Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

15.2. Теории мышления


Рассмотрим самые известные теории, которые объясняют процесс мышления, их можно разделить на две большие группы:

  • теории, которые исходят из гипотезы о наличии у человека естественных интеллектуальных способностей, которые не изменяются под воздействием жизненного опыта;
  • теории, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Концепции, по которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяют как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. Считают, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют в человека от рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) по мере взросления организма.

Другие концепции интеллекта предполагают признание невродженості умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышления, исходя из влияния внешней среды, с идеи внутреннего развития или субъекта взаимодействия того и другого.

Своеобразные концепции мышления подано в таких направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и інтроспективної по основным методом; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только отрицанием елементності психических процессов и признанием доминирование их целостности над составом этих элементов, в том числе и в мышлении; в біхевіоризмі, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное); в психоанализе, который мышления, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

Інтроспективна теория (Ж. Адамар, О. Зельц, О. Кюльпе) рассматривает мышление как совокупность чистых операций, то есть бессловесных, безобразних актов и свидетельств выдающихся мыслителей. Это мышление без внутреннего вещания.

Генетическая теория (Перре-Клермон, Же. Пиаже) связывает мышления с причинно-наслідковими связями, развитием мышления в филогенезе и онтогенезе.

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциаций, связей следов прошлого и впечатлений, полученных от действительного опыта. Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, что ее (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить эта теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, что не зависят от ассоциаций с врожденными способностями ума.

В біхевіоризмі мышление рассматривали как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальт его понимали как интуитивное принятие відшукуваного решение за счет обнаружения нужного для него связи или структуры.

Нельзя сказать, что оба последних направления в психологии не дали ничего полезного для понимания мышления. Благодаря бихевиоризма к сферы психологических исследований вошло практическое мышление, а в русле гештальт-теории особое внимание стали обращать на моменты интуиции и творчества в мышлении.

Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и в психоанализе. Они связаны с привлечением внимания к несознательных форм мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Как своеобразные формы мышления у человека можно рассматривать защитные механизмы, что также впервые начали специально изучать в психоанализе.

Гештальтпсихологічна теория (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, В. Келер, Майєо, Секей) - выдвигает идею априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков. Она характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Это идея, наиболее четко представлена в гештальт-теории мышления, согласно которой способность формировать и превращать структуры, видеть их в реальной действительности и является основой интеллекта.

В современной психологии влияние идей приведенных теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с неким конкретным, внешне детерминированным задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, с которой следует мнение, что не имеет внешнего опору, называют схеме.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутренней стройности, последовательности и логичности. Мнение без схемы обычно называют аутическим мнением. Схема не является чем раз и навсегда заданным, она имеет собственную историю развития, что происходит за счет усвоения логики, средств управления мнением. Если определенную схему используют довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированную навык мышления, на умственную операцию.

Информационная теория мышления. По данным исследований, творческое мышление обнаруживает себя уже во время постановки задачи и имеет своеобразный ход (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О. Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук, Я. Пономарев). Как и процесс мышления вообще, оно проходит следующие этапы: создание образа, который соответствует условиям задачи; операции анализа, синтеза и прежде всего обобщения; нахождения принципа решения; получение результата. Однако в этом случае содержание каждого этапа отличается особой сложностью. Кроме того, этот вид мышления основывается на высокой интеллектуальной активности и отношении к творчества как к ценности.

Теория планомерного формирования умственных действий и понятий (Гальперин, Талызина, Салмина). П.Я. Гальперин внес в соответствующую отрасль исследований новые идеи. Он разработал теорию формирования мышления, которая получила название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы інтеріоризації внешних действий, определил условия, которые обеспечивают их самый полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Процесс переноса внешней действия внутрь, за П.Я. Гальпериным, происходит поэтапно, проходя четко определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданной действия по ряду параметров. Автор теории утверждает, что полноценная действие, то есть действие более высокого интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предыдущие способы выполнения той самой действия, в конечном итоге - на его исходную, практическую, наглядно-действующую, наиболее полную и развернутую форму.

Есть такие четыре параметры, по которым превращается действие при ее переходе извне внутрь: уровень исполнения, степень обобщения, полнота фактически выполняемых операций и степень освоения. Относительно первого из указанных параметров, то действие может содержаться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой языка и действие мысленно. Три других параметры характеризуют качество сложившейся на определенном уровне действия: обобщенность, скороченість и освоения.

Процесс формирования умственных действий, за П.Я. Гальпериным, проходит следующим образом:

  • Ознакомления с составом будущего действия в практическом аспекте, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном итоге должен отвечать. Это ознакомления - ориентировочная основа будущего действия.
  • Выполнение заданной действия во внешней форме в практическом аспекте с реальными предметами или их заменителями. Освоение этой внешней действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентирование в каждом.
  • Выполнение действия без непосредственного опоры на внешние предметы или их заменители. Перенос действия с внешнего плана в план громкой речи. Перенос действия в языковой план, считал П.Я. Гальперин, означает не только выражения действия в языке, но и прежде всего языковой выполнения предметного действия.
  • Перенос голосномовної действия во внутренний план, свободное проговаривания действия вполне мысленно («о себе»).
  • Выполнение действия в плане внутренней языка с соответствующими ей преобразованиями и сокращениями процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений, навыков и умений.

Нейропсихологічна теория (Бехтерева, Лурия, Цветкова, Братусевич, Прибрам). Мышление основывается на совместной работе различных систем мозга. При этом, как и другие познавательные процессы, оно имеет динамичную і системную локализацию.

В частности, наглядно-образное мышление обслуживают тім'яно-затылочные отделы левого полушария і лобные доли мозга. При поражении первых нарушается возможность объединения элементов информации, поступающей в интегральные схемы. Больные этой группы не могут понять логико-грамматического формулировки условий задачи (соотношение вроде «во столько-то раз», «на столько-то единиц»). Они не способны также построить конструкцию из кубиков по заданному образцу, хотя и понимают общий принцип построения и имеют соответствующее намерение. Поражения других не сказывается на решении задач, которые предусматривают поиск нужных пространственных отношений, однако больные теряют способность ориентироваться в условиях задачи, рассуждать. Относительно хорошо удерживая условия задачи, лишь иногда упрощая их под влиянием сложившихся ранее стереотипов, они, как правило, не сопоставляют с вопросом задачи. Задача теряет для них смысл. Не могут они оценивать и сам процесс решения.

В словесно-логическом мышлении принимают участие почти все функциональные блоки мозга, среди которых преобладает блок приема, переработки и хранения информации. Поражения этих блоков имеет своим следствием три главные типы патологии мышления.

Первый тип - нарушение процесса обобщения, снижения его уровня или искажения этого процесса.

В целом функциональная система, которая обслуживает мышление, есть разветвленной нейродинамічною организацией, которая объединяет различные отделы мозга как горизонтально, так и вертикально. Особую роль в ней играет левое полушарие, где кодируются значение языка.

На нейронном уровне является также специализация нервных структур - ансамблей нейронов подкорковых структур мозга и некоторых зон коры, которые состоят из гибких и жестких элементов. При этом выяснилось, что частота импульсной активности нейронов зависит от характера операций мышления. Наибольшую частоту предопределяют операции обобщения по значению, процессы формирования и выполнения программ нужных действий. В свою очередь, эти операции отражаются на активности нейронов, причем тех, которые входят в гибких звеньев обеспечения мышления: после выполнения ряда однотипных задач время реакции нейронов уменьшается. В целом же нейронные реакции достаточно изменчивы, и это зависит как от внешних стимулов, так и от внутренних состояний организма.

Второй тип - нарушение логического процесса мышления. К нему относятся такие явления, как «прыжки идей», «соскальзывание с темы», «отзыв на случайные ассоциации», непоследовательность суждений, вязкость мышления.

Третий тип - расстройство целенаправленности мышления, то есть нарушение его критичности, разноплановости.

О. Леонтьев предложил концепцию мышления, согласно которой между структурами внешней составляющей поведения, и внутренней, составляющей мышления, деятельности существуют отношение аналогии. Внутренняя, умственная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально ту же строение. В ней, как и в практической деятельности, может быть выделены отдельные действия, операции. При этом внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав умственной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние мыслительные операции и действия.

Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственному развитию детей. На ее базе было построено такие теории обучения (их можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я. Гальперина, теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова.

В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых предопределяет решения задач; второе касается отдельного действия, его характера; третье принадлежит к многократного выполнения тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, переданных с одной операции на другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальных операций, которые применяют в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожие на те, которыми человек пользуется в мышлении. Это открывает возможность изучения операций человеческого мышления на ЭВМ и построения машинных моделей интеллекта.

В соответствии с этими подходами, человек от рождения обладает тремя качественно разными, иерархически организованными типами производительных интеллектуальных систем:

  • система обработки информации, которая направляет внимание с одного ее вида в другой;
  • система, ответственная за постановку целей и управления целенаправленной деятельностью;
  • система, которая отвечает за изменение существующих первого и второго типов и создание новых подобных систем.

Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, которые касаются действия систем третьего типа:

  • В то же время, когда человек практически не занята обработкой информации, поступающей извне (когда, например, она спит), система третьего типа перерабатывает результаты ранее полученной информации.
  • Цель этой переделки - определить последствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Например, есть системы, которые управляют записью предыдущих событий, делением этой записи на потенциально стойкие, которые взаємоузгоджують части, а также определяют эту согласованность от элемента к элементу.
  • Как только такую согласованную последовательность замечено, в действие вступает другая система, которая порождает новую.
  • Формируется система высшего уровня, которая содержит предварительные элементы или части. И так далее. Так можно представить себе, например, формирование логических структур.

Один из самых известных психологов современности, швейцарский ученый Же. Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мнения о том, діяльнісне происхождения основных интеллектуальных операций.

Теория развития мышления ребенка, которую предложил Же. Пиаже, получила название «операционной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннюю действие, продукт преобразования («інтеріоризації») внешней, предметного действия, скоординированной с другими действиями на единую систему, основным свойством которой является возвратность (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция).

В развитии операционного интеллекта у детей Же. Пиаже выделил следующие четыре стадии:

  • стадия сенсомоторного интеллекта, которая охватывает период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы, которые окружают ребенка в их достаточно устойчивых свойствах и признаках;
  • стадия операционного мышления, которая включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка формируется речь, начинается активный процесс інтеріоризації внешних действий с предметами, формируются наглядные представления;
  • стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратными;
  • стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Эту стадию характеризует способность ребенка выполнять операции устно, пользуясь логическими соображениями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии на структурно организованное целое.


Назад