Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования


Экспрессия выражается через языковые, мимические, пантомімічні, жестикуляційні средства, а также через внимание к своей внешности.

Мимические средства экспрессии. Наибольшую способность выражать различные эмоциональные оттенки имеет лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному меняются, когда есть разные причины плача, а Л.М. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающие эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардонічна, радостная, искренняя и т.п.).

Я. Рейковський отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций влияют три фактора:

  • врожденные видотипові мимические схемы, которые отвечают определенным эмоциональным состояниям;
  • приобретенные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, которые предоставляют видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, присущие только данному индивиду.

Наиболее частыми мимическими паттернами, которые оказываются, есть улыбка (при удовлетворении) и «кислая мина» (при отвращении).

Расхождение в улыбке оказывается уже в 10-месячного ребенка. На мать ребенок реагирует улыбкой, при которой активизируется большой виличний мышцу и круговой мышцы глаза (улыбка Дачена). На приближение незнакомого человека ребенок тоже улыбается, но активация возникает только в большом виличному мышце; круговой мышцы глаза не реагирует.

С возрастом ассортимент улыбок расширяется. П. Экман и В. Фризен выделяют три вида улыбок взрослого человека: искреннюю, неискреннюю и несчастную, жалкую.

Неискреннюю улыбку разделяют на две разновидности. Вынужденная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным. Притворная улыбка имеет целью скрыть от окружающих свои негативные эмоции. Для неискренней улыбке характерна относительная пассивность круговых мышц глаз, в результате чего щеки почти не поднимаются и отсутствуют характерные морщины во внешних уголках глаз («гусиные лапки»). Неискренняя улыбка бывает, как правило, асимметричная, с большим сдвигом влево или вправо. Кроме того, она возникает или раньше, или позже, чем того требует ситуация. Фальшивая улыбка выделяется и продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного (от одной до четырех секунд). Период ее развертывания и свертывания, наоборот, короче, и поэтому она появляется и исчезает будто внезапно. По этим признакам неискреннюю улыбку распознать довольно легко. Однако при намеренно нещирій улыбке, когда сокращение скуловых мышц поднимает щеки, отличать ее от радостной улыбки без анализа ее временного развертывания бывает трудно.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18 недель утробного развития, а изменения «выражения лица» происходят, начиная с 20 недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций выражение лица.

П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радости, горя, отвращения, презрения, изумления, гнева, страха) и выделили три автономные зоны лица: участок лба и бровей, участок глаз (глаза, веки, переносица) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировать фотоеталони мимических выражений ряда эмоций.

В.А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова показали, что самые выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба, бровей. Характерно, что ведущие признаки не локализуются в области глаз.

У разных народов те самые выразительные средства обозначают разные эмоции. О. Клайнбер, изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, обнаружил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а недоумение отражает фразу «она выдвинула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовлетворения, блаженства, счастья.

Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Кроме жестикуляции, при сильно выраженных эмоциях оказываются целостные двигательные акты - эмоциональные действия. К ним относятся подскакивания при радости и сильном переживании за кого (например, во время соревнования бегунов на короткие дистанции), кувырки и другие ритуальные действия футболистов после забитого мяча в ворота соперника, объятия, поцелуи того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувства благодарности, закрыть лицо руками при неожиданной радости, плачи или стыде.

Звуковые и речевые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и содержание.

У человека он начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота (в связи с чем говорят: «живот надорвал от смеха»). При реготанні все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, уголки губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа поднялась, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются, нос, поморщился, кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.

Выражение эмоций в речи. Изучению изменения различных характеристик языка при возникновении эмоциональных состояний посвящено достаточно много исследований. К характеристик, по которым судят об изменении языка, причисляют интонационный оформления, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Установлено, что различные эмоциональные состояния отображаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузації, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличия или отсутствия переформулювань, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторах.

По данным Є.Х. Манерова, наиболее информативными являются параметры, которые связаны с частотой основного тона (зрізаність мелодичного контура, дисперсия и среднее значение частоты основного тона).

М.П. Фетіскін обнаружил признаки неекспресивної, монотонной речи. К ним относятся равнодушен изложение материала, автономность его изложения («чтения лекции для себя»), одиночное использование питальної интонации, лирических ударений, ускорений и замедление речи, отсутствие стремления вызвать у учеников эмоциональный отклик, меньше громкость речи, тенор тембр голоса (в отличие от эмоциональных педагогов, у которых чаще случаются альт и баритон), высокая частота основного тона.

Кроме того, отдельные исследователи отмечают, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы. Так, Л.М. Аболін показал, что у спортсменов и высококвалифицированных рабочих доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал (направленность движений, их скорость, темп, амплитуда, слитностью). У студентов во время лекций и практических занятий этот канал тоже является ведущим. Однако при волнении во время сдачи экзаменов и зачетов ведущими становятся языковой и мимический каналы.

Стереотипы экспрессии. Много профессионалов, которые работают с людьми (врачи и медсестры, учителя и воспитатели, руководители и студенты), пытаются использовать стереотипные схемы поведения в зависимости от ситуации общения.

Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние. Из вышеизложенного ясно, что эмоциональное реагирование человека составляет сложную реакцию, в которой задействованы различные системы организма и личности. Итак, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.

На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые сакцентировал внимание М.Д. Левітов. Он писал по этому поводу: «ни В одной сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, потому что в эмоциях, чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни».

По мнению Є.П. Ильина, состояние в широком понимании - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата. Это определения психофизиологического состояния допускает, что оно есть причинно обусловленным явлением, реакцией не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирования как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящиеся к подструктур и граней личности. Вследствие этого, как правильно указывал М.Д. Левітов, всякий состояние как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Переживание имеет внешнее выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

В целом функциональную систему, отражением реакции которой является психофизиологические состояния, можно представить как многоуровневую, что включает психический уровень (в том числе переживания человека), физиологический (центральная нервная система, вегетативная система) и поведенческий уровень (психомоторные реакции, мимика, пантоміміка).

Эмоциональный сторону состояний оказывается в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т.д.), а физиологический сторону - в изменении функций, и прежде всего вегетативных и двигательных.

Психические состояния влияют на ход деятельности. Этому соответствует и представление о эмоциональное состояние, как о фон, на котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека.

Емоціогенні ситуации. Существуют ли раздражители, объекты, ситуации, которые являются для человека эмоциогенными, то есть которые предопределяют ту или иную эмоцию?

П. Фресс утверждает, что емоціогенної ситуации как таковой не бывает. Она зависит от сопоставления мотивации и возможностей человека. Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но и оценка ее человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у нее потребностями, целями. Это оценка сложной для него ситуации, которая препятствует, не мешает или способствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Собственно оценка является первым шагом на пути создания емоціогенної ситуации, а не обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения емоціогенної ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые человек оценивает как значимые. Каждая ситуация для человека субъективная (плохая, хорошая или нейтральная, опасно или безопасно, выгодно или невыгодно, что трогает ее интересы или нет, и т.п.).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, которые плачут в кино или на спектаклях при трогательных сцен. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимую ситуацию, а о собственно емоціогенну ситуацию, что за механизмом эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на усвідомлюваному уровне, но и на неусвідомлюваному. Эмоциональная реакция, которая возникает за механизмом безусловного рефлекса, - это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс дает такую классификацию емоціогенних ситуаций:

1. Недостаточность возможностей приспособления. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:

  • новизне ситуации;
  • необычности ситуации;
  • внезапности ситуации.

2. Избыточная мотивация не находит применения:

  • при фрустрации;
  • при присутствии других лиц;
  • при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, потому что она касается только случаев появления негативных эмоций.

Філогенетичні аспекты эмоционального реагирования. Ч. Дарвин показал, что чувства человека, которые считались «святая святых» человеческой души, имеют животное происхождение. Много проявлений эмоций у человека, в частности выразительные движения, по Дарвину, являются рудиментами ранее целесообразных движений.

Г. Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации животных на всех эволюционных ступенях их развития.

Как отмечают В.А. Вальдман и другие, существуют различные мнения по поводу того, что можно считать эмоцией у животных. В одних случаях говорят о эмоции животных, в других - о эмоциональные реакции, в третьих - о аффективное поведение. Некоторые высказывают мнение, что о эмоции у животных можно судить только по их экспрессией и аффективной поведением. При этом не учитывают, что у животных, как и у человека, возникает эмоциональное состояние, которое можно зафиксировать физиологическими методиками.

Однако доказательства наличия у животных переживания эмоций все-таки есть. Многие мог неоднократно наблюдать проявление радости у собак при встрече хозяина после долгой разлуки: собака машет хвостом, скулит, лижет хозяина. Они способны выражать страдания, тоску по хозяином. При этом в них появляются слезы.

У высших животных возникают и схожи с человеком экспрессивные реакции. Смех, например, появляется уже в обезьян. При щекотании шимпанзе под мышками он издает резкий звук, похожий на смех. Когда смех прекращается, у него на лице остается выражение, которое можно считать улыбкой. Обезьяна при приятном ощущении оттягивает уголки рта назад (улыбка), увидев любимую особь, прибегает к звука, похожего на лейтенант.

Но хотя эмоции присущи и животным, у человека они имеют другой характер, потому что на них наложил свой отпечаток социальный образ жизни. Согласно механизмов произвольного управления, человек может вызвать в себе эмоциональные переживания, представляя какие ситуации или объекты.



Назад