Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

17.3. Процессы воображения


Воображение рисует образ предметов и явлений, которые воспринимались ранее, или создает новые образы и ситуации, которые ранее не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово «новый» имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализована или же он остается на уровне идеального.

Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее распространенными из них являются:

  • Агглютинация (от лат. agglutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. А впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия.
  • Гиперболизация - увеличение предмета (великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74).
  • Литота - в отличие от гиперболизации, уменьшение предмета (мальчик-мізинчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.
  • Подчеркивание - акцентирование некоей части оскорбление или определенного качества. С помощью такого приема создаются шаржи, карикатуры.
  • Схематизация - образ воображения, когда различия уменьшаются, а черты сходства выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира.
  • Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием. Его широко применяют в литературе. 
  • Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новые, более-менее необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, именно его имели в виду исследователи прошлых суток, когда считали механизмом воображения ассоциации.
  • Алегоризація, создание аллегории - использование образа в переносном смысле. Образ является лишь условно избранным знаком некоего явления действительности.
  • Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким воображаемым отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.
  • Символизация, использование символов, является самой большой по значению, сущностной наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сны и т.д.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно избранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия, символ имеет неограниченный объем значение. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, принадлежащее до самого способа существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Стадии творческого процесса. Воображение можно характеризовать в количественном и качественном аспекте. Способность порождать определенное количество новых образов на протяжении определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «бессмысленную бесконечность» неуместных образов. Например, большое количество денег в государстве может проявлять не ее богатство, а только инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики воображения не следует отделять качественные характеристики. К ним относится осмысленность - соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностное глубина, мера выражения в них некой скрытой реальности. Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совершенно отсутствует при комбинировании образов. Именно она является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также аспект качества воображения презентует оригинальность - степень индивидуальности, непохожести на другие тех образов, которые являются продуктами воображения. В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такой его решение, которое случится лишь один раз.

Силу творческого воображения и ее уровень, как отмечает С.Л. Рубинштейн, определяют соотношением двух показателей:

  • того, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит ее смысловая насыщенность, объективная значимость ее продуктов;
  • того, насколько образы воображения новые и оригинальные, отличные от непосредственно данного ее порождение.

Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обе условия, есть творчески бесплодной, какой бы формально продуктивной она не казалась. Итак, главными характеристиками воображения являются:

  • производительность;
  • осмысленность;
  • оригинальность.

Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют эту единство. Французский ученый Т.А. Рибо приводил такие факторы воображения:

Интеллектуальный фактор. В нем воображение определяют как познавательный процесс, в котором происходит диссоциация (разложения) образов и ассоциация за редкими и случайными признаками. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышление по аналогии есть персонификация (все попытки наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на основании отдельной сходства).

Эмоциональный фактор. Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут воздействовать на воображение.

Бессознательное фактор. Существенными чертами вдохновения внезапность і безличность. Оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).

Органические условия воображения. К ним Рибо причисляет анатомические (отслежены корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мислительним типу творчества) и физиологические условия.

Начало единства. Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может проявляться в трех формах: органической (нормальной, творческой); неустойчивой (репродуктивной, неспособному к созданию нового) и крайний (болезненной, которая оказывается в бреду).

В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышления. За стадійними теориями творческого процесса некоторых авторов, в этом процессе выделяют различное количество стадий, но в их перечне прослеживаем единую последовательность.

За теорией Енгельмеєра, в каждом изобретении прослеживается «триакт»: желание (очерчена цель); знание (план достижения); умение (материальное исполнении); стадий творческого процесса тоже три:

  • ЗАРОЖДЕНИЯ ЗАМЫСЛА - здесь действует интуитивное мышление, связанное с мучительным процессом сомнений и мук;
  • ДИСКУРСИВНАЯ МЫШЛЕНИЯ - здесь действует логика и происходит эмпирическое исследование, возникает схема; необходимым человеческой способностью талант;
  • ПОДЧИНЕНИЕ МАТЕРИ - строится конструкция, от человека требуется усердие.

За теорией Уоллеса, в процессе творческого мышления выделяют четыре стадии, при этом ответственнейшей есть третья, связанная с интуитивным озарением (інсайтом):

  • подготовка - на этой стадии очерчивается задачи;
  • вызревания - на этой стадии происходит подсознательная работа над заданием, поиски решения (чтобы дать ему созреть, человеку надо отвлечься, заняться совсем другими вопросами);
  • инсайт (внезапное осознание решения);
  • проверка - для оценки правильности решения подключается мышления.

Гетчінсон тоже выделяет четыре стадии, подобные приведенным выше:

  • ориентации (начертание ориентиров проблемы);
  • фрустрации (встречи с препятствием, которое нетворче, стереотипное мышление не в состоянии преодолеть);
  • инсайта;
  • проверки.

Согласно теории Дж. Дьюи, в творческом мышлении выделены пять стадий:

  • определение задачи;
  • анализ;
  • выдвижение гипотез;
  • обсуждение;
  • оценка решения.

Итак, в последний модели творческого процесса главную роль действительно предоставлено мышлению, а не воображении с интуицией, однако стадия выдвижение гипотез в любом случае предполагает необходимость задействования воображения.

 

Литература

1.  Антонов А.В. Психология избирательского творчества. - К.: Вища шк., 1978.

2.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

4.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997.

5.  Гоголь Н. Авторская исповедь. - Псков, 1990.

6. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

7. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

8.  Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.

9.  Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

11.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

13.  Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - Минск: Университетское изд-во, 1984.

14. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

15. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

16. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

17.  Роменець В.А. Психология творчества. - К.: Высшая школа, 1971.

18.  Рычик М.В. Вот наглядных образов к научным понятиям. - К.: Сов. шк., 1987.

19.  Страхов И.В. Психология воображения. - Саратов, 1971.

20.  Тихонов O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. - М.: Моск. ун-та, 1984



Назад