Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.1. Понимание эмоций и чувств


Будь-яка человек знает, что такое эмоции, однако описать и объяснить их не всегда способна. И это не удивительно, поскольку до сих пор проблема эмоций в науке остается загадочной и во многом непонятной, хотя их роль в управлении поведением человека велика.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, принимают участие в управлении поведением человека как непринужденный компонент, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной и чувственной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Швейцарский психолог Е. Клапаред еще в 1928 г. писал: «Психология аффективных процессов - самая запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие разногласия. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, концевой, нераскладными явлениями, всегда похожими на самих себя и такими, что меняются только количественно. Другие же, наоборот, думают, что диапазон чувств содержит бесконечность нюансов и что чувства всегда представляет собой часть более сложной целостности... Простым перелічуванням фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы».

Например, В. Джемс еще в конце XIX в. указывал на то, что «во многих немецких пособиях по психологии главы о эмоции представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что является очевидным, есть определенные пределы, и в результате множества работ в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, составляет самый скучный отдел психологии».

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения определенных специфических форм изменения поведения, которые не предоставляются в объяснения, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться. М. Мейер вообще предсказывал исчезновения эмоций из сферы психологии.

Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, что не нуждается в обсуждении. Что вкладывается в эти понятия, которое сопоставления между ними? Попытки разграничить понятия «чувство» и «эмоция» делали давно. Еще В. Мак-Дугалл писал, что термины «эмоция» и «чувства» принимаются с большой неопределенностью и неразберихой, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений о основания, условия возникновения, функции тех процессов, в которых эти термины относятся.

Современных ученых, которые рассматривают сопоставления чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувством такое же определение, которое другие психологи дают эмоциям; вторая считает, что чувства являются одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувство как родовое понятие, которое объединяет различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственное чувство); четвертая - разграничивает чувства и эмоции.

Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но и сплошная путаница в описании того или иного явления.

Чувства как эмоции. В. Вундт, разграничивая объективные и субъективные элементы ощущение, первые обозначил как просто чувство, а вторые - как простые чувства. Однако характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет о эмоциональные переживания, эмоции, а не чувства. Несмотря на это, эмоциональные переживания стали обозначать как чувство, разделяя их на простые (ниже) и сложные (выше). Для многих психологов понятие «эмоции» и «чувства» являются синонимичными.

Иногда говорят о ситуативные эмоции, пытаясь таким образом отделить их от высших эмоций, названных чувствами. Наверное, это лишнее, поскольку эмоции всегда ситуативные.

Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувство обозначают как эмоции даже те ученые, которые в принципе разграничивают их.

В американском учебнике В. Квин написано: «Эмоции - это субъективное отношение человека к миру, пережитое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко переживают эмоции в чистом виде» и др. Немецкий психоаналитик П. Куттер употребляет слово «чувство» в самом широком смысле, в том числе и для обозначения эмоций.

О.М. Леонтьев считает чувство особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувство от эмоций их предметным характером, которое возникает в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирования устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом.

В П.О. Рудыка в состав эмоций входят настроения, аффекты и низшие и высшие чувства. Ниже чувство предусматривают удовлетворение или неудовлетворение естественных потребностей, а также чувства (чувства), связанные с самочувствием (усталость, вялость и т.п.). Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека.

Ученый совершил наиболее четкое разграничение эмоций и чувств. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение к имеющейся или возможного в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувства же имеет четко выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувства - это устойчивое эмоциональное отношение. Существенное и замечания А.Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, очень любимый мужчина может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию недовольство, даже гнева).

В некоторых учебниках наблюдаем обратную картину. У них есть только раздел «Чувства», в котором говорится о различные формы переживания чувств - настроения, эмоции, страсти и аффекты, даже о собственное чувство. Такого мнения придерживается и Г.О. Фортунатов, который причисляет к эмоций чувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека. Если придерживаться этого определения, то следует признать, что эмоций без чувств не бывает. Итак, чувство, с точки зрения вышеуказанных авторов, является родовым понятием для эмоций.

О.Г. Маклаков, рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, дифференцирует их так:

  • Эмоции, как правило, имеют характер ориентировочной реакции, то есть несут первичную информацию о нехватка или избыток нечего, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего). Чувства, наоборот, в основном предметные и конкретные. Такое явление, как «непонятное чувство» говорит о неопределенность чувств, и автор рассматривает его как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувств.
  • Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.
  • Эмоции в большей степени связаны со сферой бессознательного, а чувство максимально представлены в нашем сознании.
  • Эмоции зачастую не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.
  • Эмоции кратковременные, а чувство длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретных объектов.

Часто чувство понимают как специфическое обобщение эмоций, пережитых человеком. Это действительно может произойти, но только как единичный случай.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому определенная человек испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, переживать во время ее экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, какой будет результат экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, мать будет чувствовать тревогу, когда же и сообщит об успешно сданный экзамен, - радость, а при ее провале - разочарование, досаду, злость. Этот и аналогичные примеры показывают, что эмоции и чувства - это не то же самое.

Следовательно, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: и сама эмоция может выражать разные чувства, и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Чувства как устойчивое эмоциональное отношение к значимого объекта (эмоциональная установка). По мнению ряда ученых, научное использование термина «чувства» следует ограничивать лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, то есть оценочного отношение до каких-либо объектов. А.В. Петровский пишет, что «чувства - это пережитое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в ее жизни, что она познает или делает».

Субъективное отношение имеет три аспекта, которые составляют его содержание или структуру: оценочный, экспрессивный (эмоциональный) и побудительный.

Оценочный аспект отношение связан с сравнением себя и других с определенными образцами, эталонами поведения, с определением уровня достижений. В зависимости от оценки (хороший-плохой, хороший-плохой, хороший-плохой, честный-нечестный и т.д.) у человека возникает определенное отношение к предмету взаимодействия (уважительное или презрительное - к человеку, ответственное или безответственное - к своему делу, обучения и т.п.).

Экспрессивный аспект отношение связан с переживанием человеком своего отношения к объекту отношение, по поводу оценки эмоциями. Например, оценка человеком своей несостоятельности предопределяет не только негативное отношение к себе, но и тяжелое переживание этого отношения.

Побудительный аспект отношение выражается, например, в поездах и интересах, проявляется в стремлении овладеть объектом, который нравится, войти в контакт с человеком, которого обожают, заниматься деятельностью, которая нравится.

Указанные три аспекта отношение не оторваны друг от друга, хотя в разных видах взаимоотношений могут быть выражены в разной степени. Возникает вопрос: есть ли все виды субъективного отношения чувствами (то есть эмоциональными отношениями) или же чувства представляют особый их класс? Ответ, казалось бы, очевиден: по определению, субъективные отношения предвзятые, содержат эмоциональный компонент, следовательно, все они являются чувствами. Однако начальник может хорошо относиться к подчиненному как к специалисту, ценя его, учитывая его значение для эффективности управляемого им производства, но при этом он может не испытывать к нему никаких эмоциональных переживаний, будучи вполне равнодушным. Следовательно, возможны субъективные отношения, в которых эмоциональный компонент отсутствует. Отсюда чувствами можно считать только такое отношение к кому или чему, где оказывается неравнодушие человека.

В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями, которые оказываются «здесь и сейчас», чувство выделяют в реальной и воображаемой действительности объекты, которые имеют для человека стабильную мотивационную значимость. Это означает, что в отличие от эмоций, которые отражают кратковременные переживания, чувство долговременные и могут оставаться на всю жизнь.

Важно и то, что чувства как устойчивые образования могут быть как в открытом, так и в потенциальному, скрытом виде). Продолжительность же и скрытность - это состояние характеристики психологических установок. Отсюда длительное и скрытое положительное или отрицательное отношение к кого или чего есть эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях.

Чувства отражаются в эмоциях не непрерывно и в этот момент могут не проявляться в определенном конкретном переживании. Поэтому сопоставление между эмоцией и чувством такое же, как соотношение между мотивами («здесь и сейчас») и мотивационными установками, что длительное время сохраняются и многократно актуализируются во время возникновения адекватных для них ситуаций.

Следовательно, в отличие от эмоций, которые имеют кратковременный характер реагирования на ситуацию, чувства выражает длительное отношение человека до того или иного объекта.

То самое чувство может выражаться через различные эмоции в зависимости от ситуации, в которую попадает объект, относительно которого переживаемые чувства. Кроме того, и сама эмоция может «служить» разным чувством. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеха человека, которую ненавидишь. К чувств принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно пылко любить, но можно пылко и ненавидеть.

Все это свидетельствует о том, что не всегда эмоциональным отношениям присуща устойчивость. Особенно отличаются неустойчивостью отношения детей. В течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоциональные отношения могут быть достаточно устойчивыми, приобретая формы ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности.

В каждой личности в процессе ее развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамичная система субъективных отношений. Чем большее количество объектов, в которых человек выражает свое отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем больше в нее, по выражению Е. Эриксона, «радиусов значимых отношений».

Многообразие или узость отношений тесно связаны с другой характеристикой - дифференцируемостью отношений. Например, школьники младших классов в основном довольны как самым уроком из некоего предмета, так и различными его аспектами: отношениями с учителем, достигнутым результатом, условиями, в которых проводятся уроки и т.д. Их субъективные отношения часто возникают под влиянием случайных событий (понравился первый урок, следовательно, вообще заниматься этим предметом интересно). Это генерализованные позитивное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей, о неумении в своих оценках отделять один фактор от другого. Для них учебная дисциплина может быть интересным потому, что им нравится учитель, который преподает ее, или наоборот, учитель не нравится потому, что на уроке неинтересно.

Обобщенность эмоциональных отношений возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в выражении своего отношения к чему. Например, положительное отношение человека к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физкультурой станет ее убеждению, если она будет понимать роль любых занятий физической культурой для своего развития и регулярно получать от них удовольствие.

Для чувств характерна субъективность, поскольку те же явления могут иметь для разных людей разное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, то есть глубоко личный содержание переживаний, их скрытность. Когда делятся с близким человеком этими интимными чувствами, это означает, что идет разговор по душам.

В.В. Нікандров и Є.К. Сонина выделяют еще одно свойство чувств - прочность. Говорят также о глубину чувств, которая связана с устойчивостью и прочностью чувства.

Чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т.п.).

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их разделяют (например, П. Рудик) на три группы: моральные, интеллектуальные и эстетические;

Моральными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают разную степень привязанности к определенным людей, потребностей в общении с ними, отношении к ним.

К положительных моральных чувств причисляют чувство доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т.д. К негативным моральных чувств причисляют чувство индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злости, ненависти, недоброжелательности и т.д.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека: любознательность, любопытство, удивление, радость решению задачи, чувство ясности или удивление, чувство уверенности, сомнение.

Из этого перечня понятно, что речь идет скорее о познавательные или интеллектуальные эмоции, чем о чувствах.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствием или недовольством, обусловленные красотой или уродством воспринимаемых объектов, то ли явления природы, или произведения искусства, или люди, а также их поступками и действиями.

Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Такие чувства реализуются через эмоции, которые за интенсивностью простираются от легкого волнения до глубокой озабоченности, эмоции от удовольствия к эстетического восторга.

К.К. Платонов выделяет еще и праксичні чувства, к которым причисляет интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели; чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта.

С учетом этого обстоятельства и стоит подходить к оценке видов чувств, о которых речь пойдет далее.

В настоящее время появилось значительное количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор вопрос, поставленный в заголовке статьи. Джемса «Что такое эмоция?», остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия наметилась тенденция к эмпирического изучения отдельных эмоциональных реакций без попыток их теоретического осмысления, а порой и до принципиального отказа от этого. Так, Б. Райм пишет, что современное состояние изучения эмоций составляет разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. Существующие теории эмоций в основном касаются только частных аспектов проблемы.

Исходя из этого, А.Н. Леонтьев считает, что трудности, которые проявляются во время изучения этой проблемы, можно объяснить главным образом тем, что эмоции рассматривают без достаточно четкой их дифференциации на различные подклассы, которые отличаются как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому поэтому «Экспериментальной психологии» О.М. Леонтьев пишет: «Вполне очевидно... что, например, внезапный взрыв гнева имеет иную природу, чем, скажем, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют». По этому же поводу Ф. Тайсон и Г. Тайсон пишут: «Различные теории аффектов чаще всего являются несовместимыми друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более очевидно, чем другие. Еще и сроки «аффект», «эмоция», «чувства» нередко используют как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов». Кроме этого, нередко за чувства принимают моральные качества, самооценки, чувства.

Несмотря на большое количество публикаций по проблемам эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющих большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не сказываются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в не самое лучшее.

Возникает закономерный вопрос, что является тем компонентом, на основе которого возникают и проявляются эмоции и чувства? Таким компонентом, на наш взгляд, является переживания.

Много авторов связывает эмоции именно с переживаниями. М.З. Лебединский и В.М. М'ясищев так пишут о эмоции: «Эмоции - одна из важнейших граней психических процессов, которая характеризует переживания человеком действительности. Эмоции являются интегральным выражением измененного тонуса нервно-психической деятельности, которое отражается на всех аспектах психики и организма человека». Г.О. Фортунатов называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств. П.О. Рудик, давая определение эмоциям, отождествляет переживания и отношение: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживания, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности...». За Р.С. Нємовим, эмоции - это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей». Несмотря на разные слова, которые психологи используют для определения эмоций, суть их оказывается или в одном слове - переживания, или в двух - переживания отношений.

Итак, чаще всего эмоции определяют как переживания человеком в этот момент своего отношения к чему или к кому (к существующей или будущей ситуации, к другим людям, к себе самой и т.п.).

Однако определения, которые дают переживанием, имеют формальный и противоречивый характер. Например, Л.С. Выготский определял переживания как особую интегральную единицу сознания; К.К. Платонов - как проще всего субъективное явление, как психическую форму отображения, что является одним из трех атрибутов сознания; Ф.Є. Василюк - как любой эмоционально окрашенный состояние и явление действительности, которое непосредственно представлено в его сознании и является для него событием его собственной жизни. В то же время этот автор считает возможным использовать в названии своей книги понятие «переживание» в смысле «пережить», «преодолеть» критическую ситуацию, которая возникла. А это, в свою очередь, еще больше запутывает понимание сущности этого термина. Р.С. Немцов считает, что переживание - это ощущения, которые сопровождаются эмоциями. М.И. Дяченко и Л.О. Кандибович определяют переживания как осмысленный эмоциональное состояние, обусловлен значимой объективной событием или воспоминаниями эпизодов предыдущей жизни.

Для Л.М. Веккера переживания - это непосредственное отражение самим субъектом собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних емоціогенних объектов. Последнее является знание.

Мы считаем, что переживания - это особое внутреннее психическое с разным психоэнергетическим потенциалом и знаком, которое определяет эффективность функционирования всех подсистем психики.

Его характеризуют: полярность (знак); продолжительность; глубина; интенсивность; сила проявления.

Мы считаем, что эмоции и чувства относительно независимые и самостоятельные явления.

ЭМОЦИИ - это переживание человеком ситуативного или действенного значение предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего. Их психоэнергетический потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а потом так же легко об'єктивуватися в другое психическое.

ЧУВСТВА - это переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений.

Чувства развиваются постепенно. Их психоэнергетический потенциал, в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (патриотизм, дружба, любовь, гордость, достоинство, ревность и т.д.). Чувства - это такое внутреннее психическое, которое постоянно присутствует в психике человека, прямо и косвенно влияет на ее поведение и деятельность. Собственно переживания являются основой любой эмоции и чувства.

Исходя из этого, мы предлагаем страто-дифференциальную психоэнергетическую концепцию сферы переживаний человека, в которую входят: 1) эмоциональный тон ощущений; 2) эмоциональные состояния; 3) эмоциональные свойства личности; 4) различные эмоциональные явления и чувства. Следовательно, речь идет о сфере переживаний человека как более объемное понятие, чем эмоции и чувства.



Назад