Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Глава 16. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ


Мышление и интеллект - близкие сроки. Мы говорим «человек разумный», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом означуємо проблематику развития интеллекта.

Термина «мышление» мы можем назвать как аналог в нашем повседневном языке слово «обдумывания» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думания». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывания - это процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «обдумываем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Следовательно, оба сроки выражают различные аспекты одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это та, которая способна к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности.

С этих позиций можно вести речь об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, достаточно высоким и высоким).

Мышление и интеллект издавна считают важнейшими и характерными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используют термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам травмированным в самой человеческой сути.

Возникает еще одно, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли оказывается интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как свидетельствуют исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в некой области, например, науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось во время перехода от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области, например механики, и быть совершенно неспособной управлять научным коллективом ли принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научный, профессиональный, жизненный, семейный, общий, управленческий, политический, социальный и т.д.

Мышление рассматривается как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции об войны Александра Македонского, нужно создать определенное представление побед великого полководца.

Однако мышление - это еще не все познания. Познанием есть, например, и восприятие. Человек, который увидела в небе самолет, также создает представление увиденного. Однако эта репрезентация является результатом не мышление, а восприятие. Поэтому мышление определяют не просто как познания, а как специальное познания, «опосредованное и обобщенное».

Что это означает? Возьмем пример, который часто используют. Выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрый. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрого крыши делает вывод, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и достаточно простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом.

В случае мышление, таким образом, мы имеем дело не просто с созданием репрезентации на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: сначала создается представление внешних условий, а затем из нее выводится следующая представление. В частности, в нашем примере человек создает сначала первую представление, что относится к сфере восприятия (образ мокрого крыши), а затем выводит из нее вторую представление (недавно прошел дождь). Схематически этот процесс изображен на рис. 16.1.

 16.1

Рис. 16.1. Репрезентации в мышлении.

Французский исследователь Же. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенное трактовка мышления, главным образом то, которое представлено в работах представителей Вюрцбурзької школы, к которой он относился критически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трактовка, как «психическая адаптация к новым условиям» (Е. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Келер).

Сам Же. Пиаже определяет интеллект как «прогрессирующую возвратность мобильных психических структур», считает, что «интеллект является состоянию равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположены адаптации сенсомоторного и когнитивного порядке, так же как и все ассимилятивные и акомодуючі взаимодействия организма со средой». Эти формулы конечно, требуют, расшифровки. Один из традиционных способов выявления специфики мышления заключается в том, что его сравнивают с восприятием, т.е. другой формой познания. Этим же путем идет и Ж. Пиаже: «Восприятие - это знания, которые мы приобретаем о объекты или их движения в результате прямого и непосредственного контакта, который осуществляем с ними, тогда как интеллект - это знание, что существует лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различные отклонения и когда растут пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом».

Одним из исходных положений является различие объекта і субъекта. Объект - это некоторая внешняя данность, что существует вне субъектом, он неизменен. Субъект является индивидуальным объектом, которого автор концепции рассматривает с точки зрения действия. Между ними складываются определенные отношения. Теория Же. Пиаже содержит два основных компонента: выводы о функции интеллекта и выводы о стадии развития интеллекта.

В самом общем виде интеллект понимают как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, неотделимых от жизни. Выделены такие характеристики интеллекта: организация і приспособления (адаптация). Адаптация, в свою очередь, содержит две взаимосвязанные процессы, названных ассимиляцией и акомодацією.

Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики автор рассматривает как свойства биологического функционирование вообще. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто такое, что входит в это целое как элемент с их связями. Содержание термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воспроизведения субъектом во время его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта.

Аккомодация - это процесс приспособления самого субъекта, который познает, до разнообразных требований, выдвинутых объективным миром. Происходит не только воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект меняется в процессе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который отдельная человек накапливает до определенного периода, Же. Пиаже называет познавательной структурой.

Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта заключается в том, что не любое содержание, получаемый из внешнего мира, можно усвоить (ассимилировать), а лишь то, что хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. В описании функционирования интеллекта Пиаже использует термин «схема». Схема - это познавательная структура, принадлежащая к классу подобных действий, которые имеют определенную последовательность, что представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют между собой. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Же. Пиаже об организованной природе интеллекта. До основных понятий в теории Же. Пиаже принадлежит «равновесие». Речь идет о равновесие между ассимиляцией и акомодацією. Два типа функционирования интеллекта образуют состояние сбалансированного и несбалансированного уравновешенного состояния.

Учение о стадии развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, содержит выделение четырех стадий такого развития: 1) сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет); 2) доопераціональне мышления (от 2 до 7-8 лет); 3) период конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет); 4) период формальных операций.

Развитие интеллекта начинается к овладение языком. Один из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка заключается в прослеживании будущих результатов движения (как элементарные формы передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов - это становление генетически выходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязанность к предметам. Формальные операции будто оторваны от предметов.

Развитый интеллект автор рассматривает как систему операций. Операция - это внутреннее действие, которая произошла вследствие предметных действий. В отличие от последних, операция является сокращенной действием, она происходит не с реальными предметами, а с образами, символами, знаками, организованных в определенную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойства возвратности (речь идет о наличии симметричной и противоположной ей операции, что, исходя из результатов первой, восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение).

Развитие детского мышления исследователь понимает как изменение описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Же. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательными аспектами этой концепции является генетический подход при решении общо-психологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого субъекта, который познает. Это определяет следующие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятельности.

В то же время нельзя не отметить ограниченности этой концепции. Пытаясь выделить основные характеристики интеллекта, Же. Пиаже решает эту задачу путем привлечения прежде всего биологических и даже физических понятий (представление о равновесие). Развитие структуры интеллекта Же. Пиаже описывает с помощью понятий логики и математики. Однако в этих понятиях чрезвычайно трудно выразить ту новое качество, которое возникает на уровне человеческого интеллекта по сравнению с тем, что есть в биологических, физических или абстрактных логико-математических системах.

Представление о том, что интеллект - это организованное целое, является правильным, но настолько общим, что не дифференцирует его от поведения, направленного на добывание пищи. Интеллект человека оказывается биологической функцией. В учении о развитии интеллекта Же. Пиаже абсолютизирует момент самопродвижения, недооценивая значение целеустремленных, формирующих воздействий извне. Периоды развития операций слишком «привязаны» к возраста.

В исследованиях П.Я. Гальперина и его школы было показано, что в условиях специально организованного целенаправленного обучения можно сформировать формальные операции (классификации) уже в старших дошкольников. В теории Же. Пиаже не были освещены вопросы о функциональное развитие, как следствие, онтогенетическом и функциональное развитие остаются не сопоставленными. Формально-логическое мышление как высший развитие в онтогенезе трактуется ограничено, поскольку достигает «завершенных состояний», «конечной равновесия» в подростковом возрасте.



Назад