Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

18.2. Сущность психосемантики


Проблемы психосемантики или психологических закономерностей организации категориального знания исследуются в рамках психологии восприятия, памяти, психолингвистики и психологии чтения.

Когда речь идет о семантическую обработку, то имеют в виду процессы выявления содержания или раскрытие плана содержания информации (по определению Ф. де Соссюра). При этом главное внимание исследователей уделено неосознанным процессам, которые происходят на ранних этапах восприятия. План содержания слов, текстов, образов объектов и явлений, действий и событий принято описывать с помощью понятия значение. Значение - междисциплинарный теоретический конструкт. Вместе с психологами его исследуют представители других гуманитарных наук. Психосемантика сочетает психологические исследования значения, которое понимают в психологии как важнейшую единицу психического отражения.

Психосемантика - это отрасль психологии, изучающая генеза, строение и функционирование индивидуальных систем значений, с помощью которых интерпретируют и понимают процессы восприятия, факты, слова, мимику, пантоміміку, поступки, события, ситуации и других людей, а также происходят процессы памяти, мышления, понимания, принятия решений и др.

Задача психосемантики заключается: 1) в исследовании различных форм существования значений в индивидуальном сознании человека (образы, символы, символические действия, а также знаковые и вербальные формы); 2) в анализе влияния мотивационных (мотивации) факторов и эмоциональных состояний человека на формирование в ней системы значений, семантической организации знаний; 3) в раскрытии психических механизмов интерпретации и понимания процессов восприятия, фактов, слов, мимики, пантоміміки, поступков, событий, ситуаций и других людей в зависимости от сложившихся индивидуальных значений; 4) в развитии процессов памяти, мышления, понимание, принятие решений под влиянием индивидуальных значений; 5) в выявлении механизмов значение и категоризации; 6) в выявлении структуры множества значений и способов их организации и т.д.

Понятие значение и категории. Традиционно различают несколько видов значение, однако понимание того, что под этим подразумевают, может быть весьма различным в разных авторов. Референтное значение - это тот объект, событие или ситуация, что стоят за «знаком» (символом). В отечественной психологии в этом случае принято говорить о предметное значение «знака». Как синоним референтного значение часто употребляется денотативное значение. Дж. Брунер ставит знак равенства между денотативним и функциональным значениями (или категориям), подчеркивая не только предметную віднесеність денотата, но и подчинения его требованиям использования в определенных контекстах и в процессе понимания другими людьми.

В современных когнитивных и психолингвистических подходах значения определяют прежде всего через систему логических связей, в которые оно включено. Отсюда его понимают, скорее, как операцию логического вывода или предложение. В этом случае речь идет о категоріальне значение. Традиционно в отечественной психологии принято подчеркивать обобщающий и общественный характер категориального, или понятийного значение. С одной стороны, значение понимают как функцию выделения отдельных признаков в предмете, их обобщения и введение предмета в известную систему категорий. За С Рубинштейном, «обобщенное отражение предметного содержания составляет значения слова». С другой стороны, под значением понимают объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за знаком (Лурия).

Понятие конотативного значение также неоднозначное. А.Р. Лурия имел в виду знак равенства между конотативним і ассоциативным значениями. Слово (знак, символ) не только указывает на определенный предмет или явление, но и неизбежно обусловливает установление ряда дополнительных связей и является центральным узлом целой сети образов, обусловленных им или «конотативно» связанных слов. Комплексы ассоциативных значений, которые невольно оказываются при восприятии данного слова, называют семантическим полем и определяют его коннотативного значения.

Ч. Осгуд - один из основателей психосемантики - понимал под конотативним значением «...те состояния, которые возникают по восприятию слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Эти значения оказываются в форме «аффективно-чувственных тонов». Аффективно-чувственную окраску конотата выходит на первый план для большинства исследователей, которые рассматривают его как аффективный значение.

В. Ф. Петренко считает, что коннотативного значения ближайшее (на операционный, но не теоретической основании) к понятию личностный смысл, под которым понимают отношение субъекта к миру, выраженного в значениях. Речь идет о «значение» для личности, которое неразрывно связано с ее мотивам и общей направленностью и проявляется в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или явления, а также в форме неосознанных установок.

Разделение значение на виды еще не означает, что оно разделено во внутреннем мире. В отечественной традиции, значение - это единство представленности объекта, возможных действий (практических или умственных) относительно этого объекта и отношение к нему субъекта (Артемьева, Шмелев).

В противоположность этому подходу, в зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике значение понимают как сложную многокомпонентную структуру, которая состоит из более мелких, чем значение, единиц. По аналогии с фонетики, где все богатство речевого потока можно описать с помощью ограниченного набора фонем, всю количество значений можно подать ограниченным набором компонентов (схем, маркеров и т.п.). Более продуктивными являются направления, которые рассматривают структуру не столько одного значения, сколько многих значений.

Классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных) признаков или атрибутов, принято называть категориям. Устойчивые (инвариантные) структуры (сообщения) обобщенных признаков (атрибутов) или «типичные примеры» с категориальних множеств называют прототипами.

Различают вербальные и невербальные формы значений. Говорят также об представление или представление значения в той или иной форме. Этим подчеркивают надстимульний характер значение. Вербальные формы - представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других символах такого рода. Невербальные формы существования значение содержат разного рода образные представления и символические действия. Сюда можно отнести и устойчивые единицы эмоционально-оценочных структур, что всегда плохо предоставляются до вербального описания.

Выделение различных видов и форм значение и отражает основные проблемы, вокруг которых разворачиваются дискуссии и строятся экспериментальные программы. Первое направление исследований - проблема определения или категоризации. Она связана с выявлением значение, которое стоит за теми или иными перцептивними признакам.

Категоризация - процесс отнесения к той или иной категории, выделение существенных признаков. По мнению Дж. Брунера, этот процесс часто оказывается скрытым или бессознательным и имеет универсальный характер. Его суть заключается в приписывании разным вещам эквивалентности, объединение предметов, событий и людей в классы и реагировании на них в зависимости от принадлежности к разным классам, а не от их своеобразия.

Проблема категоризации в широком смысле предстает как проблема понимания. Исследование процессов понимания традиционно связывали с феноменом контекста - буква быстрее воспринимается в слове, значение слова легче вичленовується в предложении, содержание которого вложено в текст. Если появляется стимул, который противоречит контексту, возникает ситуация семантической несогласованности. Феномен контекста - один из самых стойких феноменов в области исследований семантических процессов. Это свидетельствует о том, что в этом случае нарушаются фундаментальные характеристики психических процессов, таких, как информационное предвидения и цикличность когнитивной обработки. Собственно процесс категоризации можно рассматривать как включение стимула во внутренний контекст.

Второе важное направление исследований - выявление структуры множества значений и способов их организации. После того, как в начале 1970-х гг. E. Тульвінг ввел разделение памяти на эпизодическую и семантическую, обычно говорят о структуры семантической памяти. Характер категориальних структур определяет возможности поиска и выбора нужного значения из множества вероятностей. Это является ключевым моментом для процессов распознавания (идентификации) образов, понимание слов и различных символов, а также для анализа и синтеза информации, поскольку посредством объединения значений в группы по одной или несколькими признаками и атрибутами происходит их обобщения.

Вместе с проблемой категориальних структур обсуждают форму представленности значение. В исследованиях значение наиболее изучены формы его фиксации в языке (значение слов, предложений и т.п.). Невербальные формы значение (значение изображений, плакатов, эмблем, мимических и выразительных движений) менее изучены. Была даже распространено мнение, что значение связано лишь с вербальными стимулами. Однако образы и символы могут быть организованы в устойчивую систему отношений, которая функционирует как категориальная система. Это было показано, например, в исследовании В. Ф. Петренко (1983), который применил метод невербального семантического дифференциала.

Такие данные согласуются с теорией двойного кодирования А. Пайвіо, который ведет речь о существовании двух равноценных систем значений: образной и вербальной. Однако возникает вопрос о характере этой семантической системы, уровне ее организации, соотношение с вербальной системой. В последнее время стала популярной теория М. Поттере о третьей амодальну систему семантических кодов, которая не является ни вербальной, ни образной. В этом случае вербальные и образные способы обработки информации - лишь путь к этой третьей системы. Сейчас активно исследуют коннотативного значения, которое «стоит» за художественными образами, танцевальными движениями и т.д. Особое место занимают исследования семантики цвета, поскольку именно исследуя значение цветов, можно легко разграничить перцептивний, вербальный и категориальный аспекты восприятия и выявить их взаимовлияние. Например, Н. Сойа, исследуя процесс усвоения детьми названий цветов, в ряде экспериментов показала, что в детском развития существует момент, когда ребенок использует цвета для категоризации, понимает их соотношение с различными предметами, но путает вербальные обозначения. В другом эксперименте психологи обнаружили, что в языке центральноамериканского племени кечі для обозначения цветов употребляются всего пять прилагательных. Однако исследуемые прекрасно отличали зеленые предметы от синих, хотя и обозначали их одним словом.

Много исследователей считает, что цвета могут быть символами устойчивых аффективных систем значений. Было доказано, например, что отношение к основным цветов всех народов примерно одинаковое. Желтый и красный считаются «теплыми», красный при этом кажется особенно привлекательным, хотя иногда вызывает тревогу. А голубой цвет, наоборот, представляется «спокойным». Такое устойчивое отношение к цветов обусловлено их физиологическим значением для человечества как вида.

Третий важный направление исследований связано с понятием конотативного значение. Его часто описывают как влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений. В ряде экспериментов было продемонстрировано, что наряду с частотой слова большое значение имеет его эмоциональный индекс. Действительно, разные слова имеют разное эмоциональную нагрузку.

Влияние мотивационных и личностных факторов на формирование системы значений также представляет большой интерес. Хотя эта проблема традиционно исследуется в рамках психологии личности, она затрагивает и механизмов течения когнитивных процессов. Дж. Келли предложил понятие «личностные конструкты» для обозначения системы установок и отношение человека к миру, восприятие и оценку разного рода объектов и явлений окружающего мира.



Назад