Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

14.5. Память и организация знаний


Уровне переработки. В 1972 г. Ф. Крейк и Г. Локхарт предложили новый подход к пониманию сущности процесса обработки информации: они выделили уровне обработки. Каждый стимул можно переделать на разных уровнях: от сенсорно-перцептивного к более глубокого - абстрактного. Выяснилось, что некоторые виды памяти можно согласовать с уровнями обработки. На каждом из уровней можно использовать тот или иной код (визуальный, слуховой), однако специфика переработки информации определяется не только кодом информации, который поступает, но и сообщением кода с уровнем переработки.

Некоторые коды имеют преимущество во время переработки информации на том же уровне.

Уровне переработки информации:

  • сенсорный уровень (СР);
  • вербальный (лексический) и образный уровень (ВОР);
  • концептуальный (семантический) уровень (КСР) (рис. 14.1). 

 14.1

Рис. 14.1. Уровне переработки информации.

Модули переработки. От 1970-х гг. в когнитивной психологии разрабатывают представление о модули переработки информации. Модуль - это специализированная подсистема памяти, относительно замкнутая и гомогенная, для которой характерны продолжительность переработки и доминирующий код.

Итак, модуль переработки информации - это относительно самостоятельная, структурная и иерархическая подсистема памяти со своим доминирующим кодом и продолжительностью переработки информации на заданном уровне.

Код информации (которая поступает извне):

  • визуальный (образный, знаковый, символический, лексический и т.п.);
  • слуховой (акустический).

Человек, получая информацию, осуществляет ее внутреннее кодирования.

Виды кодирования информации:

  • сенсорное;
  • образное і вербальное;
  • семантическое.

Модули переработки информации имеют разную устойчивую структуру, которую называют модулями (модусами) репрезентации. Итак, модули репрезентации - это различные устойчивые структуры представления в памяти продуктов переработки информации.

Модули имеют иерархическую соподчинения и необычные критические факторы, необходимые для успешного функционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки.

На рис. 14.2 в сокращенном виде представлены модули, расположенные на трех уровнях, которые отвечают:

  • сенсорном кодировке;
  • образном и вербальном;
  • концептуальном, семантическом.

 14.2

Рис. 14.2. Модульная представление уровней переработки памяти человека (сокращенный вариант).

 

Рассмотрим, что происходит на указанных уровнях (рис. 14.3).

Сенсорный уровень. Иконический память и визуальный код: объем и длительность сохранения. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более-менее фотографический следует», затем информация в результате сканирования переходит в КТП. Так называемый «фотографический следует» сохраняется от миллисекунд до нескольких секунд, его объем - 9-12 единиц.

Ехоїчна память и акустический код: объем и длительность сохранения. В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная іконічної. В. Найссер ввел в 1967 г. понятие «ехоїчна память». Как и іконічну память, ехоїчну можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра (некоторые авторы, например, А. Беддели и Д. Массаро, употребляют термин «перцептивная слуховая память»).

14.3

Рис. 14.3. Функционирование уровней переработки информации

Акустический код имеет преимущество по сравнению с визуальным в случае незначительных отсрочек воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество получает информация, которая имеет визуальный вход.

Было выяснено, что продолжительность сохранения информации в ехоїчній памяти колеблется от 250 мс до 4 с, а объем равен примерно 5 ед.

Лексический и образный уровне. Лексический код. Иконический и акустическая информации объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Дж. Мортон высказал предположение, что работу этого модуля обслуживает система логогенів - структур, которые специализируются на переработке слов. В этом коде (или лексической памяти) происходит интеграция фонологические и орфографических характеристик слова, в частности моторных компонентов артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью этого модуля не зависят от сенсорного формата входа. Если на предыдущих этапах переработки информации происходили в основном по акустическим типом, то во время переработки на уровне лексического модуля происходит перепутывание слов (или их частей), которые имеют близкое звучание и написание. Последнее утверждение верно только относительно многосложных слов.

 14.4

Рис. 14.4. Функционирование уровней переработки информации.

Следовательно, если слова «сконструированы» примерно с тех самых фонем, они все равно отображаются независимо от того, соответствуют ли фонологическое и визуальный коды слова друг другу. Автор делает вывод, что на уровне «фонологической хранилища» осуществляется «переработка не целых слов, а только отдельных фонем». Однако Д. Массаро доказал, что влияние фонологической контекста на восприятие фонем происходит не на уровне чувствительности (предусматривающие модели системы), а на высшем уровне (бета-критерия принятия решения).

Образный код. Особую часть составляют советы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти.

Несмотря на огромное количество экспериментов, осуществленных в этой области, до сих пор не существует приемлемого способа их обоснования в пределах одной теоретической модели. Прежде всего результаты многих работ нельзя точно приспособить к одному из перечисленных выше уровней или модулей: до сенсорного регистра, оперативной памяти, КТП или ДТП.

Большинство авторов (несмотря на разногласия теоретических и объяснительных схем) соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы сохранения: первая связана с ДТП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и ее можно отнести к оперативной памяти. Однако остается открытым вопрос о существовании специализированного образного модуля, ответственного за переработку сугубо образной информации.

Однако существуют также прямые экспериментальные свидетельства о функционировании образного кода. А. Беддели называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимые механизмы в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.

Память на паттерны. Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, которые получили название «ГДЕ?» и «ЧТО?». В исследованиях Б.М. Величковский с мікрогенезу восприятие было доказано, что выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, на которых специализируется внутренняя структура сцены и отдельных объектов.

С. Косслін и коллеги предложили модель, в которой предсказывали существование двух систем репрезентации знаний: первая - модальная (названа визуальным буфером) и вторая - амодальна («ассоциативная память, где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через визуальный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна», осуществляется независимая переработка информации о свойство объекта (ЧТО?) и его локализацию (ГДЕ?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где ее сверяют с имеющимися образцами. Если результат не позволяет идентифицировать объект, то с помощью «окна внимания» происходит поиск в блоке визуального буфера.

Визуальная память на буквы. В своих экспериментах М. Познер и С. Килю сравнивали, на основании чего оценивают тождество букв: их визуальное или семантическое сходство. Испытуемым показывали букву, а затем (через различные промежутки времени) - вторую (для установления тождества). Как стимул использовали пары, которые состоят из различных/одинаковых букв и таких, которые имеют разное/одинаковое изображение (АА или аа, Аа или ав, АВ, Ав). Было выяснено, что в случае величины отсрочку до 1,5 с на скорость ответа влияет одинаковое изображение букв.

Память на слова, представлены визуально. Беддели предположил, что в визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенів (которые работают главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (складов, буквосочетаний) и оказывается в переплутуванні слов и псевдослів, которые имеют те же фрагменты. Она является основой быстрого чтения.

В работе Б.М. Величковского и соавторов проанализированы «эффект преимущества слова»: более эффективной является идентификация букв в контексте слова по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и набора букв. Авторы обнаружили, что в основе этого эффекта - 2 компоненты: орфографическая упорядоченность (свойственна словам родного языка) и знайомість (лексическая) слова. В случае искажения шрифта выборочно ухудшается работа только второго компонента.

С образным кодом связана моторная и пространственная память.

Моторная память входит как компонент:

а) собственно двигательных актов (в том числе все виды навыков и автоматизмов);

б) всех видов поведенческих реакций.

В ДТП существуют моторные (двигательные) энграммы, что есть формулами движения. Эти энграммы извлекают из ДТП, когда возникает необходимость реализовать соответствующую программу движения.

Двигательная действие всегда создается заново, но в нее входят:

  • консервативные компоненты (зафиксированы в мнемических схемах);
  • динамические компоненты (которые определяются имеющейся ситуацией).

Антиципацію в психологии понимают как:

  • способность представить себе возможный результат действия до ее выполнения, а также представить себе способ ее разрешения перед тем, как ее реально будет решена (опять интуиция); средство обратной связи во время построения действия;
  • способность организма подготовиться к реакции на определенное событие до ее появления; это опережающее отражение, которое выражается в соответствующей позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия.

Выбор той или иной моторной программы действия зависит от антиципации движения.

Моторные компоненты памяти в процессе построения движений. Для выполнения любого действия необходимо предварительное программирование последовательности и темпорального упорядоченности отдельных его компонентов. М.О. Бернштейн во время анализа построения программы действия указывал на необходимость существования в долгосрочной памяти моторных или двигательных енграм, которые являются формуле движения. Эти энграммы вытягивают из памяти в том случае, когда возникает необходимость реализовать соответствующую программу. В цикле экспериментов, направленных на анализ организации движения, автор доказал, что ни одно действие не повторяется, а всегда заново создается. В нем всегда есть консервативные компоненты (зафиксированы в мнемических схемах) и динамические компоненты, которые определяются имеющейся ситуацией.

Поэтому выбор той или иной моторной программы зависит от антиципации результата движения.

С помощью микроструктурного анализа действия Н.Д. Гордеева обнаружила структуру моторного образа движения, состоящие из волны, направленной на выполнение моторного задачи, и квантов действия, которые обеспечивают реализацию волны на операционном уровне.

Пространственная память. Ориентация в пространстве, узнавание мест и умение расположить объекты в пространстве, сохраняя соотношение их расположение - все это компетенция пространственной памяти (рис. 14.5). Однако и сами объекты занимают определенное место в пространстве, поэтому пространственные компоненты входят в процесс идентификации и желание самих объектов.

Считают, что пространственная память содержит два компонента:

  • знания о соотносимый порядок между объектами;
  • знания об их абсолютное расположение.

Наиболее четко взаимозависимость абсолютных и співвідносних компонентов пространственной памяти оказывается в ситуациях пространственной ориентации.

В 1935 г. М.Ф. Шем'якін описал два вида пространственных репрезентаций: карты-пути (в которых хранятся топологические свойства пространства) и карты обзора (в которых хранятся метрические свойства). Автор доказал, что в процессе онтогенеза сначала осваивают карты-пути, а затем - карты обзора. В многочисленных экспериментах было продемонстрировано, что по мере приобретения опыта происходит постепенный переход от карты-пути к карты обзора.

До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, в какой форме сохраняется пространственная информация. Например, С. Косслін на основании проведенных экспериментов высказал предположение, что во время запоминания пространственной информации формируется образ, в котором хранятся метрические свойства (евклідові расстоянии) реального пространства.

Концептуальный уровень. Семантический код. Итак, мы рассмотрели два уровня переработки информации и соответствующие им модули памяти. Более глубокий уровень - концептуальный - «обслуживается» преимущественно семантическим кодом (поэтому его еще называют семантическим уровнем). Считают, что именно семантический код есть в основе ДТП и организует структуру знаний, однако он участвует также в работе всех вышеперечисленных модулей.

Семантические признаки принимают участие в группировке материала в более крупные единицы, что облегчает и сенсорную, и лексически-образную переработку.

Семантическая память. В 1969 г. А. Коллинз и М. Квіліан предложили модель семантической памяти, которая представляет собой систему, узлы которой являются концептами. В каждом узле сохраняются признаки, которые характеризуют этот класс, а связи между узлами объединены по типам «включения» и «часть-целое». Высказывали предположение, что механизмом работы семантической памяти является активация, которая распространяется по сети. Авторы ввели понятие дистанции: что ближе друг от друга понятия, то теснее связаны узлы. Дистанция определяет уровень активации других узлов, по мере удаления от узла активация снижается и происходит угасание силы влияния этого концепта.

14.5

Рис. 14.5. Механизм пространственной памяти.

 

От модулей переработки до модулей репрезентации. Понятие репрезентации. Два вида репрезентаций. Сетевая модель памяти не дает возможности ответить на вопрос, почему некоторые знания актуализируются быстро и без труда, а другие требуют для своей актуализации усилий, что не всегда приводят к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана идея, что моделирование работы памяти в виде статических и неизменных модулей недостаточно, потому что переработка, хранение и воспроизведение информации происходят в соответствии с задачами, которые поставлены перед индивидом.

Ж. -Фр. Ришар ввел понятие репрезентации, за помощью которого удалось зафиксировать одновременно структурную стабильность и динамичность знаний (рис. 14.6).

14.6  

Рис. 14.6. Память и представление знаний (от модулей переработки до модулей репрезентаций).

Ж. -Фр. Ришар различал репрезентации-типа (рис. 14.7) и временные репрезентации (рис. 14.8). Первые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозиціональну структуру. Вторые - основа форм, в которых оказываются знания по определенной ситуации. Ж. -Фр. Ришар различает собственно знания и текущие репрезентации. Последние являются частью длительной памяти и отвечают за отображение ситуации, связанной с определенной деятельностью.

14.7  

Рис. 14.7. Репрезентации-типы

  14.8

Рис. 14.8. Временные репрезентации

Структура постоянных репрезентаций в ДТП. Одни авторы полагают, что существует единый формат для сохранения всех знаний. Разработаны различные модели, которые дают представление о том, как соотносятся между собой различные компоненты знания (концепты, категории, признаки). Наиболее часто можно выделить два класса моделей:

  • модели сети, разрабатываемые в основном в коннекціонізмі;
  • таксономические модели.

Сторонники коннекціоністського подхода отталкиваются от того, что элемент сети является гомогенной единицей, а адекватным описанием структуры знания есть сеть, в которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, отличаются лишь количеством и спецификой связей с другими компонентами. Эти связи позволяют построить пропозиціональні сети с заданными заранее операциям (часть чего является предикатом и т.п.). С помощью коннекціоністських моделей удается показать, что вклад отдельных компонентов в определении категории не является стабильным. Он меняется в зависимости от того, какие еще компоненты используют.

 14.9

Рис. 14.9. Временные репрезентации

К классу таксономических моделей входит много теорий, для которых характерно прежде всего понимание того, что является признаком и какие правила организации признаков в таксономии (включение в класса, часть-целое и т.п.). Например, Есть. Шобен и Л. Рипс выделили дефінітивні и характеристические признаки.

Можно выделить класс теорий, в которых допускают существование двух форм репрезентации, принципиально отличных друг от друга. Наибольшее распространение получила классификация пропозиціональної и аналоговой форм.

Классической является модель А. Пайвіо - модель двойного кодирования. Считают, что вербальные и невербальные символические системы функционируют в разное способ. Выделены две системы: система вербальной и образного представления. Единицами вербальной репрезентации являются логогени (Дж. Мортон) - «похожие на слова сущности, содержащих визуальные и фонематичні признаки» (Кларк). Невербальная система работает с помощью імагенів, которые «кодируют модально-специфическую информацию о невербальный, перцептивний и сенсорно-моторный опыты» (Кларк). В невербальному системе объекты хранятся как интегративные, континуальные, холистические репрезентанты, которые «невозможно легко разделить на отдельные элементы». Согласно теории двойного кодирования, логогени и імагени работают на 3-х уровнях.

На первом (самом низком) уровне - процессах репрезентации - логогени и імагени активируются соответствующими объектами или словами. Они руководствуются физическими характеристиками слов и объектов.

Психологическим коррелятом этих процессов является знайомість. На втором уровне - референции - логогени и імагени взаимно активируют друг друга. Этому уровню соответствует «назвать слово» или «назвать картинку». И наконец, на третьем - ассоциативном уровне - происходит активация одних логогенів с помощью других и одних імагенів - с помощью других. Это - система репрезентации абстрактных слов и сложных пространственных образов. На этом уровне кодирования нет прямого перехода между логогенами и імагенами.

Согласно этой модели, продуктивность запоминания повышается в том случае, если информация имеет двойную форму кодирования. Образная память имеет большую устойчивость по сравнению с вербальной памятью. Преимущества образной памяти особенно проявляются в тестах на узнавание (по сравнению с воспроизведением - непосредственным и отсроченным). В частности, в разработке большинства мнемоник используют образный код для повышения продуктивности запоминания.

Декларативная и процедурная память. Впервые распределение на процедурную и декларативную память описал К. Кохен с коллегами в терминах «знать что» и «знать как». Считали, что процедурное знание направлено автоматизмами, мало осознанное и его трудно вербализовать. Чтобы актуализировать декларативное знание, нужно осознание.

Оба вида знаний участвуют в процессе когнитивной переработки. Декларативное знание может переходить в процедурный в меру его автоматизации. Есть нейропсихологические обоснование правомерности выделения этих форм памяти: по данным Л. Скваєра, во время болезни Паркинсона имеется патология в когнитивных навыков, однако остаются сохраненными воспроизведения и узнавание, тогда как в случае болезни Альцгеймера - наоборот.

Ж. -Фр. Ришар, исследуя природу функционирования знаний, предлагает в анализе репрезентаций использовать такую схему: различать концептуальные, образные, связанные с действием, и социальные репрезентации.

Концептуальные репрезентации конституируют наше знание о мире и выражаются с помощью предикативной структуры языка.

Все элементы, которые входят в концепт, должны иметь свойства, которые являются необходимыми и достаточными для определения этого концепта. Концепты различаются по уровню общности и объемом (количеством элементов, которые образуют определенный концепт). Что большая общность, то меньший объем концепта. Концепт можно описать с точки зрения классической логики как класс, все элементы которого эквивалентны и в котором смежные классы однозначно отделены друг от друга: достаточно знать, имеет ли элемент определенные признаки, чтобы определить его принадлежность к классу.

Образные представления отражают пространственные характеристики: формы объектов, их относительный размер и положение, их ориентации.

Образные представления, как и концептуальные, описывают с помощью моделей прототипа. Образные прототипы «подчеркивают» сходство между объектами, которые принадлежат к одному классу и уменьшают сходство между объектами, которые принадлежат к разным классам. В экспериментальном исследовании Т.А. Ребеко было доказано существование так называемых ТАК и НЕТ прототипов, то есть ментальных репрезентаций, которые соответствуют или за принятие (оценку объектов, которые принадлежат к определенной категории), или за отвержение (оценку объектов, которые не принадлежат к этой категории, принятие и отвержение объектов).

Репрезентации, связанные с действием, - это наше знание о действиях. Можно выделить два аспекта: первый - семантический - дает возможность понять значение действия и выражается посредством языка. Второй аспект непосредственно связан с выполнением действия, направляет и контролирует ее.

Функциональные репрезентации, по аналогии с концептуальными, рассматривают как организованы в таксономии сеть, в которой есть базовый уровень и прототипы. Базовую структуру действия составляют два существенные компоненты: цель действия и способ ее реализации. Во время интерпретации и своих, и чужих действий возможно доминирование одного из компонентов действия: либо действие интерпретируют, отталкиваясь от ее цели, или в связи с формированием программы действий. Но, в отличие от концептов, которые имеют языковое выражение, не все репрезентации действия связаны с языком.

Функциональные репрезентации тесно взаимодействуют с образным кодом (в частности вследствие того, что выполнение операций - элементов действия - зависит от контекста).

Є.О. Артемьева разработала модель «семантических универсалов», которые, помимо концептуальных и образных компонентов, содержат функциональные структуры. Автор вводит так называемые семантические коррелят активности, которые определяют способ «операции» с объектом: «то, как мы манипулируем с объектом, зависит от того, что мы о нем знаем».

Социальные репрезентации изучали в основном в социологии и социальной психологии. Они играют важную роль в поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планировании, предвидении и реализации скриптов. Кроме того, социальные репрезентации принимают участие в формировании и поддержании «образа Я». По мнению Дуаза, репрезентации отвечают за использование устоявшихся способов социального поведения. Социальные репрезентации принимают участие в понимании и интерпретации поведения других лиц (Верньо).

Как временные репрезентации традиционно выделяют схемы и скрипты. Схемы описывают временную организацию объектов, скрипты (рис. 14.7) - временную организацию событий.

Впервые понятие схемы в связи с получением новых знаний ввел Бартлетт в 1932 г. В схеме (с точки зрения ее функционирования) можно выделить несколько основных характеристик. Во-первых, схемы - это нечто целое и в то же время автономное относительно других знаний. Схема определяется не только через присущие объекту свойства, но и через контекст, в котором она реализуется. Во-вторых, схема имеет обобщенный и абстрактный характер. В ее структуре есть несколько пустых мест, которые можно заполнить специфическими элементами ситуации: эта операция называется партикуляризацією (или «підшукуванням примера»). Схема дает возможность дополнить себя отсутствующей информации. То же самое верно и относительно скрипта (например, «пошли в кино» дополняется действием «купили билет»).

Скрипт - нечто вроде плана действия, в котором отдельные исполнительные действия могут заменять друг друга при условии реализации поставленной цели.

Постоянные и временные репрезентации взаимно влияют друг на друга. Во-первых, в процессе онтогенеза и мікрогенезу происходит изменение постоянных репрезентаций.

Перманентные репрезентации изучали в связи с проблемой формирования понятий, построения новых категорий, созданием схем и скрипт. Верньо ввел понятие «концептуальной сферы», с помощью которого подчеркнул, что усвоения новых понятий зависит от усвоения других понятий, входящих в концептуальной сферы (примерами концептуальных сфер в области математики является структуры сложение, вычитание, умножение и деление).

Временные репрезентации исследовали в контексте проблемы организации и управления поведением.

Модели памяти:

  • сетевая модель памяти;
  • пропозиційна модель памяти (запоминание в зависимости от предложений человека);
  • модель двойного кодирования (с помощью вербального и невербального кодирования);
  • таксономические модели (это привлечение к классу, часть-целое и т.п.);
  • аналоговые формы (по аналогии);
  • декларативная модель памяти (осознание знания по условий его актуализации в случае необходимости);
  • процедурная модель памяти (знания направляется автоматически, мало осознается и трудно вербализуеться);
  • эпизодическая модель памяти;
  • семантическая модель памяти;
  • имплицитная модель памяти (без осознания предмета запоминания, или бессознательная память). Это память на движения, реакции и т.д.;
  • ясный модель памяти (осознаваемый память (классификация объектов, их группировку и т.д.));
  • автобиографическая модель памяти;
  • модель метапам'яті (память о свою память).


Назад