Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.4. Характеристика различных видов эмоционального реагирования


Эмоциональный тон ощущений. Эмоциональный тон ощущений является филогенетически древнейшей эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствие или недовольство в процессе чувство. Поэтому М.М. Ланге причислял их к элементарных физических чувств. Он писал, что «...чувство удовольствия и страдания является показателем лишь имеющейся в этот момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При отвращении, страдании, удовлетворении всегда есть взаимодействие.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирования на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, который раздражает ли радует.

Функции эмоционального тона ощущений.

  • Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую в основном указывает много авторов, - ориентировочная, которая заключается в сообщении организма, опасен ли то или иное воздействие, или он является желательным или его надо избавиться.
  • Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которого - сообщать человеку и животным, что биологическую потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворен (и тогда возникает негативный эмоциональный тон - недовольство).
  • Третья функция эмоционального тона ощущений связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужного организма результата.

То же происходит и при торможении определенного поведения. Если организма она нежелательна и вредна в этот момент, тогда возникает чувство отвращения к объекту, который раньше вызывал удовлетворение. Например, в случае расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта нужно на некоторое время прекратить употребление пищи. Для этого патологические процессы во внутренних органах возбуждают нервные структуры «центры отвращения». Теперь любое раздражение, адресованное к пищевого центра от непосредственного контакта с пищей к ее вида, запаха лишь усиливает сразу и тем самым предотвращает попадание пищи в желудочно-кишечный тракт, способствуя хода восстановительных процессов. В этом случае животное или человек тоже вынуждена вести себя определенным образом до тех пор, пока отвращение к пище не исчезнет и организм не достигнет нужного ему результата.

Механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. Как отмечает В.К. Вілюнас, «...есть основания утверждать, что к соответствующей реакции побуждает субъекта не влияние, которое вызывает боль, а сам боль, не пищевое подкрепление, а положительное эмоциональное восприятие, то есть не сам раздражитель, а то эмоциональное состояние, которое он вызывает». Этот эмоциональное состояние, которое возникает за механизмом безусловного рефлекса, и является эмоциональным тоном ощущений.

У животных и человека в головном мозге есть «центры удовольствия» и «центры недовольство» (особенно много тех и других в підгорбовій (гіпоталамічній) участке, в миндалевидном ядре, зоне перегородки), нарушение которых и дает соответствующие переживания.

Появление удовольствие-неудовольствие определяет не только качество раздражителя, но и его сила. Известно, что раздражитель, который вызвал приятное ощущение, при его великой силе становится неприятным и даже вызывает боль. Следовательно, природа имела бы предусмотреть и другой параметр раздражителей - не только их качество, но и оптимальную зону их интенсивности. Слишком интенсивное удовольствие называют экстазом, а очень сильное недовольство - страданием.

Итак, привязка удовольствие - неудовольствие полезности или вредности раздражителя для организма должна учитывать не только качество раздражителя, но и его интенсивность. Кроме того, недовольство возникает и при отсутствии раздражителя.

Эмоциональный тон впечатлений. Эмоциональный тон удовольствие или неудовольствие, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатление человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, эмоций. Поэтому Є.П. Ильин выделяет еще один вид эмоционального тона - эмоциональный тон впечатлений. Если эмоциональный тон ощущений - это физическое удовольствие-неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений - эстетическое удовольствие-неудовольствие.

Эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоций. Именно это обстоятельство и дает основание разделить на положительные эмоции (связанные с удовольствием) и негативные (связанные с недовольством), то есть метить их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений - это знак эмоции.

Эмоциональный тон впечатлений имеет свойство обобщенности. Он, в отличие от эмоционального тона ощущений, может быть бесконтактным, то есть не связанным с прямым воздействием физического или химического раздражителя, а быть следствием влияния (воспоминаний о приятно проведенном отпуске, о победе любимой команды, о своем удачное выступление и т. п.).

Эмоциональный тон впечатлений может сопровождаться эмоциональным тоном ощущений а, следовательно, физиологическими изменениями в организме человека (отражаются интероцептивные и проприорецептивные ощущения).

Итак, можно отметить, эмоциональный тон ощущений - это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, который выполняет функцию биологической оценки и влияет на организм человека и животных раздражителей через возникновения удовольствие или неудовольствие. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже физиологического процесса (ощущение), который возник. Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом зумовлення, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений

Эмоция как реакция на ситуацию и событие. П.К. Анохин определяет эмоции как «физиологические состояния организма, которые имеют ярко выраженное субъективное окраску и виды, охватывающих все чувства и переживания человека - от глубоких страданий, которые наносят травм, к высоких форм радости и социального життєвідчування».

Сложность понимания эмоций заключается и в том, что, давая им определение, авторы причисляют их к любого класса эмоциональных реакций (эмоционального тона, настроения, аффекта), то только до одного, который они называют собственно эмоциями и отделяют от других классов эмоциональных явлений. Я. Рейковський, например, все эмоциональные явления разделяет на эмоции, волнение, аффекты і чувства; О.М. Леонтьев - на аффекты и страсти, собственно эмоции и чувство и т.д. О собственно эмоции говорят как о сложные эмоции - положительные (радость, возвышенность и т.д.) и негативные (гнев, горе, страх и т.п.), противопоставляя их простым эмоциям - эмоциональному тону ощущений.

Форма проявления эмоций. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегания) и пассивно (замирают от страха), радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться, в гневе человек может бушевать, или же у нее может все кипеть в груди.

Аффект. В начале XX в. среди различных «чувств» в самостоятельную группу начали выделять аффекты.

Любая эмоция может достичь уровня аффекта, если ее вызывает сильный или особо значимый для человека стимул.

Афектові как разновидности эмоции присущи:

  • быстрое возникновения;
  • очень большая интенсивность переживания;
  • кратковременность;
  • бурное выражение (экспрессия);
  • несознательность, то есть снижение сознательного контроля за своими действиями (в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках). В состоянии аффекта мало продумываются последствия совершенного, в результате чего поведение человека становится импульсивной. О таком человеке говорят, что она в исступлении;
  • диффузность; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Контроль внимание фокусируется в основном на объекте, который повлек аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

Аффективные проявления положительных эмоций - это подъем, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления негативных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние, что нередко сопровождаются ступором (застыванием в неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил, безразличие к окружающей ли раскаяние в содеянном, то есть так называемый аффективное шок.

Частый проявление аффекта при нормальных обстоятельствах свидетельствует или о невоспитанности человека (человек позволяет себе аффективное состояние), или об имеющемся у нее нервно-психическое заболевание.

Свойства эмоций. Эмоциям (впрочем, как и эмоциональном тона) присуща ряд свойств (рис. 19.2).

 19.2

Рис. 19.2. Свойства эмоций. 

 

Универсальность заключается в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это означает, что механизмы возникновения эмоций являются специфическими и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же самое можно сказать и относительно эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от разных ощущений, образов восприятия и представления. Это свойство эмоций выделил В. Мак-Дугалл.

Динамичность эмоций заключается в фазовості их течения, то есть в нарастании напряжения и ее разрядке. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое наблюдаем в случае действия, которая не останавливается. Разрядка напряженности, что возникло, происходит при совершении поступка. Человек переживает ее как облегчение, умиротворение или полное поломка.

Т. Томашевські на примере эмоции гнева выделил четыре фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммирование), взрыва, уменьшение напряжения и угасание.

Доминантность проявляется в том, что сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

Накопление і укрепление проявляется в увеличении психоэнергетического потенциала эмоций. Эмоции, связанные с тем же объектом, суммируются на протяжении жизни, что обусловливает увеличение их интенсивности, укреплению чувств, в результате чего и их переживания в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммирования эмоций является скрытность этого процесса: он происходит незаметно для человека, который его не осознает.

Адаптация заключается в притуплении, снижении остроты переживаний при длительном повторении тех самых впечатлений. Длительное действие приятного раздражителя влечет за собой ослабление переживание удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. Например, частое поощрения работников и тем же способом предопределяет то, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действия раздражителя может снова вызвать удовлетворение. По данным В. Витвицкого, адаптации испытывают и негативные эмоции, например, недовольство умеренной интенсивности, однако адаптации к боли не наступает.

Предвзятость (субъективность) заключается в том, что та же причина может вызвать у человека разные эмоции. Опасность в одних вызывает страх, в других - радостное, приподнятое настроение.

Заразительность заключается в невольном передаче своего настроения, переживания другим людям, которые общаются с определенным лицом. Вследствие этого могут возникнуть как общее веселье, так и скука или паника.

Пластичность проявляется в том, что ту же за модальностью эмоцию можно переживать с различными оттенками и даже как эмоцию разного знака (приятна или неприятна). Например, страх может переживаться не только отрицательно, но и при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

Удержание в памяти - это способность эмоций длительное время сохраняться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный.

Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) из обстоятельств, которые его сперва обусловили, на все, что человек воспринимает. Счастливой «все улыбается», кажется приятным и радостным. Обозленного человека раздражает абсолютно все: довольное лицо другого человека, невинное вопрос (одного подростка мать спросила, хочет ли он есть, на что тот закричал: «Да что ты мне все время в душу лезешь!») и т.д.

Перенос эмоций как свойство, заключается в их переносе на другие объекты. У влюбленного способность выявлять сентиментальные эмоции вызывает не только вид любимого человека, но и предметы, которыми она пользовалась (платок любимой, ее перчатка, прядь волос, письмо, записка), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой Родиной», они переносятся на земляков, что встретились вдали от нее.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла негативная реакция на крысу, начинает так же реагировать на похожие объекты (кроля, собаку, шубу).

Амбивалентность выражается в том, что человек может одновременно испытывать и положительные, и отрицательные эмоциональные состояния.

«Переключение» означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно за свою радость; я наслаждаюсь страхом; я впиваюся своим унынием и т.д.

Настроение (актуальный эмоциональный фон). В обыденном сознании его часто понимают как хороший или плохой «настроение», как настроенность (наличие или отсутствие желания) человека в этот момент общаться, чем заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д . (недаром подчиненные, идя на прием к начальнику, пытаются узнать, в котором он находится настроения).

В большинстве учебников психологии настроение описывают как самостоятельный эмоциональный феномен, который отличается от эмоций. Например, М.В. Данилова пишет, что то же явление одновременно может вызвать как эмоции, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга.

В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций, НАСТРОЕНИЕ в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуют:

  • слабой интенсивностью;
  • в значительной продолжительностью, поскольку настроение может длиться часами и даже днями;
  • непонятностью его причины;
  • влиянием на активность человека.

Л.В. Куликов, который посвятил настроениям специальную монографию, развивает собственный подход к их рассмотрению. Он выделяет в настроении пять компонентов: релятивний (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физическое самочувствие.

Релятивний компонент связан с отношением человека к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Он содержит ряд элементов структуры взаимоотношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция. Возникает эмоциональная доминанта, то есть эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания телесного благополучия - физического комфорта или дискомфорта.

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. К когнитивного компонента входит представление о себе.

Мотивационный компонент настроения Л.В. Куликов рассматривает в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность, характер течения в значительной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий. Говоря о мотивационный компонент настроения, автор стремится «лишь подчеркнуть, что мотивационная сфера как один из важнейших регуляторов в интегративной форме постоянно представлена некоторым компонентом в настроениях, а через него и в психических состояниях».

Компонент физического самочувствия отображает органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те размыты, слабо локализованные органические ощущения, идущие от внутренних органов.

Л.В. Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель пережитых в этот момент чувств и эмоций, а не как особый вид эмоциональных переживаний, рядом с эмоциями и аффектами. Он выделяет также доминирующие (стабильные) настроения и актуальные (текущие).

Є.П. Ильин считает, что не следует отождествлять настройки и настроение, хотя первое и является следствием второго. Настройки отражает желание, готовность человека проявлять ту или иную активность. Оно связано с произвольной регуляцией психического состояния. Настроение же пассивный по своей ґенезою.

Виды настроений. Выделены виды настроений лишь подчеркивают их тождество эмоциям. Настроение может быть хорошим (стенічним) і плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом выражении говорят о гіпертимію, то есть повышенное настроение. Ей присуща возвышенность, веселье, жизнерадостность с притоками бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное выражение гіпертимії характеризуют как гіпертимність. Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выразительности может привести к некритического проявления активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать. Она пытается за все браться, всех поучать, пытается привлечь к себе внимание любой ценой.

Другим проявлением хорошего настроения есть эйфория. Ей свойственна беспечность, благодушие и в то же время, равнодушное отношение к серьезным аспектов и явлений жизни. Эйфорический состояние имеет наркотические свойства - он активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы вызвать его, человеку становятся нужны алкоголь, наркотики, а артисту или спортсмену - зрители.

Настроение как эмоциональный фон. Распространенным является мнение, что человек должен настроение в каждый момент времени. М.М. Левітов пишет: «Настроение никогда не оставляет человека; только как и всякое психическое состояние, его замечают лишь в том случае, когда он приобретает позитивного или негативного акцента».



Назад