Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

15.1. Понятие мышления


Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируют как вопрос об отношении мышление относительно бытия. Сам термин «мышление» используют в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, иногда в качестве синонима «духа», т.е. психики. Философию интересуют очень простые вопросы: что первично - материя или мышления (ответ на этот вопрос разделяет материалистов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как происходит такое познание?

При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, очевидно, является вопрос о том, чье мышление является объектом исследований. Для философии мышления возникает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышления человечества, а в конкретно-психологическом аспекте акцент ставят на мышлении конкретных людей, конечно, вызванного историческим развитием. Философию (теория познания) в первую очередь интересует конечный продукт познавательной работы человека (можно ли мышление рассматривать как отражение внешнего мира?)

А психологию интересует сам процесс порождения и сохранения продуктов познавательной работы.

Психологическая наука в процессе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле зрения психологов прежде всего попали те виды мышления, которые изначально привлекали внимание философов. Это теоретическое, міркувальне мышления.

Один из выдающихся философов Г. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, следовательно, я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать его только в конкретно-психологическом аспекте, то становится понятным, что эта формула очевидно выдвигает мышления на первый план в психическом жизни человека, считая мышления признаком существования человека.

И вполне справедливо: ничто так не убедительно доказывает существование человека, как акт мышления.

Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования являются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умозаключения. Выделение этих форм, их систематизация и классификация - важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии, логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, поскольку ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реально осуществляется мышление, которое не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те ситуации, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности объекта, который изучается, но и те случаи, когда объекта приписывают определенные качества, которых он реально не имеет. Более того, психология изучает нарушено, искаженное мышление, которое возникает при определенных заболеваниях. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология, патопсихология.

Понятие «ошибка» вообще трудно применять к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто очень полезную подготовительную функцию.

С философским аспектом мышления тесно связан социологический, который ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.

Предмет психологии мышления размещен будто на пересечении двух отраслей: той, что относится к компетенции психологического изучения, и той, которая составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана сложность выделения предмета психологии мышления, поскольку оно четко не отграниченное от других психологических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Возникает вопрос, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность не является однородной, поскольку существуют различные виды мышления, а также различия в подходах к его определения, которые реализуют различные науками.

Мышления, особенно в XX в., интенсивно изучают и в пределах естественных наук. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление также является результатом деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы физиология изучает мышление. В физиологии высшей нервной деятельности образовался специальный раздел, наиболее тесно связан с проблематикой психологии мышления. Это - учение о две сигнальные системы. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, обеспечивающих реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динамики и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения и т.п., это относительно автономное задачи.

Состав понятий, которыми оперирует мышления конкретного человека, не определяется свойствами ее нервных процессов. Собственно он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре.

Итак, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно разные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ в отношении независимый от физиологического анализа.

В последние десятилетия мышления интенсивно изучали и продолжают изучать в кибернетике, в пределах которой сложились различные отрасли, среди которых наибольший интерес представляет та, которую называют «искусственным интеллектом».

Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека. А психологию прежде всего интересует специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, которые реализуются через современные технические устройства. Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно изменила содержание психологии мышления.

Отражая действительность, на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о внешние свойства и признаки предметов, которые фиксируются в ее сознании в гамме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, осязательных и других образов.

Но исчерпывающие знания о неощутимы, но существенные свойства и признаки предметов действительности человек получает с помощью мышления.

МЫШЛЕНИЕ - это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений в их существенных связях и отношениях.

Особенности мыслительного отражения действительности являются такими:

  • мышления выражается в опосредованном характере мыслительного отражение действительности. Опосредование могут иметь различную степень сложности в зависимости от особенностей познавательного задачи и предмета познания;
  • мышление отражает существенные признаки, выражающие сущность предметов и явлений, их причинно-как следствие зависимости;
  • мышление имеет обобщенный характер отражения.

С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые оказываются общими для схожим в том или ином аспекте предметов, и осмысливает их обобщенно, оперируя понятиями.

Мышление человека неразрывно связано с языком, который является орудием формирования и способом существования мысли, поскольку в слове закрепляется накопленный познавательный опыт, который человек при необходимости использует.

Практика служит источником мыслительной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность:

  • научного познания мира;
  • предвидение и прогнозирование развития событий;
  • практического овладения закономерностями действительности, постановки их на службу своим потребностям и интересам.

Мышление является основанием сознательной деятельности личности, формированиями ее умственных и других свойств. Уровень его развития определяет, в какой степени человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она овладевает обстоятельства и себя.

Мышление каждого человека развивается и формируется в процессе его собственной активной познавательной деятельности, его содержание и характер всегда обусловлены общим уровнем познания, которого достигло общество на определенном этапе своего развития. Это дает основания рассматривать мышление как продукт общественно-исторического развития.

Общественная природа мышления проявляется также и в потребностях общества, в характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.



Назад