Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

19.6. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью


Функция эмоций - это узкое естественное назначение, работа, которую выполняют эмоции в организме, а их роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем, обусловленная их функциями или же их влияние на нечто, кроме их естественного назначения (то есть вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, определена природой быть только положительным, иначе зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное влияние. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциями, физиологическими изменениями в организме, не связанными с качеством регулирования (эмоциональной), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция.

Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, ей полезно это или вредно с ее точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно из личностных позиций: мешает эмоция, которая возникла, или способствует достижению цели, нарушает или нет здоровья человека и т.д.

«Негативные» эмоции, по мнению Б.И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «негативных» эмоций функционирует в ребенка с первых дней ее появления на свет, а «положительные» емоціії появляются значительно позже (Макарова). «Негативная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал благополучия. Понятно, что последнему сигнала нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к лучшему наступает быстро. Эмоции же возникают зачастую невольно.

Мнения ученых о значении эмоций и функции, которые они выполняют, расходятся. Однако несомненная главная функция эмоций - их участие в управлении поведением человека и животных.

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждали еще мыслители Древней Греции. Рассмотрим различные функции эмоций, которые они выполняют.

Відображально-оценочная роль эмоций оказывается за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) в основном на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения).

Отражательную функцию эмоций признают не все ученые. В частности, Е.К. Вілюнас считал, что «эмоции выполняют функцию не отражение объективных явлений, а выражение субъективного к ним отношения». И он, пожалуй, прав, поскольку для отображения реальности у животных и человека является анализаторы и мышления, которые выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть.

Нравится человеку то, что она видит в зеркале, или нет - это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отображаемом. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимому, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

Эмоциональная оценка как процесс. Говоря о результативно-оценочную роль эмоций, Б.И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно эмоции рассматривают не как процесс, а как конечный продукт - «аффективные переживания» и «телесные» (физиологические) изменения, которые их сопровождают. Это уже вынесены «оценки-приговоры». В связи с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяет эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося именно сопоставление за пределы эмоционального процесса». На самом деле, считает ученый, эмоции - это и процесс, который есть не что иное, как деятельность оценки информации о внешний и внутренний мир, что попала в мозг, которую ощущение и восприятие кодируют в форме субъективных образов. Поэтому Додонов говорит о эмоциональную деятельность, которая заключается в том, что отражена мозгом действительность сопоставляется с отраженными в нем же постоянными или временными программами жизнедеятельности организма и личности.

Мотивационная роль эмоций. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации потребности, которая возникает, и оценке значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

Эмоции как оценка значимости внешнего раздражителя. На первом (мотивационном) этапе главное назначение эмоций - сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые обозначаются определенным знаком (позитивным или негативным) еще до того, как их будет осознанно, логично оценено.

Эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость внешних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть того, что ее волнует. Об этом пишет А.В. Вальдман: «Эмоция - это такая форма отражающей психической деятельности, где на первый план выходит отношение к окружающей информации...». Однако А.В. Запорожец и Я.З. Неверович считают, что эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятный или неприятный ее результат, и в связи с этим говорят о функцию предвидения. Выполняя эту відображально-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоции таким образом способствуют ориентированию человека в различных ситуациях т.е. выполняют ориентировочную функцию.

Эмоции как сигнал о потребность, которая возникла. Відображально-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, которые являются внутренними побуждениями. Тесная связь эмоций с потребностями очевиден, и не удивительно, что П.В. Симонов разработал теорию эмоций, которая во многом базируется на зумовленні эмоций потребностями и вероятностью удовольствие последних, а Б.И. Додонов создал классификацию эмоций, которая основывается на видам потребностей.

Эмоции маркируют значимые цели. Иначе говоря, для того чтобы психический образ как поле потенциальных действий мог быть основой для построения и регуляции деятельности, его должно быть «обеспечено» специальным механизмом, который нарушал бы равновесие между одинаково возможными действиями и направлял бы индивида к выбору и преимущества некоторых из них.

Эту роль выделение в образе значимых явлений и побуждение к ним человека выполняют многочисленные разновидности предвзятого, эмоционального переживания.

Эмоции как механизм принятия решения. Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, что способны вызвать таким образом удовлетворения потребности, способствуют принятию решения. Очень часто, однако, достижения желаемого не обеспечивается информацией, необходимой для принятия решения. Тогда оказывается компенсаторная функция эмоций, которая за П.В. Симоновым, заключается в замещении информации, которой не хватает для принятия решения или вынесения суждения о нечто. Эмоция, которая возникает при столкновении с незнакомым объектом, предоставляет ему соответствующей расцветки (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его сходством с объектами, которые раньше случались. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все-таки помогает ей выйти из тупика, когда она не знает, что ей делать в данной ситуации.

Включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоции помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидания неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел до него как следует подготовиться), то есть выполняют прогностическую функцию.

Принятое решение связано с человеком санкціонуючою (в том числе такой, что меняет направление и интенсивность активности) функцией эмоций (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать состояние, возникший).

Осуществление эмоциями санкционирующего функции может базироваться на защитной функции эмоции страха. Она предупреждает человека о реальной (или мнимую) опасность, способствуя этим лучшем продумуванню ситуации, которая возникла, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Таким образом страх защищает человека от неприятных для нее последствий, а возможно, и от гибели.

Побудительная роль эмоций. По мнению С.Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самом содержит влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более-менее эмоциональные». В общем, вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, достаточно сложная и дискуссионная. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции, собственно, вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно.

Роль эмоций в оценке достигнутых результатов. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции дают субъективное окраска том, что происходит вокруг нас и в нас самих. Это означает, что на ту же событие разные люди могут эмоционально реагировать по-разному. Например, в болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, досада, а у болельщиков команды-соперника - радость. Люди по-разному воспринимают и произведения искусства. Недаром в народе говорят, что на вкус и цвет товарища нет.

Эмоция как ценность и необходимость. Хотя эмоции не являются мотивами, (которые Є.П. Ильин рассматривает как сложное образование, которое охватывает потребности, идеальную (существующую) цель и мотиваторы, то есть факторы, которые повлияли на принятие решения и формирования намерения), они могут возникать в мотивационном процессе не только как «советчик» или энергетический усилитель побуждений, которые возникают в процессе мотивации, но и как именно побуждение, правда, не до действий по удовлетворению потребности, а мотивационного процесса. Это происходит в том случае, когда у человека возникает потребность в эмоциональных ощущениях и переживаниях и когда человек осознает их как ценность.

Эмоции как ценность. На самом же деле понимания эмоции как ценности означает не что иное, как осуществление эмоциями функции побуждение, привлекательности для человека.

Потребность в эмоциональном насыщении. Понимание эмоции как ценности приводит Б.И. Додонова на мысли о том, что у человека есть потребность в «эмоциональном насыщении», то есть в эмоциональных переживаниях. Действительно, еще знаменитый математик Бы. Паскаль говорил, что мы думаем, что ищем покоя, а на самом деле ищем волнений. Это означает, что эмоциональный голод может прямо предопределять мотивационный процесс.

О потребности человека в положительных эмоциях пишет Э. Фромм. Действительно, человек делает много вещей, ради получения удовольствия, наслаждения: слушает музыку, читает книгу, как нравится ей, и не раз уже прочитанную, катается на американских горках, чтобы испытать острые ощущения и т.д. Поэтому эмоция возникает в виде цели (человек делает нечто ради получения желаемого переживания). Осознаваемая же цель для человека ценностью или, по Б.И. Додонову, мотивом поведения.

Характерно, что человек испытывает потребность не только в положительных эмоциях, но и в отрицательных.

Активаційно-энергетическая роль эмоций оказывается в основном за счет физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня нарушения корковых отделов мозга. За влиянием на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант поделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические (с греч. - сила), которые усиливают жизнедеятельность организма, и астенические - которые ослабляют ее. Стенічний страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегства от опасности). Именно он заставил лермонтовського Гаруна бежать быстрее лани. Способствует мобилизации сил организма и вдохновение, радость («окрыленный успехом», - говорят в таких случаях).

Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушающее) роль. Они могут привести к дезорганизации поведения и деятельности человека.

Эту роль эмоций в первой трети XX века едва ли не единственной. Ряд французских психологов одновременно выразила мнение, что эмоции могут нарушать целенаправленную деятельность. П. Жани заявлял, что эмоция - это дезорганізуюча сила. Эмоция вызывает нарушения памяти, навыков, приводит к замене сложных действий проще.

Очень часто дезорганізуюча роль эмоций, видимо, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И.П. Павлова (при очень сильных раздражителям нарушения переходит в запредельное торможение) или то же самое, что закон Єркса-Додсона. Слабая и средняя интенсивность эмоционального возбуждения способствуют повышению эффективности перцептивной, интеллектуальной и двигательной деятельности, а сильная и сверхсильная - снижают ее.

Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанную с достижением определенной цели, определяя в нее пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, или к замедлению темпов овладение определенной деятельностью, что кажется человеку опасной. Дезорганізуюча роль эмоций обнаруживается и при злости, когда человек стремится достичь цели любой ценой, повторяя те же действия, которые не приводят к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, она может забыть, что ей надо делать.

Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним менялось, а с другой стороны, дезорганізуючу роль эмоций не считали однозначной.



Назад