Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

15.6. Индивидуальные особенности мышления


Каждый человек мыслит неповторимо. Алгоритм ее мышления индивидуальный. Поэтому говорят о индивидуальные особенности мышления, а именно:

  • самостоятельность мышление, которую характеризует умение человека ставить новые задачи и решать их, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей. Человек, которому присуще это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и других проблем;
  • критичность мышление, которая проявляется в способности человека не подпадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты явления или факта, проявляя ценное и ложное в них. Человек с критическим умом требовательно оценивает свои мысли, тщательно проверяет решения, учитывает все аргументы, проявляя тем самым самокритичне отношение к своим действиям. Критичность мышления в большой степени зависит от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний;
  • гибкость мышление, что проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации деятельности, освобождаясь от зависимости закрепленных в предыдущем опыте способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться с одного способа решения задач на другой, менять тактику и стратегию их решения, находить новые нестандартные способы действий по измененных условий;
  • глубина мышление, которая проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, скрытые за наслоением несущественных проявлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предвидеть возможные последствия событий и процессов. Именно эта черта свойственна личностям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни;
  • широта мышление, что проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, в творческом мышлении в различных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателем эрудированности личности, ее интеллектуальной разносторонности;
  • последовательность мышление, которая проявляется в умении следовать логической преемственности при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который точно придерживается темы соображения, не отклоняется от нее, не перепрыгивает с одной мысли на другую, не подменяет предмет рассуждения. Для последовательного мышления характерно соблюдение определенных принципов рассмотрения вопроса, понятность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в сделанных выводах;
  • скорость мышление - это способность оперативно разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, степени сформированности интеллектуальных навыков, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и соответствующим образом организована деятельность способствует всестороннему развитию ценных качеств мышления личности.

 

 Литература

1.  Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). - М.: Мысль, 1979.

2.  Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. - Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996.

3.  Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

4.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

5.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974.

6.  Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

7.  Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форировании умственных действий / / Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.

8.  Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.

9. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

10. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

11.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский гос. ун-т, 1997.

12.  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа развивать свой потенциал. - М.: Педагогика, 1984.

13.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

14.  Милордова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решении задач. - М.: Изд-во Ассоц. строит, вузов, 1997.

15.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ изд. випра. - К.: Вища шк., 2004.

16. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

17.  Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977.

18.  Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989.

19. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

20. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

21. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

22.  Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

23.  Тихонов O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. - М.: Моск. ун-та, 1984.

24.  Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.



Назад