Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

18.1. Понятие психосемантики


Пристальное внимание к «знака», который заменяет объект, возникла в недрах средневековой культуры и породила референтную теорию значения, для которой основным стало соотнесение «знака» и объекта. Этот интерес вызвал в наши дни бурное развитие психолингвистики и лингвистической семантики. Объектом рассмотрения этих направлений есть средства, с помощью которых содержание кодируется в языке. Психосемантика в свою очередь сосредоточена на вопросах, связанных с тем, как человек понимает смысл различной информации, каким образом она категоризирует свои знания о мире и отношение к нему. А.Р. Лурия называл семантическую строение слова его психологической структурой.

Проблемы понимания слов и идентификации объектов традиционно были достоянием психологии восприятия.

Важную роль в развитии психосемантичних исследований сыграли данные о положительном влиянии семантического контекста на восприятие отдельных стимулов. Эту закономерность впервые обнаружил Дж. Кеттел как эффект преимущества слова, который сводится к тому, что восприятие букв заметно ускоряется в контексте слова.

Проблемы категориальних структур рассматривались в рамках психологии памяти. Представление о том, что понятие хранятся группами и одновременно связаны между собой, появилось в психологии с момента ее зарождения. Однако лишь в 1940-х гг. развитие методического аппарата психологических исследований вызвал быстрое накопление экспериментальных данных. Это повлияло на создание многих моделей семантической памяти. Первыми моделями выступили кластеры модели семантической памяти, которые описывали ее как множества, состоящие из подмножеств категорий, а те, в свою очередь, - из значений. Дополнительные исследования характера структурной организации семантической памяти, ее формирования и функционирования начались с конца 1950-х гг.

Исследование процессов категоризации надолго стало центром дискуссии в психологии развития, для которой существенной оказалась проблема усвоения ребенком знаковой системы. Эта тема занимала особое место и в развитии отечественной психологии. Понятия «значение» было одним из ключевых в теории Л.С. Выготского. Он описывал это понятие «как единство мышления и языка», «как единство общения и обобщения» и думал, что метод исследования отношение мысли к слову не может быть иным, чем метод семантического анализа. Труда Выготского по изучению формирования житейских и научных понятий в детском возрасте повлияли на развитие психологической мысли и заложили фундаментальные основы исследования проблемы значение. Его идеи нашли продолжение в работах А. М. Леонтьева, Е.Р. Лурії и других современных исследователей.

Зарождению психосемантики, как отдельной отрасли психологической науки, способствовало накоплению большого количества данных о фило - и соціогенез знаковых систем, а также нейропсихологических данных о нарушениях в понимании языка при локальных поражениях мозга. Развитие нового направления определила также ряд теоретических концепций, которые подтверждали, что познавательные процессы, включая процессы восприятия и категоризации, часто определяются личностными детерминантами.

Началом отсчета развития экспериментальной психосемантики принято считать труд Ч. Осгуда, который предложил технику семантического дифференциала для измерения конотативного значение объектов. Новый метод позволил исследовать инвариантные категориальные структуры субъективного опыта. Исследования Осгуда и его сотрудников нашли свое продолжение в самых разных областях научной и практической психологии.

В наше время наблюдаем процесс нового структурирования психологической науки, возникают области исследования на ее рамках традиционных разделов. В области психосемантики активно используют данные, полученные в этнографических и лингвистических, культурологических и нейропсихологических исследованиях. А результаты психосемантичних исследований находят свое применение в различных отраслях: в создании систем искусственного интеллекта, в архитектуре, рекламе, психодіагностиці и образовании.



Назад