перечисления и описания которых здесь, увы, нет места.



Назад