Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.2. Классификация эмоций и чувств


Эмоцию (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимают как переживания, внутреннее волнение. Еще в первой половине XX века говорили о аффекты как эмоциональные реакции, направленные на разрядку эмоционального возбуждения, что возникло.

Вопрос о количестве и виды эмоциональных реакций обсуждают уже на протяжении многих веков. Еще Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и сразу, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своей основе два блага и два зла, следует разделять на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они разделяли их на 32 второстепенные страсти. Б. Спиноза считал, что существует столько видов удовольствие, недовольство и желание, сколько есть видов тех объектов, со стороны которых мы испытываем аффектов. Г. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость і сумм. Как видим, разделение мотивационных образований (желаний) чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, так же как и разделение чувств и эмоций.

Попытки дать универсальную классификацию эмоций пытались многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственные основания. Т. Браун в основу классификации положил временную признак, поделив эмоции на непосредственные, то есть те, которые оказываются «здесь и теперь», ретроспективные и проспективные. Он строил классификацию на основании отношение к источнику действия.

Все эмоции Т. Браун разделял на три группы:

  • которым присущ механический начало (инстинкты, привычки);
  • эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации);
  • эмоции с рациональным началом (самолюбие, обязанность).

И. Кант сводил все эмоции в двух групп, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальні и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он причислял к волевой сферы.

М. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он причислял презентативные чувства (ощущение), возникающих непосредственно во время действия внешних раздражителей. До второго класса - презентативно-репрезентативные, или простые эмоции, например, страх. До третьего класса - репрезентативные эмоции, обусловлены поэзией как раздражителем, что не имеет конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер засчитал выше, отстраненные, эмоции, которые создаются без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости).

Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что количество эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велика (значительно больше, чем 50000), что язык не имеет в своем распоряжении достаточное количество слов для их обозначения.

Titchener различал эмоции, настроение и сложные чувства, в которых существенную роль играют состояния удовольствие и недовольство.

Распределение эмоций с видом контакта живых существ. П.В. Симонов, исходя из характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить существующую потребность (контактными или дистанционными), предложил классификацию эмоций, представленную на рис. 19.1.

Величина потребности

Оценка вероятности удовлетворения

Контактное взаимодействие с объектом

Дистанционные действия

Овладение, владение объектом

Защиты, сохранения объекта

Преодоление, борьба за объект

Нарастает

Превышает прогноз, что был

Наслаждение, удовольствие

Восторг, счастье, радость

Бесстрашие, смелость, уверенность

Общение, воодушевление, бодрость

Небольшая

Высокая

Равнодушие

Спокойствие

Расслабление

Невозмутимость

Нарастает

Падает

Недовольство, отвращение, страдания

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние

Настороженность, тревога, страх, ужас

Нетерпение, возмущение, гнев, ярость, бешенство

 Рис. 19.1. Классификация эмоций человека в зависимости от характера действия.

Классификации эмоций в связи с потребностями. Некоторые психологи при классификации эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций.

Б.И. Додонов отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодна для решения одних задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций:

  • Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве за других людей, в желании давать людям радость и счастье. Альтруистические эмоции оказываются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-нибудь и в заботе, в сопереживании радости и успехов другого, в чувствах нежности, умиление, преданности, участия, жалости.
  • Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не каждая эмоция, которая возникает во время общения, является коммуникативной. Во время общения возникают разные эмоции, но коммуникативными является лишь те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремление к эмоциональной близости (иметь сочувственного друга, собеседника и т.п.), желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, понимать друг друга. К эмоций, которые оказываются при этом, автор причисляет чувство симпатии, чувство уважения к кому, чувство благодарности, чувство обожания кого-нибудь, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
  • Глоричні эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, уважение. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинанні лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у нее возникают отрицательные эмоции. Проявляются эти эмоции в чувстве потрясенного самолюбия и желании взять реванш, в чувстве гордости, достоинства.
  • Праксичні эмоции (или праксичні чувства, за П.М. Якобсоном). Это эмоции, которые возникают в связи с деятельностью, ее успеваемостью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с рефлексом цели (за И.П. Павловым). Выражаются эти эмоции в чувствах увлеченности работой, удовлетворении результатами своего труда, приятной усталости, убеждении, что день прошел не зря.
  • Пугнічні эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это стремление острых ощущений, захват опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация собственных возможностей.
  • Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением до всего необычного, таинственного, неизведанного. Оказываются в ожидании «светлого чуда», в привлекательном чувстве дали, особой значимости того, что происходит, или в зловеще-таинственном чувстве.
  • Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в когнитивной гармонии, как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятно, проникнуть в сущность явления, сводя, таким образом, всю имеющуюся информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, которая возбуждает эти эмоции, - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в недоумении, чувстве понятности ли невыразительности, в стремлении преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, свести все в систему, в чувстве домыслы, близости решение, в радости открытия истины.
  • Эстетические эмоции. Относительно этих эмоций существуют две основные точки зрения. Первый: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Есть переживания, в которых переплетаются разные эмоции. Второй: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не каждое восприятие произведения искусства предопределяет эстетические эмоции. Проявляются они в наслаждении красотой, в чувстве тонкого, легкого, возвышенного или величественного, возбуждающего драматизма («сладкий боль»). Разновидностью эстетических чувств есть лирические чувства светлой грусти и задумчивости, зворушеності, горьковато-приятным чувством одиночества, наслаждением воспоминаний о прошлом.
  • Гедонистические эмоции. Это эмоции, которые связаны с удовлетворением потребности в телесном и духовном утешении. Выражаются они в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной еды, тепла, солнца и т.п., в чувстве безмятежности, «сладкой лени», в легкой эйфории, в сладострастия.
  • Акизитивні эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти эмоции вызывает интерес к сбережения, коллекционирование, приобретение вещей. Оказываются в радости по случаю приобретения новой вещи, от увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при осмотре собственных накоплений и т.д.

Є.П. Ильину эта классификация кажется несколько надуманной. Содержание классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами нужд (для этого нужно еще иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих потребностей, чего до сих пор нет), а в том, чтобы выявить группы эмоций, которые различаются по качеству переживаний и их роли для человека и животных.

Разделение эмоций на первичные (базовые) и вторичные. Этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако ученые называют разное количество базовых эмоций: от двух до десяти. П. Экман на основе изучения лицевой экспрессии выделяет шесть таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость.

Г. Плутчик выделяет восемь базовых эмоций, разделяя их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:

  • разрушение (гнев) - защита (страх);
  • принятия (одобрения) - отвержение (отвращение);
  • воспроизведение (радость) - лишение (разочарование);
  • исследования (ожидание) - ориентация (неожиданность).

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдания), страх, вина, интерес, радость, смущение, удивление.

По мнению К. Ізарда, базовые эмоции должны иметь следующие обязательные характеристики:

  • иметь выразительные и специфические нервные субстраты;
  • выявляться с помощью выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
  • вызывать выразительное и специфическое переживание, которое человек осознает;
  • как такие, возникшие в результате эволюционно-биологических процессов;
  • осуществлять организационный и мотивационное влияние на человека, служить ее адаптации.

Разделение эмоций на ведущие и ситуативные. В.К. Вілюнас разделяет эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых).

Первую группу составляют переживания, порожденные специфическими механизмами потребностей, которые окрашивают предметы, непосредственно их касаются. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отображении предмета, который отвечает ей. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной мере определяют направленность других эмоций, поэтому автор и назвал их ведущими.

Ко второй группе принадлежат ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направлены на обстоятельства, которые опосредствуют удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, то есть в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, которые оказывают содействие ее осуществлению или усложняют ее (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и т.д.

Анализируя ситуативные эмоции человека, В. Вілюнас выделяет класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппами:

  • констатирующий успех-неуспех;
  • передбачувальний успех-неуспех;
  • обобщенный успех-неуспех.

Эмоции, которые констатируют успех-неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная эмоция успеха-неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. Эмоции предполагаемого успеха-неуспеха позволяют в случае повторного возникновения ситуации предвидеть события и побуждают человека действовать в определенном направлении.

Л.В. Куликов разделяет эмоции («чувство») на активационные, к которым причисляет бодрость, радость, азарт; тензійні (эмоции напряжение) - гнев, страх, тревога и самооцінні - сумм, вина, стыд, растерянность.

Эмоциональное реагирование автор характеризует за знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующий или тормозной), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью течения (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

В соответствии с того, какие переживания есть у человека (положительные - удовольствие или негативные - отвращение), эмоциональное реагирование отличается знаком « + » или« -». Следует, однако, отметить, что это разделение во многом условный и по крайней мере не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно причисляют к негативным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека и, кроме того, может давать человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль и такой негативной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что и радость, которая проявляется в форме злорадства, может нанести человеку, который ее чувствует, такой же ущерб, как и гнев.

Поэтому К. Изард считает, что «вместо того, чтобы говорить о отрицательные и положительные эмоции, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, наоборот, облегчают конструктивное поведение. Такой подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию к разряду положительных или отрицательных, в зависимости от того, какое влияние она оказывает на внутренне-личностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих етологічних и экологических факторов».

Высокая степень положительного эмоционального реагирования имеет название блаженства. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жару. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу.

Высшая степень положительного эмоционального реагирования имеет название экстаза, или экстатического состояния. Конечно, люди испытывают экстаз, когда переживают пик счастья. Для этого состояния характерно то, что он охватывает всю сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства. Для двигательной сферы при этом характерна или недвижимость - человек длительное время остается в одной позе, которую приобрела, или, наоборот, она чувствует телесную легкость, проявляет радость, что доходит до исступления, которое выражается в бурных движениях.

Экстатические состояния наблюдают и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко оказываются галлюцинации: райские ароматы, пение, видение ангелов и тому подобное.

Эмоциональное реагирование может быть различной продолжительности: от быстротекущих переживаний состояний, что продолжаются часы и дни.

Как пишет В.К. Вілюнас, мы восхищаемся или возмущаемся, расстроены или гордимся обязательно кем или чем. Приятным или трудным бывает то, что мы чувствуем, воспринимаем, мыслим. Так называемые беспредметные эмоции пишет он, конечно, тоже имеют предмет, только менее определен (например, тревогу может повлечь ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная атмосфера) или неосознанный (когда настроение портит неудача, в которой человек не может признаться).

В разнообразных проявлениях эмоциональной сферы личности С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими ощущениями удовольствие-неудовольствие, обусловленными органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейном, как специализированными, местного характера, отражая как эмоциональную окраску тона или отдельное чувство, так и более общего, разлитого характера, отражая более-менее общее самочувствие человека, не связано в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, высший уровень эмоциональных проявлений, за О. Рубинштейном, составляют предметные чувства (эмоции). На смену безпредметній тревоге приходит страх перед чем-либо. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмечування чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной области, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано захвата одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенной личности, возмущение каким-либо человеком или событием.

Третий уровень связан: с мировоззренческими чувством - более общими чувствами, аналогичными по уровню обобщенности постороннему мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Характерно, что Рубинштейн ничего не говорит о настроении, а аффекты и страсти отделяет отдельно от этих уровней эмоционального реагирования, хотя и пишет, что они являются близкими к ним.

В отечественной психологии традиционно выделяют следующие виды эмоциональных реакций: 1) эмоциональный тон ощущений; 2) эмоции (включая аффекты); 3) настроения.

Правда, есть и другие подходы. С.Л. Рубинштейн, например, писал, что аффективные процессы можно разделить на: 1) стремление, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. Другой подход проявляют В.М.Смирнов и О.И. Трохачов, которые выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) они разделяют на эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик, по мнению авторов, является наиболее динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключение в системах отношений человека к рутинных изменений ситуаций повседневной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика не являются большими, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека.

Более выраженная интенсивность, напряженность и продолжительность переживания присуща эмоциональной вспышки, который способен изменить эмоциональное состояние, но не связанный с потерей самообладания. Для эмоционального взрыва характерна эмоциональная реакция, которая бурно развивается, большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное равнодушие, сонливость.

Эмоциональные состояния, за В.М. Смирновым и О.И. Трохачовим, является эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоционального тонуса (настроения).

П.В. Симонов говорит о смешанные эмоции, когда в том самом переживании сочетаются и позитивные, и негативные оттенки (получать удовольствие, испытывая страх в «комнате ужасов» или катаясь на «американских горках», или переживать неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и др.).

Можно говорить о эмоциональные переживания различной продолжительности: мгновенные (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, что не попал мячом в корзину), кратковременные, которые длятся от нескольких десятков секунд до часа, длительные, которые охватывают несколько часов и даже дней.

Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотонія и т.д.) при определенных условиях может быть и оперативной (непродолжительной), и текущей (длительной), и перманентным (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций довольно относительное.

Еще дальше пошел. Веллек, он настаивает не только на разногласия интенсивности и глубины переживания, но и на антагонизме между ними. Он пишет, что эмоции взрывного характера проявляют тенденцию к поверхностности, тогда, как для глубинных переживаний характерна меньшая интенсивность и большая устойчивость (например, разочарование).

Физиологический компонент эмоционального реагирования. Поскольку эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновение переживания человека можно делать выводы: 1) за самозвітом человека о пережитом ею состояние; 2) по характеру изменения вегетативных показателей (за частотой сердечных сокращений, артериальным давлением, частотой дыхания и т.п.); 3) по психомоторикой: мимикой, пантомімікою (позой), двигательными реакциями, голосом.

Особое внимание физиологическим проявлениям уделяли в своей теории эмоций. Джемс и Г. Ланге, которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не оказывается.

Следовательно, и сама эмоция может сопровождаться у разных людей противоположными изменениями вегетатики, а с другой стороны, разные эмоции могут сопровождаться одинаковыми вегетативными сдвигами.

Лазарус ввел понятие «индивидуальный реактивный стереотип», то есть склонность человека определенным образом реагировать на наличие эмоционального напряжения (стресса).

Аффективные респираторными судороги возникают в основном у детей 2-3 лет, и для их появления достаточные испуг, обида, плач и другие негативные эмоции. Физиологическое объяснение этих приступов заключается в том, что при очень сильном возбуждении сужается голосовая щель для того, чтобы через нее проходило меньше воздуха и тем самым меньше подразнювалися заложены в голосовых связках рецепторы. Следовательно, организм путем саморегуляции стремится ослабить роскошный поток импульсов в центральную нервную систему.

По данным Л.Я. Дорфмана, эмоциональным переживанием различной модальности, активности и напряжение соответствует разная биоэлектрическая активность мозга, что находит отражение на ЭЭГ. По мере увеличения энергии в альфа, бета-1 и бета-2 полосах ЭЭГ модальность переживания изменяется в направлении от радости к печали.

Наличие при выраженных эмоциональных переживаниях физиологических изменений дает основание рассматривать как эмоциональные реакции состояния.



Назад