Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

14.4. Разновидности памяти


В зависимости от того, что запоминают и воспроизводят, различают по содержанию четыре разновидности памяти: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.

Суть ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ - в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядных связей и отношений между ними.

В зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, тактильной, нюховою и т.д. Физиологической основой образной памяти временные нервные связи першосигнального характера. Однако в ней принимает участие также вторая сигнальная система. Язык является средством осознания человеком ее чувственного опыта.

Образная память - это память на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные образы. В ней хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, которые некогда воспринимала человек. Образы, которые содержатся в памяти, со временем трансформируются: упрощаются, теряют яркость, становятся более обобщенным, на первый план выходят существенные признаки материала, а подробности стираются. Меньше всего изменений испытывают необычные зрительные образы.

В форме образов в памяти хранятся не только доступны сознании образы, полученные с помощью органов чувств, но и неосознанные образы, такие как эталоны или паттерны, которые участвуют в процессах восприятия, например, в распознавании образов.

Во время сохранения в памяти отражены образы претерпевают изменений, представления приобретают новых признаков. Существуют индивидуальные различия в способности произвольно вызывать в сознании образы памяти. Эти различия касаются и подавляющего модальности, в которой человек переживает самые яркие образы, и самой живости и яркости представлений.

В памяти могут храниться не только предметные образы восприятия, но и беспредметные образы, связанные с пережитыми ощущениями. Человек может, например, представить себе просто синий цвет, или звук определенного тона, или ощущение зубной боли, или кислый вкус.

Образная память в основном проявляется у детей и подростков, но является важной для некоторых профессий. У взрослых ведущим видом памяти, как правило, является словесно-логическая.

Исключением среди других есть ейдетичні образы, которые хранятся в памяти без изменений, не теряя яркости и четкости. Человек и через длительное время способна вызвать их в памяти, анализировать мельчайшие детали. Чаще всего такие образы могут храниться в детей, а также у людей творческих профессий: художников, музыкантов.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ память состоит в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые отражают существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства.

В отличие от образной и эмоциональной, двигательной памяти, которая есть и у животных, словесно-логическая память является специфически человеческой памятью на мысли, суждения, закономерности и связи между предметами и явлениями действительности. Этот вид памяти основывается на совместной деятельности первой и второй сигнальных систем.

Словесно-логическая память тесно связана с вещанием и мышлением. Она формируется вместе с ними и достигает своего завершенного вида позже от двигательной, эмоциональной и образной. С помощью словесно-логической памяти можно хранить и воспроизводить вербальную информацию. Возможно и дословное запоминание текстов, и запоминание только их содержания - тогда воспроизведение является реконструкцией текста, переходом от обобщенных характеристик материала к деталям.

Впоследствии следы в словесно-логической памяти несколько трансформируются, угасают, но в целом признак этого вида памяти - точность и зависимость от воли человека.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ оказывается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Она является основой формирования различных умений и навыков, освоения устной и письменной речи, комплексов движений.

В двигательной памяти сохраняются схемы различных движений и их комбинаций, которые образуют двигательные навыки, обеспечивающие автоматизированность действий в типовых или повторяющихся ситуациях. Именно двигательная память дает нам возможность думать о нечто постороннее тогда, когда мы открываем дверь собственной квартиры.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств.

Запоминают не так эмоции, как предметы и явления, которые их вызывают. Память на эмоции и чувства доступная уже в полугодовой ребенка и достигает полного расцвета в три-пять лет. Воспоминания детства чаще всего связаны с глубокими переживаниями. В целом яркие, эмоционально насыщенные события могут храниться в памяти очень долго. Нужно отметить, что запоминается в первую очередь эмоционально окрашенная информация.

Все виды или компоненты памяти тесно связаны друг с другом, поскольку они являются составляющими единого, целостного поведенческого акта. Например, определенные эмоции можно вызвать, делая определенные движения, о чем отмечал еще В. Джемс: эхо скорби можно почувствовать, опустив плечи, сделав скорбное лицо и говоря тихим голосом, тогда как энергичные, резкие движения, которые сопровождаются боевым кличем, способны вызвать уверенность в себе и даже гнев. Интересно, что при этом будут возникать также соответствующие образы. И наоборот, яркие образы и представления, как известно, обусловливают появление не только так называемых ідеомоторних движений, но и соответствующих эмоциональных состояний. Наблюдая за человеком, мы делаем вывод о эмоции, которые она пережила, прежде всего за ее движениями, интонацией и ведущей тематике высказываний, в которых отражены представления и мнения, что поглощают ее. У человека все три компоненты можно вызвать с помощью слова.

За время хранения информации различают мгновенную (сенсорную), кратковременную и долговременную память. Они различаются и по способу отображения получаемой извне информации, и по времени сохранения, а также за теми функциями, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти является не только формами, но и этапами обработки информации в процессе ее хранения.

Следовательно, память человека состоит из трех блоков, которые работают с целью сохранения информации как единое целое. Схема связи между ними имеет примерно такой вид.

Внешнее воздействие нарушает чувствительные клетки, вследствие чего в этом «сенсорном регистре» остается след от такого воздействия в виде образа соответствующей модальности. Образ, который возник в сенсорном регистре, ориентируется и через очень короткое время переходит к следующему блоку сохранения. Здесь он после определенных трансформаций ненадолго остается, а потом или исчезает (забывается), или (если его повторили в течение времени его пребывания в кратковременной памяти) попадает на сохранение далее - в долговременную память, где способен сохраняться долго. Долговременная память, со своей стороны, является хранилищем, с которого поступает информация и для недостач сенсорного регистра, и для недостач кратковременной памяти.

Теперь кратко рассмотрим специфику и функции каждого из этих блоков. Мгновенная, или сенсорная память - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего ее изучены относительно зрения и слуха. Образ, который возник в результате возбуждения рецепторов неким единичным влиянием, не исчезает сразу, а существует в той самой форме, в которой возник, постепенно угасая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображения и далее будто стоит перед глазами, а звук звучит в ушах, несмотря на то, что стимул уже исчез.

Такое существование образа после воздействия имеет важное функциональное значение. Во-первых, это время необходимо системе для того, чтобы познать образ. В жизни организма эти доли секунды могут иметь очень важное значение. Если бы образ исчезал вместе с исчезновением предмета, его опознание было бы затруднено или невозможно в связи с ограниченностью скоростных характеристик физиологических систем. Во-вторых, определенная инертность сенсорного образа предопределяет то, что система восприятия неизбежно объединяет дискретные, то есть отдельные, единичные сенсорные образы в образ восприятие, непрерывный в пространстве и во времени. Это проявляется в том, что во время наших перемещений или перемещений объекта его образ меняется не скачками (в связи с стрибкоподібними переходами изображения на сетчатке из одной группы рецепторов на другую), а плавно, градуйовано. То же происходит и в слуховом анализаторе - мы воспринимаем не ряд отдельных звуков, а плавные переходы мелодии. Между зрительной и слуховой сенсорной памятью есть и отличия: в зрительной системе следующие воздействия «стирают» предыдущие образы так, что они не накладываются друг на друга. В слуховій сенсорной памяти следующие образы не «стирают» предыдущие, поэтому они могут существовать некоторое время вместе. Это имеет очень важное значение для понимания языковых сообщений: если бы каждый следующий звук услышанной фразы стирал предыдущий, мы не могли бы услышать всей фразы целиком. То же касается прослушивания музыки, которую благодаря этому воспринимаем как определенное завершенное целое.

В МГНОВЕННОЙ ПАМЯТИ информация сохраняется очень короткое время (от 0,3 до 2 секунд) и фиксирует отражения действительности на уровне рецепторов.

С помощью этого вида памяти человек на очень короткое время фиксирует картину внешнего мира. Объем ее намного превышает объем кратковременной памяти, но информация, которая содержится в ней, очень быстро разрушается. Мгновенная память, в зависимости от модальности анализатора, имеет различные подвиды, значительную роль среди которых играют зрительная (иконический) и слуховая (ехоїчна) память.

Мгновенная память обеспечивает сохранение образа, который воспринимаем во время мигания и движений глазами и под влиянием других факторов. Иначе говоря, мгновенная память обеспечивает слитно, а не разорванное восприятия мира, а также предметность восприятия.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ является хранилищем, в котором происходит «работа» не только с той информацией, поступившей от сенсорных органов, но и с той, которую извлекают из долговременной памяти.

Кратковременная память - это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами.

Известный американский психолог Г. Клацки предложил наглядную модель кратковременной памяти в виде станка столяра. На станок попадают только те предметы, которые определенное время необходимые для текущей работы: детали будущего изделия, инструменты, клей и т.д. Как аналог долговременной памяти - полки вдоль стены, на которых материалы аккуратно разложено по назначению, наименованием и т.д. Столяр берет с полки и кладет на станок то, что ему нужно на этом этапе, оставляя достаточно места для работы. Когда на станке накапливается слишком много предметов, столяр может для удобства разложить их на кучки, что даст возможность поместить на станке больше различных материалов. Если количество предметов на станке становится слишком большим, они могут с него упасть или же столяр ставит их обратно на полку.

Такая аналогия описывает суть функционального назначения кратковременной памяти как хранилища, где образы и понятия появляются, их обрабатывают, сортируют и они некоторое время сохраняются. Следовательно, это - рабочая память, где над входными элементами на протяжении некоего короткого времени осуществляют различные операции - структурирование, опосредование или повторения.

Время сохранения материала в кратковременной памяти - около 30 секунд. В случае повторения материала в пределах этого времени он может храниться в ней гораздо дольше.

Объем кратковременной памяти составляет 7±2 единицы хранения. Под единицами здесь понимают не только отдельные буквы, цифры или звуки, но и их группы. Следовательно, чтобы запомнить большее количество элементов, их можно объединить в группы, однако все-таки с увеличением количества элементов, входящих в группу, число групп, которые хранятся в кратковременной памяти, уменьшается. Ограниченность объема кратковременной памяти имеет разнообразные психологические последствия. Не исключено, что магический характер числа «семь», что зафиксировано в пословицах (например, «Семь раз отмерь...»), текстах и верованиях, обусловлен именно объемом кратковременной памяти. Ее объем, безусловно, влияет на организацию языка. Выяснено, что количество единиц в фразе для ее правильного осмысления не должен превышать семи. Подсчитано также, что частота слов с количеством складов в пределах четырех составляет 90-99% в разных языках. Поэтому лучше запоминаются и больший эффект имеют четкие короткие фразы, состоящие из коротких слов.

Структурирование входной информации не сводится только к группировке, это сложный процесс ее преобразования, в котором принимают участие образные, языковые и смысловые компоненты. В кратковременной памяти происходит перекодировка формы входной информации с образной на языковую. Под кодом понимают форму представления информации. Доминирующим кодом кратковременной памяти есть слуховой. Это означает, что зрительные образы человека в кратковременной памяти перекодируются в звуки речи и в такой форме кратковременная память ими оперирует. Например, для запоминания зрительно воспринимаемого номера телефона мы его обычно обсуждаем. Слуховой языковой код, однако, не является единственным в кратковременной памяти, поэтому для лучшего запоминания необходимо пользоваться всеми тремя способами: зрительными образами, проговорюванням и осмыслением материала. Проговаривание и осмысления материала и его опосередкуванням.

Кратковременная память сохраняет информацию, которая поступает к нему с мгновенной и долговременной памяти. Эта память не имеет разновидностей за модальностью и сохраняет то, на что направлено внимание человека. Объем кратковременной памяти ограничен.

Однако она обеспечивает константність образа, что воспринимается, и обслуживает понимания, мышления. Кратковременная память позволяет управлять продолжительностью сохранения следов посредством повторения.

Особым видом кратковременной памяти есть ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой для использования в текущей деятельности.

Например, содержание в мнении координат военного объекта во время нанесения его на карту, передачи сигналов и информации от одного объекта к другому; вызов оператором междугородной связи абонента для переговоров и т.д. Оперативная память задействована в детской игре в «испорченный телефон».

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ограничена по объему и длительности хранения информации возрасте человеческой жизни. Это основное хранилище опыта человека.

В него поступает материал из кратковременной памяти, но он не находится там в неизменном виде. Этот материал непрерывно превращается: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы.

Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания, которые придают смысл нашему непосредственному существованию (Г. Соло). В долговременной памяти хранятся:

  • • пространственная модель мира, представлена здесь в виде определенных структур, которые соответствуют образам нашего дома, города, страны и всей планеты;
  • • знания о законах, строение мира и свойства объектов;
  • • наши представления о людях, самих себя, социальные нормы и жизненные ценности;
  • • моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умение решать задачи в различных областях деятельности;
  • • навыки понимания речи или интерпретации достижений в области живописи, музыки и т. п.;
  • • планы и программы будущей деятельности.

Информация в долговременной памяти определенным образом организована. Существует существенное различие в организации личной информации и отвлеченного характера. В связи с этим было предложено даже говорить о двух видах долговременной памяти - эпизодический и семантический.

В эпизодической памяти хранятся закодированы события, привязанные к определенному времени, информация о том, как выглядели те или иные вещи, когда мы их видели. В этой памяти содержится разнообразная автобиографическая информация, например: «Летом 1983 года мы с приятелем ездили на рыбалку». Эпизодическая долговременная хранит сведения, которые зависят от контекста: «Моя жена надевает золотые серьги, когда к нам приезжает теща». Остальные информации позаособистого характера хранится в семантической памяти - это, во-первых, факты и знания, не связанные с личными переживаниями в определенном месте и времени, и, во-вторых, все, что нам нужно, чтобы пользоваться языком.

Материал, который хранится в этих двух видах долговременной памяти, различается не только по своей спецификой, но и за склонностью к забыванию. Эпизодическая память находится в состоянии непрерывного изменения, поскольку меняется личный опыт, поэтому информация в ней легко может стать недоступной, однако она не исчезает совсем, о чем свидетельствуют эксперименты Пенфілда, в которых во время электрического раздражения ассоциативных зон коры в памяти пациентов возникали давно забытые картины.

Информация в долговременной памяти хранится в различных кодах - визуальном, акустическом и семантическом. Доминирующим кодом является семантический, то есть основан на смысловом сортировке материала. Вполне вероятно, много зрительных образных представлений является результатом перекодирование из семантического кода в визуальный. Поскольку в символическом, семантическом коде информация хранится в обобщенной форме, образы представлений имеют такой обобщенный характер даже тогда, когда мы вспоминаем о конкретных событиях.

Время сохранения информации в долговременной памяти ограничен человеческой жизнью.

За целью деятельности, к которой привлечено запоминания, различают непроизвольную и произвольную память.

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ є продуктом деятельности, направленной непосредственно на запоминание этого материала. Содержание и воспроизведения материала происходит без цели его удержать или воспроизвести.

Этот вид памяти возникает в раннем детстве и обслуживает процесс приобретения ребенком определенных навыков. Непроизвольная память является основой для возникновения произвольной, что начинает развиваться гораздо позже, и совершенствуется во взаимодействии с ней.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМ'ЯЯТЬ є продуктом особого мнемической деятельности, направленной на запоминание.

Эта деятельность имеет мнемічну цель, совокупность мнемических действий, часто сопровождается волевыми усилиями.

Имплицитная и ясный память. Впервые эффект імпліцитного обучения зафиксировал Е. Ребер в 1967 г. Он предложил подопытным автоматизм, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «грамматикой», подопытные имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует. Имплицитная память - это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. Осознаваемая память называется експліцитною. Феномены імпліцитної памяти было обнаружено не только во время моторного обучения, но и в широком классе задач, которые используют в парадигме отображения.

У1984 г. П. Граф и Д. Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к імпліцитного обучения, но имели серьезные нарушения в експліцитній памяти.

Действие імпліцитної памяти оказывается в спонтанном зачислении примера к прототипа, в классификации объектов в соответствии с имплицитно усвоенной основы и т.д. Следует імпліцитної памяти имеет большую силу по сравнению со следом ясного памяти, но одновременно он более уязвим. В случае изменения семантического контекста производительность действия імпліцитної памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа было обнаружено новый феномен, а именно - модальной специфичности імпліцитної памяти. Выяснилось, что имплицитная память чувствительная к изменению модальности, особенно во время перехода от визуальной к слуховой, тогда как на производительность ясного памяти изменение модальности не влияет.

Чувствительность імпліцитної памяти до модальности есть в основе чувства узнаваемости, которое описал Л. Якоби. В К. Келли (в соавторстве) доказано, что оценка стимулов как «знакомых» или «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве узнаваемости, которое может быть неусвідомлюваним.

Эпизодическая и семантическая память. В 1962 p. E. Тульвінг разделил ДТП на эпизодическую и семантическую. Первая имеет темпоральные оценки, принадлежит к специфическим эпизодов, мест и событий, другая построена по типу тезауруса.

Автобиографическая память. В 1976 г. Д. Робинсон ввел понятие автобиографической памяти. Автобиографическая память являются сложными ментальными репрезентациями сцен, категорий и т.п., которые имеют личную причастность к индивида. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти. X. Нигро и П. Райссер обнаружили, что человек может вспоминать события о собственные переживания, принимая позицию стороннего наблюдателя (observer memories) или помещая себя внутрь сцены (field memories). Содержание припоминания подано с разной точки зрения: в первой ситуации подопытный «летает» над сценой, во второй - находится на ней.

Метапам'ять. Метапам'яттю называют память о свою память. Понятие метапам'яті ввел В. Шнейдер как знания о процессах, которые относятся к памяти.



Назад