Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

15.4. Формы мышления и его разновидности


Результаты процесса мышления (мысли) существуют в форме суждений, рассуждений, умозаключений и понятий.

СУЖДЕНИЕ - это форма мыслительного отражения, которая заключается в отрицании или утверждении любого факта, связи и отношения между предметами и явлениями.

Характерным свойством суждения является то, что оно существует, проявляется и формируется в предложении. Однако суждения и предложения - вещи не тождественные. Суждение - это акт мышления, отражающая связи, отношения вещей, а предложение - это грамматическое сочетание слов, что обнаруживает и фиксирует это отражение.

Каждое суждение включает субъект и предикат.

Субъектом предмет суждения, о котором идет речь и который отражается в нашем сознании.

Предикат - это отражение тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: «Все солдаты вражеской стороны - мои враги», где «все солдаты вражеской стороны» - это субъект, а «мои враги» - предикат.

Суждение есть истинным, если оно правильно отражает отношения, которые существуют в объективной действительности. Истинность суждения проверяется практикой.

Суждения бывают единичными («Господин Кравченко - мой начальник»), частичными («Некоторые начальники проявляют бестактность»), общими («Все чиновники - бюрократы»). Это простые суждения.

Суждения, которые состоят из нескольких простых суждений, называют сложными (например: «Сегодня мой день рождения, мама готовит праздничный стол, пригласили гостей - итак, я буду веселиться с друзьями»).

В зависимости от того, считаем ли мы отрицаем наличие определенных признаков и отношений в объектах, суждения бывают утвердительных или заперечними. Истинность наших знаний или суждений мы можем выяснить путем раскрытия оснований, на которых они основываются, сопоставляя их с другими суждениями, то есть размышляя.

РАССУЖДЕНИЯ - это ряд связанных суждений, направленных на то, чтобы выяснить истинность какой мысли, довести ее или опровергнуть. Примером соображения есть доказательства теоремы. В рассуждении мы из одних суждений выводим новые путем умозаключений.

Умовиводом называют такую форму мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое. В умозаключениях через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение - это суждение, в котором на основании отдельных фактов, ссылок, конкретного, частичного делают обобщения. Например: «Серебро, железо, медь - металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются».

Дедуктивное умозаключение - это суждение, в котором на основании общих выводов и положений приобретают знания о частичном, конкретное. Например: «Все металлы при нагревании расширяются; серебро - металл: серебро при нагревании расширяется».

Умозаключение по аналогии основывается на сходстве отдельных существенных признаков объектов, и на этом основании делают вывод о возможной сходство этих объектов по другим признакам.

Умозаключения широко используют в научной и практической деятельности, в частности в учебно-воспитательной работе с детьми.

Данные, полученные в процессе мышления, фиксируются в понятиях.

ПОНЯТИЕ - это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки.

Существенные признаки - это такие признаки, которые принадлежат объектам за будь-яких умов, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать. Например, важный признак всех летательных аппаратов заключается в том, что они способны подниматься в воздух.

Понятие всегда существует и проявляется в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка образуются системы понятий, которые представляют различные отрасли наук. Понятие и слово представляют собой единство, но не тождество. Слово не образует понятие, оно является лишь орудием его образования.

Понятие - элемент мысли, слово - элемент языка. Нет понятия без слова, но не каждое слово - это понятие. Например, «вечереет» - слово и понятие «да» - слово, но не понятие.

Одни и те же понятия в разных языках передаются разными словами. Каждое понятие характеризуется объемом и содержанием.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - это отраженное в нем круг объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - это отражения в нем их совокупности существенных признаков.

Понятие с большим объемом называются родовыми («мебель», «транспорт»). Относительно понятий с меньшим объемом признаков («офисная мебель», «легковые автомобили»), то они есть видовыми.

Понятия, имеющие более широкий объем, имеют название категории. Например, «движение», «количество», «качество», «пространство», «время». Понятия делятся на общие и единичные.

Те понятия, которые отражают существенные признаки единичных объектов, называют единичными («автомат», «бой», «пушка», «разведчик»). Понятия, которые отражают признаки целых классов предметов, является общими («элемент», «оружие» и др.).

Понятие разделяют на конкретные и абстрактные.

В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления и связи между ними (например, «самолеты», «танки», «бойцы»).

В абстрактных понятиях отражаются существенные признаки и свойства отделено от самих объектов («тактика», «мужество», «храбрость», «добро», «зло» и др.). Разделение понятий на абстрактные и конкретные является относительным, поскольку абстракция имеет место в образовании каждого понятия.

Предметом мышления человека есть познавательные задачи, которые имеют разное содержательную основу и предопределяют разное соотношение предметно-действующих, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении. В зависимости от этого различают три главных вида мышления.

Наглядно-действенное мышление - решение задачи непосредственно включается в саму деятельность. Особенно необходимо в тех случаях, когда наиболее эффективное решение задачи возможно именно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное мышление проявляется в том, что человек оперирует образами предметов и явлений, анализируя, сравнивая ли обобщая в них существенные признаки. Оно присутствует и у высших животных. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется вследствие реальной видоизменения ситуации с помощью двигательного акта, который наблюдается.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, конкретизируя общие положения. С помощью образного мышления полнее воспроизводится все разнообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установка необычных, «невероятных» сочетаний предметов и их качеств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация меняется только в плане образа.

Наглядно-образное мышление значительно расширяет познавательные возможности личности, дает ей возможность содержательнее и разнообразнее отражать реальность. Развитие наглядно-образного мышления происходит в деятельности, характер которой требует оперирование образами различной степени обобщения, схематического изображения предметов и их символического отображения.

Словесно-логическое мышление (или абстрактное) происходит в словесной форме с помощью понятий, которые не имеют непосредственного чувственного подоплеку, свойственного ощущению и восприятию. Именно этот вид мышления позволяет выявлять общие закономерности природы и общества, на уровне самых высоких обобщений решать задачи, строить научные теории и гипотезы.

Это мышление сегодня выделяют как один из основных видов мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, что существуют и функционируют на основе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

Наглядно-действенное, наглядно-образное і словесно-логическое мышление является ступенями развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

На сегодня в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека, функционируя при решении различных задач. Описана классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используют несколько «парных» классификаций.

Например, различают теоретическое і практическое мышления по типу решаемых задач и зависимых от этого структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил.

Открытие периодической системы Менделеева - продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления - подготовка физического изменения действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление глубоко проанализировал психолог Б.М. Теплов. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества.

Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно разворачивается в условиях острого дефицита времени.

Например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана строительства дома после его окончания делает работу бессодержательной.

В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление иногда сложнее, чем теоретическое мышление.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используют такой критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышления, в одном случае это научные понятия, в другом - бытовые, ситуативные обобщения.

Существует также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Преимущественно используют три признака: временную (продолжительность процесса), структурную (разбивка на этапы), уровень течения (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутое во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Для интуитивного мышления присуща скорость хода, отсутствие четко выраженных этапов, оно минимально осознанное. В психологии это мышление изучали Я.А. Пономарев, Л.Л. Гурова.

В психологии существует еще один важный раздел мышления - на реалистичное и аутистичне. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используют термин «эгоцентрическое мышления», и для последнего характерно прежде всего невозможность принять мнение другого человека.

Важным является разделение мышления на продуктивное и репродуктивное. Исследовательница З.И. Калмыкова базирует это отличие на «степени новизны, которую получаем в процессе мыслительной деятельности продукта относительно знаний объекта». Необходимо также различать непринужденные мыслительные процессы от вынужденных. Например, непринужденные трансформации образов сна и целенаправленное решение интеллектуальных задач.

Указанные разновидности мышления находятся и оказываются в определенном соотношении. В развитых формах они могут проявляться как индивидуальные особенности мышления людей, обусловленные характером их деятельности, профессиональными факторами, соотношением первой и второй сигнальных систем и другими причинами.

Например, З.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты практического мышления. В целом соотношение между различными видами мышления еще не обнаружено. Однако понятно главное: термином «мышление» в психологии обозначают качественно разнородные процессы.



Назад