Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

17.1. Понятие воображения


До середины XX в. ученые не могли «приблизиться» к пониманию специфического психологического механизма (принципа действия) воображения. Сначала таким механизмом признавали ассоциации, что было еще одной причиной смешивания воображения с репродуктивными (відтворювальними) процессами, ведь ассоциация именно и является психологическим механизмом памяти и воображения. Если определять воображение как процесс, построенный на ассоциативной связи, придется даже сложные творческие акты объяснять простым комбинированием готовых элементов - в соответствии с законами сходства, смежности и контраста. Тогда все новое в нашем воображении можно объяснить как рокировку старого. Однако остаются непостижимыми ни состояния творческого вдохновения, ни незаурядная оригинальность творческих продуктов настоящих художников.

Наиболее удачной попыткой определить психологический механизм воображения является теория бісоціації А. Кестлера. Психологическим механизмом воображения является бісоціація. Как творческий принцип бісоціація имеет ту самую глубинную отличие от ассоциации - как нетворческого принципу, что и воображение от памяти. Ассоциация - это дело привычки, рутины, стереотипа; ассоциативным есть такое установление связей между идеями и образами, в котором нет ничего неожиданного, потому что эти идеи и образы уже давно находятся где то рядом, в одной отрасли, плоскости опыта, в одной «ассоциативной матрицы».

Бісоціацією становится момент внезапного столкновения идей, образов, которые принадлежат к совершенно разным ассоциативных плоскостей, контекстов.

Внезапная бісоціація конечно двух несопоставимых матриц завершается ПРЫЖОК МЫСЛИ от одного ассоциативного контекста в другой.

Происходит переструктурирование опыта. Бісоціативний акт лежит в основе не только воображения, но и юмора, где также очень важным является момент внезапной, неожиданной демонстрации хорошо знакомой ситуации в новом свете. Факт «старения» реприз и анекдотов свидетельствует о том, что именно мгновенная (бісоціативна) встреча идей и образов, которые раньше никогда не бывали вместе, вызывает чувство смешного. Потом, когда связь этих идей становится привычным (т.е. образуется единая ассоциативная матрица), повторение некогда забавной ситуации становится скучным. То, что можно сказать о повторении смешного, следует распространить и на любое дублирование оригинального вообще.

Условием, необходимым для осуществления акта бісоціації, является отсутствие стереотипного движения мысли, а также стереотипных автоматизированных навыков. Только в этом динамичном состоянии психики, свободном от стереотипов, творческое воображение может сочетать несочетаемое, образовывать новые синтезы.

Главное отличие рис ассоциативной и бісоціативної действия приведен на рис. 17.1.

Ассоциативная действие (привычка)

Бісоціативна действие (оригинальность)

Оригинальность ограничена матрицей; новое возникает лишь на базе матриц, которые уже взаимодействовали

Бісоціація независимых матриц, которые взаимодействуют впервые

Руководство к - и позасвідомими процессами

Руководство подсознательными процессами

Динамическое равновесие

Активация регенеративных возможностей

Неспособность к вариативности; ригидность переменных вариаций темы

Высшее изменчивость («отойти, чтобы дальше прыгнуть»)

Повторение

Новизна

Консервативность

Деструктивность - творчество

Рис. 17.1. Отличие рис ассоциативной и бісоціативної действия. 

Воображение связывается с сознательным, тогда как бессознательное функционирует вне языковым процессом. Вербальное сознательное мышление является подчиненным интуиции и воображении в решающей фазе творческого акта, но именно оно дает возможность художнику предоставить продуктам воображения, открытием совершенных форм.

Поскольку психологическим механизмом воображения признано бісоціацію, то она безусловно должна иметь подсознательные компоненты. Собственное воображение всегда имеет гибко высвобождаться от тесных границ существующего опыта, создавать новые связи, смело нарушать устоявшиеся и строить новое.

Воображение постоянно балансирует на грани сознательного и бессознательного, одного ассоциативного контекста и другого, деструктивности и конструктивности. Поэтому она всегда создает широкое пространство для самоопределения человека как творца. Конечно, одной только представь как отдельного психического процесса маловато для того, чтобы состоялась полноценная творческая деятельность человека; здесь воображение вступает в плодотворный союз с другими творческими психическими процессами - интуицией и мышлением. Интуитивные озарения создают предпосылки бісоціативних связей в воображении, а последние дают направление точным операциям творческого мышления, опосредованным знаками (словами, языком).

Воображение принадлежит к высших познавательных процессов. Она является необходимым аспектом любой человеческой деятельности.

ВООБРАЖЕНИЕ порождают потребности, которые возникают в жизни человека, и в первую очередь потребность изменить те или иные предметы окружающего мира.

Воображение - это воспроизведение в психике человека предметов и явлений, которые она воспринимала когда-либо ранее, а также создание новых образов предметов и явлений, которых раньше она никогда не воспринимала.

Функции воображения заключаются в:

  • моделировании конечного результата деятельности и тех средств, которые необходимы для ее выполнения;
  • создании программы поведения людей, когда проблемная ситуация неопределенная;
  • создании образов, которые не программируют деятельность, а подменяют ее;
  • создании образов объектов с опорой на схемы, графики, карты, фотографии территории, описания и т.д.;
  • создании принципиально новых предметов и явлений и т.п.


Назад