Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

15.5. Процесс мышления и понимания


Мышление часто разворачивается как процесс решения задачи. Процессы анализа, прогнозирования и предвидения исследовал ученый А.В. Брушлінський. Ученый отмечал: «Мышление - это всегда поиск и открытие существенно нового». Эти задачи могут относиться к сфере природы, общественной жизни или к самой человека, к его собственного мышления. Задачи могут возникать во время выполнения той или иной практической деятельности (например, при столкновении с препятствиями) или быть намеренно созданными: учебные и игровые задания. И в том, и в другом случае задача предстает как объект, как предмет умственной работы человека. Как правило, это не отдельный предмет, а целая предметная ситуация. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность. Особенности структуры задачи влияют (конечно, неоднозначно) на деятельность по его осуществления, поэтому психологу важно их учитывать.

Благодаря мышлению личность приобретает понимание предметов и явлений, долга, чести, достоинства, ответственности, политики, экономики, своего смысла жизни, Родины и т.д.

ПОНИМАНИЕ - это сложная аналітико-синтетическая деятельность интеллекта, которая направлена на раскрытие внутренней сущности предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отображаются.

В зависимости от характера задачи познавательного и его смысловой структуры понимание может проявляться в соотношении нового объекта с известным как таким, что имеет с ним общие признаки, в выяснении причины явления, определении исходных принципов и логических основ понимания факта, в осознании подтекста речевого высказывания, мотивов, смысла и значения человеческого поступка.

Необходимое условие понимания каких-либо фактов - достаточные знания и жизненный опыт человека, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.

Критерием понимания является сформулирована в слове мысль, которая отражает знания существенных признаков предмета или явления. Умение охарактеризовать словами то, что осмысливается, свидетельствует о правильное понимание.

Развитие мышления требует того, чтобы в этом процессе были учтены и соблюдены все психологических условий, от которых зависит его производительность.

Мышление начинается там, где перед человеком возникает нечто новое, неизвестное, когда она начинает анализировать, сравнивать, обобщать. Такие вопросы возникают в условиях проблемной ситуации.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ характеризуется наличием противоречий между реальным уровнем знаний и объективно необходимым для успешного решения поставленной задачи.

Одна из популярных в литературе схем организации стадий решения задачи предполагает выделение четырех стадий: подготовка, созревания решение, вдохновения, проверка найденного решения. Это представление о чотиристадійність любой сложной мыслительной деятельности, собственно говоря, является ответом на вопрос: как разворачивается процесс мышления?

Процесс решения задачи познавательного начинается с формулировки нужно определить, исходя из конкретных условий проблемной ситуации.

ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА - один из самых сложных этапов в процессе решения задачи.

Важную роль на этом этапе играет способность человека видеть неопределенность тех или иных предметов и явлений действительности; ставить вопрос, выделять проблемы, требующие выяснения.

Эти способности в значительной мере зависят от предыдущего опыта человека, ее проницательности ума, умение видеть непонятное там, где другому человеку все кажется понятным.

Второй этап решения задачи начинается с поиска путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы.

ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗ дает человеку возможность предусмотреть направления решения задачи и возможные результаты.

В случае, когда выдвинутые гипотезы не подтверждаются, их отвергают, уточняют условие задачи и само задание.

Решение задачи - завершающий этап процесса - может произойти по-разному. Возможны случаи, когда человек действует методом проб і ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез.

Решение задачи может основываться на таких стратегиях:

  • использование известных способов решения задачи;
  • применение аналогий в новых условиях проблемной ситуации;
  • творческая построение новой стратегии решения, путем преодоления инертности мышления.

Во всех случаях решение новой задачи является результатом длительной предварительной работы мышления, обобщение и реконструкции опыта решения задач в той или иной сфере человеческой деятельности.

Решение задачи иногда возникает внезапно после предыдущих напряженных, но безрезультатных усилий, как инсайт, догадку, открытия. Здесь имеет место интуитивное, не до конца осознанное в процессуальном аспекте нахождения решения.

Обратимся теперь к характеристике условий задачи, чтобы выяснить, какие именно параметры условий можно выделять. Прежде всего это элементы ситуации. Легко увидеть, что ситуация состоит из набора дискретных элементов. Элементы условий могут находиться между собой в различных соотношениях. К ним относятся пространственные соотношения (около-далеко, справа-слева) и функциональные. Остановимся подробнее на последних, поскольку они имеют особую значимость. Эти отношения определяются допустимыми правилами преобразования ситуации. Рассмотрим несколько типов функциональных отношений: «допускать...», «препятствовать...», «готовить...», «исключать возможность...», «ликвидировать...» и т.д. В системе функциональных и пространственных отношений оказываются ситуационные свойства каждого элемента, система же характеризует ситуацию в целом.

Решение задачи (а в искусственных задачах оно всегда известно) часто заключается в выборе определенного элемента из многих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная свобода выбора. Это то, из чего можно сделать выбор. Для достижения конечного результата может потребоваться разное количество промежуточных актов, которые обусловливают изменение ситуации, поэтому каждый следующий акт приходится делать в условиях, отличных от первоначальных. Эти изменения могут быть двух типов: зависимы только от решающих или независимые от них.

Заданный ситуацией набор альтернатив преобразование ситуации характеризуют количеством правильных, то есть тех, которые предопределяют нужный результат (одна или несколько, в последнем случае альтернативы различают по критерию оптимальности). В принципе количество альтернатив может равняться нулю и (неразрешимая задача) или быть практически бесконечным - в так называемых открытых задачах. Однако независимые от решающей изменения ситуации могут направлять на максимальное усложнение достижения результата (защита противника) и характеризовать многообразием - альтернативы независимых изменений ситуации. Независимые изменения ситуации могут или вообще препятствовать достижению результата, или определять конкретный путь его достижения после этих преобразований. Например, результата можно достичь за любой независимой изменения ситуации, но по-разному по каждой отдельной изменения.

К ситуации, которая изменилась, применяют все те характеристики, которые используют в начальных ситуаций, но измениться может только конкретное их значение. Может изменяться также и количество элементов в ситуации, их качественный состав и характер взаимодействий элементов, объективная свобода выбора и единственности или множественность решений (задача может также становиться совершенно неразрешимой).

Конечную ситуацию, то есть ситуацию, полученную после всех зависимых и независимых преобразований исходной ситуации, характеризуют степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата.

Каждый конкретный элемент ситуации обладает определенным объективным значением, что выражается в системе отношений этого элемента с другими.

Характеризуя объективное значение, следует различать значение, которых приобрел элемент при определенных изменений ситуации, поскольку это значение может быть как явным, так и неявным, скрытым. Следовательно, и изменения ситуации можно разделить на явные и скрытые.

Функциональные взаимодействия в ситуации имеют разную ценность, поэтому относятся и к различным изменениям ситуации. Отсюда такая характеристика, как «сильная» и «слабая» изменение ситуации, «хорошая» или «плохая». Существуют по крайней мере два разных источника создания ценности: а) через отношение к конечному результату - способствует или не способствует достижению результата; б) через отношение осуществляемой изменения ситуации до определенного типа, в общих принципов осуществления данного вида деятельности, втіленість в этой конкретной изменении ситуации общих принципов (которые сами приобрели позитивной ценности), то есть как бы через отношение к ценностей высшего порядка.

Ценности того самого преобразования ситуации, обусловленные этой двоякой системой отношений, могут быть между собой в разном взаимоотношении: или совпадать или не совпадать, или же даже находиться в состоянии конфликта. Например, конкретное действие, изменение ситуации может быть «слабой» через отношение к общих принципов ведения деятельности, но «правильной» через отношение к конечному результату (или наоборот). Конфликтность между различными ценностями относит такие задачи до особого класса.

Условия задачи часто являются «искусственными», то есть их создает другой человек. Будучи продуктом ее осмысленной деятельности, они воплощают в себе (в них екстеріоризується) определенный замысел («идея» задачи, ее «содержание»). Тот самый замысел можно воплотить с помощью различных средств - отсюда характеристика формы выражения замысла. Задача, которую создал составитель, продолжает существовать независимо от него, это относится и к замысла. Замысел выражает некоторое возможное преобразование существующей ситуации, установление определенной взаимодействия. Без этого взаимодействия задачи нельзя решить (результат не достигается), именно эту взаимодействие и имел в виду составитель, создавая задачи.

Замысел может быть различным в зависимости от того, какую именно функциональную взаимодействие выбрал составитель. Через принадлежность к определенного типа взаимодействий приобретает своей определенности замысел (и может быть опознан как в такой задачи). Эту основную взаимодействие может быть установлено в результате преобразования исходной ситуации, в результате независимых ее изменений или после всех преобразований, характеризуя конечную ситуацию, в которой результат достигнут. Основное взаимодействие может осуществляться в нескольких последовательных изменениях ситуации, она может также осуществляться во время различных альтернативных изменений ситуации. Различные виды основных взаимодействий объединяются в группы по их отношением к различным общих принципов выполнения определенного вида деятельности. Основное преобразование ситуации, направление такого преобразования может быть специально замаскированным.

Условия задачи могут словесно описанными, доступными для непосредственного восприятия (предметы и их изображения), или же их можно представить.

Итак, видим, что условия задачи имеют многоплановую характеристику, которую следует учитывать, изучая процессы решения задач.

Восприятие, понимание, запоминание условий задач можно осуществлять с разной легкостью или трудностями, их может характеризовать полнота и адекватность, они могут вызвать то или иное отношение субъекта, который решает задачи.

Напомним, что в структуру задачи входят не только условия, но и требования. Соотношение между ними заключается в выяснении того, все ли элементы условий нужны для решения, является ли лишние элементы, которые необходимы элементы отсутствуют. Зачастую требования словесно сформулировано. Можно выделить два типа требований. В первом случае - это указание на то, какой должна быть ситуация после преобразования исходной.

Деятельность по разрешению всегда полімотивована. Субъекта характеризует множество мотивов, которые находятся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задача - это связывание его с целой группой мотивов. Когда мы аналитически выделяем один мотив, который лежит в основе решения задачи, то вынуждены признать, что по мере решения задач эта первоначальная мотивация «обрастает» дополнительными мотивам, и деятельность все равно становится полімотивованою. Мотивация - это необходимое условие для развертывания актуальной умственной деятельности с решением задачи, но она может быть разной. На одном полюсе есть внешняя, на другом - внутренняя мотивация.

В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: так называемые внешние мотивы умственной деятельности и внутренние мотивы. Это разделение, конечно, очень условный, он имеет такой смысл: когда говорят о внешнюю мотивацию, то подчеркивают, что задачи решают ради достижения каких результатов, не связанных с познанием объекта; каких замаскированных, унаследованных свойств самой ситуации.

То же задача может решаться на основании внутренней мотивации, которая содержит следующие аспекты: понять, что собой представляет ситуация; какой метод решения задачи; какое отношение имеет решение такого рода задачи к разработке более общих вопросов психологии мышления? Это определенный комплекс чисто познавательных аспектов.

Решаемая задача всегда вызывает определенное отношение субъекта к нему, определенную его оценку, имеет для субъекта личностный смысл, в нем и выявляются особенности мотивации мышления.

Отношение может различаться по «модальностью» (положительное или отрицательное), за объектом (что именно предопределяет отношение), по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы), по характеру проявления отношений (переработка задачи, готовность к повторному участию в опытах).

Во время решения задачи познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития. Выявление несоответствия способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречия между исходным и искомым, соотношение между предыдущими и следующими целями при их последовательном достижении - все это предстает как внутренний источник развития мотивации во время решения задач. Кроме внешней и внутренней мотивации, различают также ситуационные и устойчивые мотивы (диспозиции, установки).

Умственная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ее характеризуют сложные переходы и взаимодействия этих уровней. О взаимоотношении осознанного и неосознанного в мышлении писал Я.А. Пономарев. Собственно проблему осознанного и неосознанного он конкретизировал в проблему отношений прямого (осознаванию) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Субъект также отражает побочный продукт действия. Это отражение может участвовать в дальнейшей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованы форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенные с точки зрения его цели».

По умственной деятельности также действует феномен установки. Д.М. Узнадзе называет установкой «склонность, направленность, готовность субъекта к совершению акта, который может удовлетворить его потребность как підготованість к осуществление определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности».

Мышление предстает не только как «ориентирование», что имеет качественно различные формы, но и как переориентирование, под которым понимают перенос отображения побочного продукта на место прямого.

Следовательно, общий объем невербалізованої активности (бессознательной работы) значительно превышает то, что отражено в словесном отчете и даже в раздумье вслух.

Невербалізована исследовательская деятельность носит выборочный характер, ее объем и состав меняются в зависимости от ряда факторов. На основе этой ориентировочно-исследовательской деятельности формируются неосознанные психические отображения (невербалізовані содержания) условий задачи и ее отдельных элементов, целых групп ситуаций, которые, как правило, шире от их вербалізованих эквивалентов.

В то же время неосознаваемые психические отображения имеют разную структуру. Они развиваются в процессе решения одной задачи, взаимодействуя между собой. Также имеет место перенос (использования) результатов ориентировочно-исследовательской деятельности с одной ситуации на другую (без их вербализации). В результате конкретное действие может оказаться передорієнтувальною, исследовательская деятельность разворачивается в отношении целой группы ситуаций, которые для субъекта предстают как единое целое.

В невербалізованій активности имеет место предвидение возможных изменений ситуации и результатов собственных действий относительно преобразования ситуации. Эти невербалізовані предвидения различают по параметрам субъективной вероятности, объемом, структурой, за последовательностью. Невербалізовані предвидения связанные с невербалізованим отражением ситуации и составляют важный механизм регуляции степени развертки поиска. В игровых ситуациях разворачивается процесс прогнозирования невербалізованих смыслов действия, а не только ее целей, что осуществляется через раскрытие их объективного значения.

К структуры задача, которую решает субъект, входят не только словесно сформулированы требования, но и те потребности (требования), которые не опредмечені в словесно сформулированных знаниях. Доказано, что к невербалізованої активности может происходить подготовка вербалізованого отображения свойств элементов ситуации. За переосмислюванням стоят невербалізовані переориентация в процессе решения задачи. Вербалізоване отображения может быть обобщением невербалізованих отображений. Вербалізоване и невербалізоване психическое отражение влияет на организацию поиска решения задачи. Они в разной степени возможны для перемещения из одной ситуации в другую.



Назад